О меркантильной стороне программирования
Почему программист много зарабатывает? Почему во многих странах мира он стал образцом успешного среднего класса. Обычный человек-айтишник, который (чаще всего) работает по найму, посредством исключительно своих знаний может заработать вполне приличные деньги. Более того, это один из самых перспективных представителей среднего класса, который уверенной поступью держит курс в наше пост-модернистское будущее…
Но, опускаясь наземь, давайте в пару мнениях попробуем препарировать сердцевину именно материального успеха айтишника. Говоря ещё прямее — давайте поговорим про валюту (говоря языком 90-тых — про СКВ), на которой и зиждется материальное благополучие true-айтишника. Опережая возможные вопросы, сразу уверю: даже те, кто работает официально и по договору за рубли, даже они имеют некую виртуальную валютную компоненту в зарплате.
К примеру, сразу после обвала курса росс.рубля в 2015 году Сбертех испытал библейский по своему масштабу исход ключевых программистов. Помыкавшись с полгода с вакантными должностями типа тим-лида и прочих, в итоге Сбертех был вынужден постепенно проиндексировать зарплаты до более-менее приемлемого долларового уровня, чтобы хоть как-то сравнять свои зарплаты с соседними офисами аутсорсинговых компаний, которые словно гигантский пылесос отсосали все квалифицированные трудовые кадры из дымящейся в девальвационных руинах рублевой зоны.
В этой заметке я хочу привести три коротких мнения о ключевой роли валюты в благосостоянии программистов. Ещё раз отмечу, что увлеченность, патриотизм и жизненные идеалы ИТ-работяги мы оставим пока в сторонке — далее разговор исключительно про меркантильно-монетарную сторону дела.
- Сталинист и скандальный блогер Кунгуров решил именно на примере программистов объяснить, что валюта для преуспеяния совсем не нужна. Назад в будущее или отличная, аргументированная попытка заглянуть в недалекое будущее нашего государства!
- Вторым номером пойдет анонимный программист-хохол, который объясняет местным гуманитариям на пальцах, как даже самый слабый, начинающий кодер, удаленно работая на заграницу за валюту, может буквально процветать на своей Родине. Кстати, именно с этим безобразием и предлагает побороться Кунгуров.
- В заключение моя короткая и личная история в качестве эпилога.
Под катом многобукаф. Погнали!
1. Глазьев и&Ко
Ниже большая цитата взятая отсюда:
Можно ли запретить хождение валюты в России? Проще пареной репы. Достаточно прекратить продавать валюту коммерческим банкам, а экспортеров обязать сдавать валютную выручку в день ее поступления на счет по установленному Госбанком курсу. Вот и все. Хочешь что-то продавать за границу? Ради бога, продавай — хоть за доллары, хоть за пиастры, хоть за швейцарские франки. Но в момент поступления денег на счет они будут конвертированы в рубли. Кто-то чем-то недоволен? Ну, так можете ничего не экспортировать, никто ж вас не заставляет. Собственно, процентов 90% всего экспорта обеспечивают госкорпорации, а ими государство управляет напрямую.
Можно ввести монополию внешней торговли, но не обязательно. Монополия внешней торговли ИСКЛЮЧАЕТ губительную для нашей экономике утечку капитала и выравнивает внешнеторговый баланс. Но монополия внешней торговли не во всех отраслях народного хозяйства эффективна. В авиапроме, энергетике, атомстрое — да, Но, как быть, например, с программистами? Не создавать же «Россофтэкспорт» и заставлять всех участников рынка «сдавать код государству»?
В этом случае, конечно, следует оставить полную свободу действий всем участникам рынка вне зависимости от формы собственности предприятий. Продавай. Но валютную выручку будет забирать государство, зарплату все наши «билгейтсы» будут получать только в рублях. Больше продал Касперский буржуям своих антивирусов — больше получил рублей. О, я уже слышу истошный вопль тысяч папусов, которые, визжат, что по такой схеме ни один уважающий себя программист работать не будет, он лучше свалит на Запад, где у него будет возможность доллары лопатой грести.
Ухаха, ну вы и дурачки! На рынке продается лишь востребованный продукт по адекватной цене. Продукт создается не гениями-одиночками, а предприятиями. Китайские софтверные компании вполне себе прекрасно развиваются. Не знаю, насколько можно верить этим цифрам, но вот тут говорится, что всего за пять месяцев с января по май 2014 г. софтверная индустрия Китая получила доход в $215,5 млрд., продемонстрировав рост в 20,9% по сравнению с тем же периодом предшествующего года. Будем сравнивать с РФ? Давайте, только вам стыдно станет. Весь рынок софта в 2012 г. составил $5 млрд., причем по данным Минкомсвязи доля отечественного софта на рынке не более 25% (в основном это «Касперский» и 1С).
