О технических аспектах внешней и внутренней мотивации
Одной из проблем текущего образования является низкий уровень мотивации учащегося. Не секрет, что большая часть выпускников престижных (и не только) вузов идет работать не по полученной специальности. Основная причина, по мнению авторов, кроется в том, что за время обучения учащийся не был достаточно заинтересован в предмете обучения. В результате уровень его внутренней мотивации, после выхода из стен учебного заведения недостаточен для того, чтобы устроиться на работу, где могли бы быть полезны полученные знания.
Рассмотрим мотивацию как силу, толкающую студента на повышение собственного уровня развития. Допустим, имеется курс информации некоторого объема и определенной длительности, которым должен овладеть студент. Представим, что студент находится на некотором текущем уровне знаний, и задача преподавателя — повысить уровень знаний студента на некоторую «высоту» , за определенное время
(рисунок 1).

Рисунок 1: Действие различных сил на студента
Условно можно сравнить задачу с подъемом тела по наклонной плоскости (будем считать трение о поверхность равным нулю). На студента в этот момент действуют две силы:
- Сила мотивации
, задача которой заключается в том, чтобы студент достиг более высокого уровня знаний;
- Сила деградации
, которая будет определять стремление студента вернуться на текущий уровень развития.
Наклонная плоскость имеет некоторый угол
Таким образом, требуемая сила мотивации растет с увеличением угла наклона. При абсолютно вертикальной плоскости, сила мотивации будет равна силе деградации.
С другой стороны, студенту требуется пройти некоторый путь обучения, который обратно пропорционален значению угла наклона:
Этот путь является всей программой, необходимой для освоения. Так как программу необходимо пройти за определенное время (например, семестр), выразим требуемую скорость прохождения материала:
Где
Рассмотрим пределы изменения скорости и силы мотивации:
Известно, что произведением скорости на силу является мощность. В данном случае,

Рисунок 2: Графики зависимости скорости изучения материала и мотивации от угла наклона
это мощность, которая требуется для изучения предмета:
Из (5) можно сделать вывод, что при постоянной сложности программы и заданном времени на ее изучение, необходимая для изучения мощность будет одинакова при любой сложности освоения ее элементарной части.
Рассмотрим возможности студента по обучению. Для этого введем следующие понятия:
Качественным решением данного дифференциального уравнения будет функция апериодического звена 1-го порядка[1].

Рисунок 3: переходный процесс обучения при
Где
Рассмотрим случай подготовки к экзамену, когда студент в ускоренном темпе повторяет или заучивает программу. Для этого, введем характеристику

Рисунок 4: Переходный процесс обучения с учетом переобучения
Полученная характеристика коррелирует реальным поведением студента в период сессии — при заучивании материала во время интенсивной подготовки к экзамену, в зависимости от возможностей студента уровень обучения превышает уровень насыщения — происходит процесс перерегулирования, величина которого определяется коэффициентом переобучения. Через некоторое время наступает временный спад — часть материала забывается. Впоследствии, материал постепенно у и уровень знаний приходит в норму.
Рассмотрим студента как обучаемую личность с точки зрения системы автоматического управления[2].

Рисунок 5: Обучаемая личность с учителем
Подсознание обучаемой личности адаптируется к изменениям, используя механизм адаптивного регулирования и внешние возмущающие воздействия — со стороны учителя, СМИ, партии, сети, другой личности и т.п. (Рисунок 5). С их помощью можно сменять сознание и подсознание подавляющего большинства членов информационного общества. Укрупним данную модель до вида одноконтурной системы управления с мягкой обратной связью (Рисунок 6).

Рисунок 6: Укрупненная система управления мотивацией обучаемой личности
В исходном состоянии на вход системы управления подается задающий сигнал

Рисунок 7: Возможные варианты внешней мотивации обучаемой личности
- Сигнал мотивации суммируется с сигналом самомотивации. Ниже будет показано, что данный вариант является правильным;
- Во втором случае, сигнал мотивации подается вне системы управления и при первом приближении не влияет на ее состояние. На практике, такое воздействие приводит к изменению параметров результата мотивационной деятельности, что в свою очередь может влиять на собственный уровень мотивации. Говоря простым языком, начинается конкуренция между двумя личностями.
Рассмотрим более подробно первый случай. Технически невозможно подать внешнюю мотивацию на тот же вход что и внутреннюю. Необходимо рассмотреть этот процесс с другой точки зрения (Рисунок 8):

Рисунок 8: Воздействие внешней мотивации на самомотивацию
Внешняя мотивация, подаваемая на вход системы управляет регулятором собственной мотивации. Таким образом, одной из задач преподавателя является подбор параметров и способов усиления самомотивации. Именно воздействие на самомотивацию является одним из наиболее эффективных методов программирования обучаемой личности.
Рассмотрим пример:
Обучаемая личность устраивается на работу. С одной стороны, работодатель заинтересован в том, чтобы работник как можно более интенсивно работал и пытается найти способ стимулирования за счет результата работы (по мнению работника — денег, если речь идет о премиальной системе оплаты труда). С другой стороны деньги для работника не являются итоговой целью работы. Основной целью работника является появление собственной квартиры, обретения личностной независимости, чувства самодостаточности. Тогда, в схеме
Говоря о мотивации учащегося, продолжим схему:
Где промежуточным звеном являются диплом, работа, деньги. Для более общего случая:
Первым делом, необходимо выяснить преследуемую учащимся цель: возможно, он хочет стать ученым, инженером или известной личностью. Это может быть сделано с помощью тематического тестирования (олимпиады, тестирование «Кенгуру», профориентационные тестирования перед поступлением в ВУЗы) или же с помощью работы учащегося с психологом. С другой стороны, имеются некоторые виды знания, которые могут пригодиться в том или ином случае. До учащегося необходимо донести связь между его целью и набором знаний.
На основании полученных данных возможно организовать индивидуальную программу обучения, однако, такая программа имеет свои недостатки. В первую очередь — высокая сложность — ведь определенное мотивирующее воздействие требуется прикладывать к каждому обучаемому [4]. Одним из простых решений является разбивка большой группы учеников на меньшие группы, где цели членов группы в той или иной форме можно подвести под единую мета-цель. В одной группе обучаются «студенты-аналитики», сильные в эвристическом анализе, в другой группе — «студенты-творцы» и т. п. Подобная диверсификация знаний полезна тем, что хотя учащийся и изучает общую программу, он одновременно является узким специалистом в некоторой интересующей его области. В будущем, экспертиза в узкой области поможет учащемуся достичь своей цели.
- Бессекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического управления / В.А. Бессекерский, Е.П. Попов. Изд. 4-е, перераб. И доп. — Спб., Профессия, 2007. — 752с. — (Серия: Специалист)
- Цыганов В.В. Адаптивные механизмы и высокие гуманитарные технологи. Теория гуманитарных систем. — М.: Академический проект; Альма Матер, 2012. — 346 с.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход / А.А. Вербицкий — М.: Высшая школа, 1991. — 205 с.
Все с первым апреля!
Комментарии (1)
1 апреля 2017 в 12:54 (комментарий был изменён)
0↑
↓
Годно упорото! Спасибо. Дата публикации соответствует.
