О наблюдении за сотрудниками — как это было у нас

А знаете ли вы, чем занимаются ваши сотрудники на работе?

Работая в должности начальника IT отдела в компании, я занимался абсолютно всеми вопросами, связанных с IT, около IT и даже немного больше. Думаю, всем вам знакомо, когда в IT-поддержку звонят люди и жалуются, что кулер не работает. Да-да, тот самый, который воду охлаждает. На вопрос зачем звонить в IT, а не АХО, ответить внятно не могут, лишь бормочут что-то типа «провода, элетричество». Впрочем, меня данные проблемы мало волновали, хоть временами и доставали, внутри отдела поржали и ладно, своих задач стояло много: бюджеты, сервера, телефония, службы и помощь пользователям. Вот о них, о пользователях и хотелось бы поговорить. Наверняка, все сталкивались с резюме людей, в которых написано, что-то типа «отличное владение MS Office» или что-то в том же духе, при этом на рабочем месте они зовут IT-поддержку, чтобы вставить таблицу в документ Word… Ладно, бывает, поможем, научим… Так и проходят дни, то сервис новый поднастроить, то людям помочь. А видя такой уровень пользователей, приходится делать им какие-либо ограничения, так называемая «защита от дурака» — лишить прав, запретить удалять файлы на шаре, запретить некоторые сайты.

5107fe575bb74f4eb94a0d6664dd986a.jpg
просто картинка для привлечения внимания. Вообще, все картинки в данной статье просто для привлечения внимания и взяты из интернета.
Тут надо сделать лирическое отступление и сказать, что я сам по себе не люблю ограничения и весьма лояльный к интернету человек. Я не буду ограничивать доступ к чему-либо на рабочем месте, надеясь на сознательность работников. И тому есть историческое объяснение — я много работал в иностранных компаниях и в компаниях с высоким уровнем сознательности работников. И да, помимо сознательности еще и компьютерная грамотность присутствовала. Здесь же, понимая какой уровень владения компьютерной техникой у половины сотрудников, я был вынужден создать чёрные списки на межсетевом экране (МЭ), просто для того, чтобы уберечь часть пользователей от вирусов и соблазнов.

Время от времени, я проверял логи МЭ, проверял как работает доступ, фильтрация. И, однажды, я стал проверять как работает фильтрация не только на своих действиях, но и решил посмотреть на действия других пользователей. Тут, видимо, надо сделать еще одно лирическое отступление и рассказать вам про «правило Парето» 20/80. В двух словах,»20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата». Подробности в гугле, а если грубо применить это правило к сотрудникам компании, то получается, что в компании работают лишь 20% сотрудников.

43a3dd293f6049099ded99cf3cb44423.jpg

Так вот, проверяя логи, я стал смотреть запросы к поисковым системам. Да, правило работало. 20% реально были запросы в поиск, связанные с решением рабочих вопросов. Остальное — развлекуха и что-то погорячее. Да, люди прямо на работе, смотрят порно. Да, люди в рабочее время смотрят кино, выбирают себе одежду, обувь, учат уроки для детей, ремонтируют автомобили и т.д. Особенно мне запомнился один кекс из удалённого филиала, который… А вот тут я поставлю точку. Чтобы вы прониклись моментом. Каждые три часа (!) формулировал такие запросы в яндекс, что… Как в том анекдоте — «к черту перья, я хочу это видеть!!!». И да, мне действительно хотелось бы посмотреть что происходило в том офисе. Взглянуть на рабочую обстановку и рабочую атмосферы, так сказать. Увы, по понятным причинам не могу привести эти запросы здесь, но на тот момент мне было ОЧЕНЬ смешно читать эти извращения. Если б не было бы грустно, при этом.

Да, и ваши сотрудники тоже занимаются примерно тем же. Если у вас маленькая компания — то, возможно, что пока нет. Но если вы выросли до определённых размеров, людей стало много, расселись по разным кабинетам — поверьте, что 100% рабочего времени на работу у людей не уходит. После такого лёгкого анализа, мы стали изучать вопрос, как мы можем контролировать работу сотрудников, использование корпоративных каналов связи и техники в личных целях. И, надо сказать, что на рынке уже представлено большое количество решений. Такие как: Time Doctor, Staff Cop, Стахановец и ряд подобных продуктов.

Мы протестировали часть решений, но были ограничены по бюджету и времени развёртывания. То решение, что выбрали мы оказалось слабо рабочим на старых конфигурациях компьютеров, поэтому часть сотрудников осталась вне зоны контроля. Программа просто дичайще тормозила на Windows XP. Да, мы выбирали решение только для Windows OS (в силу ограниченности бюджета), но сейчас некоторые подобные программы работают практически в любой OS. Было бы больше времени и был бы больший бюджет, скорее всего выбрали бы иное решение, способное работать на всех наших рабочих местах и под всеми, используемыми нами OS.

Вопрос наблюдения за сотрудниками перешел в службу безопасности. Моей задачей было внедрение такой системы. Да, мы немного поработали бюрократами, составили бумаги, где предупредили сотрудников о том, что теперь за ними следят в автоматическом режиме. Конечно, много людей возмущалось (и они как раз входят в те 80%, к слову), но при этом производительность труда реально выросла. Люди стали задумываться над тем, что они делают на работе, в рабочее время, используя технические средства компании и каналы связи, стали меньше шастать по онлайн-магазинам, меньше смотреть киношки и зависать во «вконтактике». И стали реально больше уделять рабочего времени работе. Это подтвердил и МЭ, в логах которого запросы к поисковикам по рабочим моментам стали составлять большинство, кроме запросов того кекса из удалённого офиса. От него стабильно раз в три часа приходили запросы, над которыми мы угорали всем отделом.

6d8aa020ffd04eceb5bd9b1098b91304.png

В качестве заключения могу только сказать следущее:

Сотрудники ленивы. Можно даже не ставить Staff Cop, Time Doctor, Yaware.TimeTracker, Стахановец и тому подобное. Достаточно включить в трудовой договор пункт о том, что подобная информация собирается и время от времени напоминать об этом сотрудникам. Можно поставить –, но тогда вера в людей может пошатнуться. Не забывайте, что сбор информации возможен только после того, как человека под роспись предупредили, при этом, опять же, не обязательно ставить данное ПО. Оставив подпись — человек уже будет аккуратнее относиться к своим обязанностям.

Да, здесь я постарался описать ситуацию в офисе, то есть, когда у вас есть отдельное помещение и в нем работают люди, есть какая-никакая инфраструктура. Если у вас нет офиса и/или работники-фриланс, то, думаю, следить за ними вы не будете, пока выполняется работа. А вот если работа перестаёт выполняться, или начинают появляться какие-либо задержки — то ваше желание посмотреть чем заняты ваши сотрудники вполне объяснимо. В этом случае, в сети уже есть материалы на эту тему, например. Ссылку привожу лишь для того, чтобы уменьшить нагрузку на сервера корпорации добра в поисках информации, не считайте за рекламу, пожалуйста.

Хотел еще добавить несколько «пользовательских историй», но это, пожалуй, тема отдельной статьи, о том, как пользователи «ничего не трогают» и «оно само».

PS: можно судить строго — это первая моя публикация здесь.

© Geektimes