То есть китайские компании продают кода примерно в 400 раз больше, чем русские. Вдумайтесь в эту цифру, ватники! Россия от продажи нефти в прошлом году выручила в 4,5 раза меньше, чем китайцы продали виртуальных ноликов и единиц!!! А теперь давайте вспомним, что в Китае юань на доллары не обменивается. И почему-то несчастные китайские программисты миллионами в Америку не эмигрируют. За каким хреном? Их зарплаты в пересчете на доллары, конечно, уступают американским, но жизнь в Китае несравнимо дешевле, чем в США. То есть относительный уровень жизни китайских программистов выше, чем в Америке при том, что номинально (если в долларах считать) зарплата у них меньше.
Во многом благодаря заниженному курсу юаня софтверная индустрия Поднебесной и развивается бешеными темпами: цены у китайцев ниже, потому объемы продаж растут.
??? Китай направил $338 млрд на поддержку своих IT-стартапов.
Весь российский бюджет в текущем году составил $208 млрдhttps://t.co/b5p8FRVxlB
— Evgeny Kozlov (@ekozlov) March 10, 2016
А теперь попробуйте ответить на тупой вопрос: зачем китайскому программисту доллары? Все, что только существует в мире, он может купить за юани. Хотя нет, замок в Шотландии он за юани не купит. Но точно такой же замок построить в Китае — пожалуйста! И «Роллс-ройс» любой модели он купит за юани. И за границу он поедет в отпуск без всяких долларов, просто взяв с собой свою банковскую карту — по ней он расплатится в Париже и в Бангкоке. Он даже может при желании снять долларовую наличку в банкомате и ввезти ее в трусах в Китай. Но зачем? Ведь это невыгодно, поскольку по паритету покупательной способности курс юаня занижен!
Если позавтракать в Нью-Йорке в дешевеньком кафе стоит 20 долларов, то такой же завтрак в Пекине обойдется в 30 юаней. При курсе 1:6 выходит, что купив 100 долларов, китайский программист потерял 15 завтраков. Вот поэтому китайцы не видят ни малейшего смысла делать накопления в иностранной валюте.
Баксофилы, ответьте, почему только русским идиотам для счастья нужны американские дензнаки? Чо, нечего сказать? Надеюсь, я убедительно показал, что для развития экономики, даже для хайтека, конвертируемость валюты нафиг не нужна. А теперь я, как обещал, расскажу о том, как вести внешнюю торговлю, вообще не имея валюты.
Кому интересен более широкий контекст Глазьевских планов (в популярном изложении Кунгурова) могут дочитать этот пост до конца вот здесь.
2. Хохольский аграрно-айтишный путь к свободе
Далее цитата взята мною отсюда, где укр.блогер рассуждает о скором будущем РФ (для многих регионов справедливо уже сейчас) на примере Украины:
Работать в Украине уже давно не имеет никакого смысла. Ну, с тех пор как гривна упала и разбилась с высоты птичьего полета. Сколько там сейчас — 27 за доллар в среднем? В моем городе, области, соседних областях, люди работают получая зарплату 1.2К гривен = 45 долларов (или около того). Это уже даже не сраная черная Африка, а хуже. Не бедность — нищета. И как-то существуют люди на эти доходы, выживают и еще налоги платят. К счастью хоть пока не голодают — продукты за 2 года подорожали не сильно. Еще берут субсидии на коммуналку, но всё равно жизнью это назвать крайне сложно.
И это не какие-то особы с ограниченными способностями, а молодежь 20–30 лет. То есть люди чисто не ценят своего труда, не уважают себя, не думаю о своем будущем, и это очень плохо.
Запомните одну известную истину — работать, это не значит зарабатывать. Я бы сказал, что это диаметрально противоположные понятия. Работает (пашет) ишак, перевозя на своем горбу грузы в какой-нибудь отсталой стране исламского мира, получая за свой бездумный труд символическую жменю ароматного овса. Как бы хорошо он не работал, как бы не старался — к концу жизни, когда он станет неспособным возить грузы — его убьют, а из шкуры сделают обивку для нового барабана. Однако сейчас формально он пока работает. Однако реально зарабатывает только белый человек в костюме за 800 у.е. задача которого сводится к нажатию определенных кнопочек на макинтоше, сидя где-нить в офисе на Нью-Йоркской фондовой бирже. Потому как человек не ишак, а ишак — не человек. Давайте это уясним железно.
