Объявляем второй бесплатный набор в единственную в России школу 3D-решений
На голове моего коллеги Влада активные 3D-очки (с активным затвором) метками для отслеживания поворота головы внутри виртуальной реальности 3D-куба — турбины двигателя «Боинга».Другая моя коллега разбирает 3D-манипулятором нейрон.
В прошлом году мы объявляли первый набор, понимая, что в России ещё не было такого опыта. Сегодня же у каждого нашего выпускника есть чёткое применение полученных знаний: кто-то будет создавать 3D-модели для архитектуры, строительства, медицины и инженерии, а кто-то — уже создаёт интерактивные приложения для обучения, презентаций и развлечений.
Ниже я расскажу, что есть у нас в центре 3D-решений, покажу оборудование, с которым можно работать, расскажу про обучение и о том, как попасть в бесплатную группу нашей школы, если вы студент.
Первый зал. Здесь сразу три 3D-объекта: проекционная 3D-система, 3D-видеостена и проекционный 3D-куб.
Сначала пойдём в куб. Данная версия мобильная, состоит из четырёх проекционных систем с 3D-проекторами и вычислительного кластера с мощными видеокартами на борту (стоит позади куба).
3D-куб работает в трех режимах.
В первом режиме, с трекингом, в куб имеет смысл входить только по одному. Он определяет положение маркеров на очках и меняет изображение так, чтобы вокруг вас было максимально реалистичное изображение. Когда вы входите в куб, создается ощущение, что вы находитесь внутри объекта, как бы висящего в центре куба. Например, турбины. Вращая головой, вы можете рассматривать разные его составляющие, не теряя ощущения, что находитесь внутри.
Во втором режиме, без трекинга, позволяет входить в куб сразу нескольким людям. Но 3D картинка (все еще смотрим через очки) в этом случае уже не парит вокруг вас, а просто отображается на экране.
И в третьем режиме очки не нужны — здесь мы отключаем 3D и видим просто 2D-картинку на всех экранах вокруг нас.
Но более распространенный, конечно, первый режим. В руках у меня — джойстик с такими же маркерами, как на очках:
Вот он ближе:
Текущий софт проецирует в виртуальном пространстве прямо из джойстика зелёный луч, которым можно захватывать предметы. Когда мы наводим лучом на предмет, он либо подсвечивается, либо появляется указатель, что этим с этим предметом можно интерактивно взаимодействовать. В нашем симуляторе идёт разборка виртуальной турбины на детали, при необходимости её можно даже включить, и она заведется. Вот грубое 2D-подобие:
Рядом 3D-видеостена. Здесь уже можно взять много пассивных очков (без мерцания) и стоять смотреть толпой. На ней сейчас запущен симулятор нашего ЦОДа Компрессор, с помощью него можно изучать интерьер и экстерьер объекта, а также проводить тренинги обслуживающего персонала и отрабатывать действия в случае аварийной ситуации.
Этот симулятор — прекрасный пример того, как делается поддержка в экстренных ситуациях. У нас есть полная 3D-копия дата-центра (это может быть также копия нефтяной платформы, военной базы или любого другого объекта).
Предположим, что после аварии на объекте выжил секретарь, курьер или даже уборщик. Специалист в штабе работает в виртуальной модели реального объекта и может по рации говорить человеку в ЦОДе, что делать: «Подойди к стене слева. Видишь зелёную лампочку? Рядом рубильник с красной ручкой. Дёргай!»
Управление — гироскопической мышью. Это фактически обычная мышь без привязки к столику. Её можно использовать дома, особенно если у вас большой экран. Рекомендую:
Ответная часть этой мыши — обычный донгл размером с флешку, который вставляется в USB-разъём.
И третья 3D-система — проекционная, она уже активная. Здесь нужны мерцающие очки со шторками.
На ней — обучалка по сборке двигателя внутреннего сгорания. А ещё американские производители грузовиков приносят такой стенд заказчику и показывают 20–30 варинтов моделей. Чтобы не гнать 20–30 машин через всю страну. В результате пригоняют только выбранные, что позволяет неплохо сэкономить.
Вот вспомогательное оборудование:
Динамики:
И кластер:
Кстати, не беспокойтесь, греет он почти как батарея, и поэтому зимой мы её отключаем.
Всё оборудование в зале мобильное и при необходимости разворачивается на любой площадке. У нас часто берут в аренду эти вещи для профильных выставок — архитектурных, инженерных, медицинских, промышленных, нефтегазовых и так далее — очень впечатляет.
Теперь следующий артобъект.
Это проектор, который светит в прозрачное акриловое вогнутое стекло с полимерной плёнкой. Если выключить свет — у вас будет создаваться впечатление, что перед вами висящее в воздухе трёхмерное изображение в человеческий рост. Куда дешевле 3D-куба, позволяет смотреть толпой и почти так же сильно впечатляет на презентациях. Вот почему эту технику особенно полюбили в музеях, презентационных центрах, автосалонах и других местах, где нужно произвести вау-эффект на зрителей или клиентов.
Вот ещё один экран, на этот раз без очков. Сразу показываю крупно:
Если присмотреться, видно, что используется принцип поляризованных элементов, как в детской игрушке-карточке, которую надо крутить, чтобы возникло трёхмерное изображение. Только поверхность панели сделана так, чтобы один глаз видел одну картинку, второй — другую. В дуге, где стоят зрители, эффект 3D без очков просто отличный. Стоит уйти с этих рассчитанных позиций — и начнутся искажения. Такова цена за отсутствие очков. Этот экран очень любят использовать в тех местах, где неудобно надевать очки, например, музеях (у нас уже несколько заинтересовались), торговых центрах и т.п.
