Об одном физическом факультете

Второй семестр подходит к концу, и, значит, уже можно сделать какие-то объективные выводы об учебе на физическом факультете Вышки. В этой статье мне бы хотелось рассказать о моем факультете, в частности, о лабораторных работах

76ialhx5r_2b-t8etkuecoyoebo.png

Подход


Мне кажется, что «плохих» учеников — меньшинство. Много преподавателей, не умеющих заинтересовывать в своем предмете студентов. Много университетов, не сумевших подобрать правильный подход к процессу обучения. Мне повезло попасть на факультет, где собраны замечательные преподаватели, являющиеся действующими учеными. Они могут погрузить аудиторию в атмосферу области своей работы, и это очень захватывает. Помимо преподавателей, мне очень нравится система обучения на факультете. Точнее так, она мне подходит. Есть много споров об эффективности Болонской системы образования и четырех сессий в год, я считаю, что тут надо определить, что подходит конкретно Вам. Я же хочу рассказать об одном большом (для меня) преимуществе конкретно моего факультета. Это лабораторные.
Во-первых, под практикум выделен целый учебный день. С 10.30 до 16.30. Хотя большинство учеников засиживается до 6–7 вечера, а кто-то, наоборот, может уйти пораньше. В этом плане нет строгости, кому-то удобнее выполнить всю практическую часть, а анализом заниматься дома, кто-то стремиться закончить с работой как можно скорее. Преподаватель толерантен к любому решению студента.
Во-вторых, по каждой лабораторной работе производится отчет. В первом модуле (модуль == семестр в школе) студентов учат оформлять научные работы. Нам показали, как работать с LibreOffice, с LaTeX, с GNUPlot и с Labview. Рассказали также о требованиях к оформлению статьи. Выбор, чем пользоваться, стоит за студентом, никто не будет ругать и за Word с Excel. Лично я предпочитаю обрабатывать данные в Python (иногда грешу Origin, если времени не хватает) и техать. Отчет можно сдавать в бумажном виде, можно отправлять в формате PDF на почту преподавателя.
В-третьих, помимо отчетов каждый ученик обязан один раз за семестр выступить с докладом. Доклад предусматривает устную защиту работы с презентацией. Тут, на самом деле, можно проявить креативность. Можно рассказать чуть больше о теории и применении какого-то оборудования, можно вдаться в подробности сделанного практикума. Преподаватель и слушающие студенты задают вопросы. Получается мини-конференция.

Оборудование


В кабинетах для лабораторных работ можно найти всевозможные крепежные элементы, нитки, микроконтроллеры и датчики (для желающих работать с LabView), измерительные приборы. Тут допускается полный полет фантазии. Лично мне очень нравится такая атмосфера, не люблю рамки. Основное оборудование также впечатляет. Мне больше всего запомнились работы с пневматическими ружьями, тепловизорами (Testo 865) и вакуумными машинами. В конце обзора привожу несколько фото.

О плюсах и минусах факультета


Помимо лабораторных работ из достоинств можно отметить преподавательский состав (многие преподают также в МГУ или на Физтехе), совершенно оригинальный курс предметов (отступление в механику сплошных сред, метод перевалов на приближенных аналитических методах, например), отзывчивость сотрудников. Группа студентов все-таки мнение одного студента не приоритет всегда может о чем-то попросить руководство, и в большей части ситуаций руководство помогает. Например, для нас организовали студенческую комнату с пуфиками, диванчиком, столами, досками и шкафами, чтобы можно было учиться и расслабляться в университете. Наш курс уже дважды посещал институты РАН (ИКИ и ИФП). Преподаватели готовы внести изменения в программу, если какая-то тема слишком сложная или, наоборот, легкая.
Конечно, недостатки тоже имеются. Как известно, проблемы для всех иногородних учеников Вышки заключается в длинной дороге до общежития (факультет находится на Курской, а общага — в Дубках или в Одинцово). Также факультету всего три года, определенно стоит корректировать программу. Например, введение в механику сплошных сред в конце первого семестра бралось штурмом, пока на математических методах мы только учились работать с матрицами (можно было бы заняться решением дифференциальных уравнений). В то же время, как я выше уже упоминала, учителя готовы подстраиваться под пожелания студентов, и мне кажется, что в скором времени проблемы с нескоррелированной программой исчерпаются. Еще многие люди считают, что в университете с названием «Высшая Школа Экономики» технарные направления не могут быть развиты. Хотя ФКН и Матфак уже который год подряд опровергают этот стереотип. Правда, это уже мелочи.
Вот такой вот получился обзор от студента-первокурсника. Задавайте вопросы, с радостью отвечу на все уместные.

Фото с лаб

© Habrahabr.ru