О влиянии апплета на работу iPhone в сети LTE
Сорок лет назад, когда сотовые телефоны были дорогой диковинкой, ассортимент устройств был очень невелик. Сегодня же нельзя даже примерно оценить разнообразие аппаратов, работающих по радиоканалу. Большое количество производителей, множество моделей и постоянный выход всё новых и новых устройств время от времени приводят к некорректному функционированию телефонов в сетях разных операторов. И последним приходится прилагать много усилий по тестированию работы всевозможных моделей в своих частотных диапазонах.
Тем не менее, всё и всегда предусмотреть невозможно. Многие операторы часто сталкиваются с особенностями работы тех или иных устройств на сетях не только на стадии запуска, но и в процессе эксплуатации, и Yota — не исключение. Через некоторое время после перехода компании в статус федерального мобильного оператора мы заметили нестабильность работы iPhone 6 и 6 Plus в сети LTE: незначительная доля владельцев этих устройств сталкивалась с тем, что время от времени смартфон терял сеть и долго не мог подключиться снова. О том, как удалось устранить эту проблему, мы и хотим сегодня рассказать.
Что такое апплет и для чего он нуженПоскольку Yota является виртуальным мобильным оператором, или на профессиональном языке — Full MVNO, мы используем роуминговые контракты MNO (в нашем случае — компании «МегаФон») по всему миру. То есть во всех странах роумингового присутствия MNO абоненты Yota имеют возможность пользоваться полноценным сервисом.Помимо очевидных преимуществ, такая схема работы влечет за собой следование определенным правилам использования параметров подключения MNO компании к сетям роуминг-партнеров. Для реализации этого механизма на SIM-картах Yota используется апплет, который умеет в автоматическом режиме переключать идентификатор IMSI с «домашнего» на «роуминговый» в случае попадания абонента в сеть роуминг-партнера «МегаФон» и обратно при возвращении в домашнюю сеть. Таким образом, для сторонней сети пользователь Yota на аппаратном уровне представляется как пользователь «МегаФон» со всеми вытекающими условиями предоставления роуминга.
По такому же механизму работают туристические SIM-карты, которые продаются в аэропортах и на вокзалах во многих странах. Они позволяют значительно экономить на звонках и SMS, находясь в роуминге, но, в отличие от Yota, пользоваться ими не слишком удобно: нужно сначала позвонить на специальный номер, тебе перезванивают, и далее устанавливается связь с запрашиваемым вами абонентом.
Затруднение с iPhone Любой мобильный телефон периодически посылает SIM-карте различные сообщения. У разных моделей бывают свои характерные свойства, они могут по-разному реагировать на те или иные стандартные события. Особенность работы нашего апплета на iPhone заключалась в том, что апплет интерпретировал инициализационную команду телефона так, словно устройство перезагружается, и в ответ отправлял команду на поиск сети. После нахождения сети iPhone снова подавал команду инициализации, а ему снова поступала команда на поиск сети. Получался замкнутый круг. После уточнения причины в апплет была внесена защита от этого события, а также добавлены корректировки по мониторингу в домашней сети и в роуминге. Кстати, такая же проблема с поиском сети и инициализационной командой была в своё время на одной из моделей Nexus от LG, но воспроизводилась она несколько по-другому, чем на iPhone.Казалось бы, можно поскорее обновить апплеты — и вопрос снимается. Но здесь есть один нюанс: изменения коснутся не только владельцев iPhone, но вообще всех клиентов Yota. А значит, изменив процедуру для устройств одного производителя, можно нарушить работоспособность телефонов от других компаний. Поэтому прежде чем централизованно рассылать новый апплет, была проведена процедура его тестирования. Для этого команда специалистов Yota посетила несколько стран с необходимым оборудованием, позволяющим в случае необходимости сразу обнаружить возможные проблемы с работоспособностью новой версии. Проверялись разные сценарии. Одно дело, когда вы летите на самолёте, телефон долгое время не находит сеть, а потом неожиданно оказывается в роуминге. А когда, например, вы пересекаете границу между домашней сетью и роумингом на автомобиле, могут возникать трудности, которые не происходят в случае с авиаперелётом. Все эти сценарии необходимо было проверить на телефонах разных производителей.
В то же время тестирование проводилось не только в других странах, но и в нашей сети, и в сетях других российских операторов, и в итоге длилось около двух месяцев. При обнаружении проблемных ситуаций необходимо было воспроизвести их, устранить причины, протестировать новую версию апплета и т.д. В общей сложности в тестировании участвовало около 15 различных моделей смартфонов, в том числе работающих под разными операционными системами. После успешного завершения этапа тестирования, перед новогодними праздниками, была запущена централизованная рассылка нового апплета, не требовавшая от самих пользователей никаких дополнительных действий, и это полностью решило проблему.
Эта ситуация в очередной раз показывает, сколько усилий прилагают мобильные операторы для поддержки бесперебойной работы всевозможных устройств в своих сетях. Казалось бы, мелкие правки кода апплета — ничего сложного. Но даже небольшие изменения в том или ином компоненте требуют долгого и сложного тестирования, в том числе за рубежом. Только так можно обеспечить высокую скорость и стабильность работы всех сервисов.