Вот 3D-панель с возможностью управления контентом посредством движений на базе хорошо знакомого Кинекта:
Здесь разрабатывается обучающий и развлекательный софт. Сейчас мы учим детей переходить дорогу. В роли детей — студенты-экстремалы:
Перебежать никто не успел. Симуляция сделана так, что если побежать на красный — собьют только в путь.
Психологические травмы лечатся в футболе. Такие экраны ставят на стадионах в зонах фанатов, чтобы они могли позабивать чужой команде, пока не надоест.
Переходим в основной демо-зал:
Здесь 3D-стена, изображение на которой получается путем сшивки двух проекций, поэтому шов между ними отсутствует. Такую стену используют в больших аудиториях, размер конкретно это — 9×3 метров, но и это не предел. Сейчас на ней запущен симулятор отработки действий по обслуживанию оборудования нефтеперерабатывающего завода.
Уже знакомый вам 3D-манипулятор:
Кстати, посмотрите, как отслеживается положение манипулятора в реальности такими системами. Наш манипулятор требует сразу несколько датчиков над экраном:
Пока мы в их зоне действия, они ловят любое движение манипулятора:
У очков есть обычно ИК-излучатель, он здесь с краю еле различим:
Другие объекты отслеживаются вот такими инфракрасными камерами по расположению маркеров:
Рядом — обычный ноутбук и 3D-экран (у него визуально изображение висит в воздухе прямо перед вами). Сейчас на нем запущен контент для обучения сборке-разборке автомата Калашникова, с названиями составляющих и т.д.:
Только что отсюда были согнаны студенты, возможно, подтверждающие правило 34:
Хотя, конечно, нет. Это разработчики, сейчас они обсуждают сценарии взаимодействия ранее смоделированных объектов. Программирование ведётся на языке JavaScript, необходимо создать непротиворечивые сценарии взаимодействия (продумать сюжетные узлы и определить какой объект и как именно может действовать в результате срабатывания триггеров). Практически проектирование игр, только сфера другая.
Иногда их экран покрывается JavaScript кодом, но сейчас всё проще в визуальном интерфейсе. Примерно так:
Типов работ много. Мы учим комплексно, и через некоторое время становится понятно, что студенту интереснее и ближе: дизайнер и моделлер создает объекты в 3D;, а программист работает с интерактивной средой, «оживляя» её с помощью JavaScript. Как правило, минимальная команда для любого более-менее серьёзного проекта —это один моделлер и один скриптер.
Зачем нужен такой разработчик? Вот пример. Стол:
На нём — модель жилого квартала:
Управление из мобильного приложения — увеличить объект, показать его схему, смоделировать там ситуацию эвакуации или ещё чего-то и так далее. Всё меняется так, как нужно, и подо всё нужна разработка и дотачивание напильником.
Софт опять же стандартный, низкоуровневая работа не нужна:
И совместимость с чем угодно. Вот ещё манипулятор:
Тоже удобная штука — и тоже можно использовать без 3D.
Ещё пример софта. Здесь принцип — навёлся камерой смартфона или планшета на тренажёр, получил обучалку с тем, как правильно на нём заниматься. С показом типичных ошибок и обозначением работы групп мышц:
А вот так это будет выглядеть в тренажерном зале:
А вот эта милая девушка делает сейчас обучалки по сборке-разборке системных блоков. Как человек, видевший воткнутый PCI-E в AGP, могу заверить — продукт востребованный.
Если нужна 3D-модель объекта, мы используем не только навыки моделирования, но и 3D-сканер. Вот деревья из нашего квартала:
В КРОК есть сканер побольше, но он не для обучения, на нём гоняются промышленные задачи. Тем не менее иногда мы берём на нём время, для того чтобы отсканировать что-то крупное.
В нашем центре мы постоянно производим тестирование и изучение новых технологий. Вот, к примеру, нам привезли новый сверхмощный проектор, скоро будем тестировать. Он такой, что можно не выключать свет:
Про учёбуВ этом году у нас не 15, а целых 25 бюджетных мест, но в конкурсе на них могут принимать участие только студенты вузов старших курсов. Принцип отбора, будет такой же, как в прошлом году: два тура — дистанционный и очный. Для прохождения первого тура нужно заполнить анкету. Тех, кто пройдет во второй тур ждет собеседование, тестирование английского (потому что часть лекций и уроков читают иностранные специалисты EON), а также будет практическое задание по моделированию и программированию. Подробнее о конкурсе можно почитать здесь.Курс следующий: первые четыре месяца — теория, она общая: программисты мучаются от дизайнерской части, дизайнеры — от скриптов. Но обе стороны должны понимать друг друга. Затем 6 месяцев идет практика. На выходе — выпускной проект, который делают команды студентов.
В конце обучения выдаётся отечественный сертификат Учебного центра КРОК ОК и международный сертификат EON, который котируется по всему миру.
Как показала практика, выпускники этих курсов на рынке нарасхват. Плюс у лучших студентов есть возможность остаться работать в центре 3D-решений КРОК.
Что можно будет делать после выпуска? Как обычно, типичный класс задач такой: Создание 3D-моделей строительных объектов (например, АЭС — для виртуального обследования). Создание различных конфигураций объектов продаж (например, для демонстрации комплектации салона автомобиля с возможностью изменения комплектующих). Разработка контента для обучающих симуляторов (это необходимо для обучения персонала сложных производственных процессов, выход из внештатных ситуаций без риска реально существующего производства). Разработка 3D-контентных обучающих программ для образовательных учреждений (3D-модели для создания обучающих программ и тренингов для ВУЗов и школ) Ссылки