И потому я вижу только один из самых реальных и возможных сценариев обеспечить себя для украинцев, про который и напишу далее.
Если вы не свинособака с iq ниже 80 и у вас есть 2 рабочие руки, зрение — один из единственных доступных способов зарабатывать — нужно подключаться к интернету и идти на международные фриланс-биржи. Учите основы кодинга и параллельно с ним инглиш (без этого ничего не будет). За полгода с возможностями интернета и правильной методикой самообучения можно получить квалификацию уровня индийского кодера и идти батрачить на каком-нибудь upwork.
Про кодинг я написал не просто так. Сегодня это самое доступное и элементарное для понимания среднестатистического человека — то, что можно освоить самостоятельно. Вот менеджер по персоналу со знанием 3 языков или разработчик приложений на ios — это уже квалификации совсем другого уровня, которую за полгода самообучения никак не освоить. Но факт в том, что самый задрищенский индийских или филиппинский кодер при своем уровне квалификации сейчас зарабатывает больше среднестатистического украинца (больше 45 долларов).
Думайте-решайте. Никто не говорит, что будет легко. Необходимо приложить усилия и задаться мотивацией. Но это абсолютно реально, говорю это глядя на реальные примеры людей вокруг, которые захотели стать независимыми от государства и его политики. Теперь они зарабатывают в валюте и чувствуют себя очень даже неплохо, несмотря на свой относительно невысокий уровень образования. Реально упорные и способные — могут доучиться и стать богатыми в местном понимании. Но им не нужны мои советы, поэтому на этом и остановимся.
В комментах к этому посту сельчани-хохлы со знанием дела запугивают садистским демпингом:
У меня было когда-то несколько тематических заметок, где я показал, что россияне проиграют конкуренцию украинским селянам во фрилансе. Теперь вот видно, что и беларусы проиграют тоже.
Дело в том, что житель села в Украине работает неспешно 2–3 месяца летних на огороде, ходит на рыбалку, катается на велике. Остальные 9 месяцев в году он безработный, но с полным погребом еды, с оплатой электричества и доступа в Интернет за счёт бабушкиной пенсии, пособия по безработице. То есть, 9 месяцев в году он может фрилансить с демпингом и просто разорит своих городских конкурентов из РФ и РБ. Шансов конкурировать в ИТ с нищими хохлами у вас нет никаких. Вы временно на рынке фриланса, пока туда не добрался житель украинского села…
Для справки, тот же Upwork имеет представителей ещё в семи регионах по всему миру, однако Украина — это единственная постсоветская страна в этом перечне. Украина является первой в Европе и четвертой в мире по объемам доходов фрилансеров. Украинский рынок фрилансеров обладает очень хорошей репутацией. Кроме того, четвертая часть ключевой команды разработчиков непосредственно платформы Upwork — около 85 человек — украинцы. Так что приход в Украину — это стратегический шаг для Upwork.
О денежном вопросе: https://t.co/FerGp0MR5W. Шесть подработок для ИТ-специалиста, за которые платят в долларах. pic.twitter.com/c0Vn6Gwr0y
— Хабрахабр (@habrahabr) March 18, 2016
3. Грустные валютные наблюдения
Моя личная история банальна.
Родился и вырос в областном центре с населением около 500 тыс. человек. После универа я проработал 8 лет госслужащим на государственную структуру федерального значения, участвуя в разработке ПО, про которое можно сказать, что оно участвовало в жизни каждого третьего россиянина. Не хочу давать здесь никакой конкретики, да и не важно это для понимания дальнейшей сути. Зарплата была просто нормальной, «средней по стране». Собственно, будучи молодым и реально тащась от программирования, я получал немалый кайф от участия в сложном, большом и ответственном проекте, работая в среднем по 10 часов в день.
В силу определенных внешних обстоятельств мне пришлось покинуть этот проект, которому я отдал свои первые 9 лет профессиональной жизни.
Опять же в силу ряда личных причин (отчасти случайного характера) следующая моя работа была уже на зарубежного заказчика. Софт писался для американской компании. Весь парадокс в том, что участвуя в разработке куда более простой системы, моя зарплата взметнулась по местным меркам до невиданных высот, исчисляясь в тысячах долларов. Нет, я так и не стал миллионером, но разницу в уровне жизни я почувствовал мгновенно и разительно.
Ещё тогда будучи достаточно молодым и наивным, как-то невольно задумался: как же так получилось, что я делаю те же самые вещи (и даже проще, где ответственности меньше), но при этом мой материальный уровень-оплата резко взлетели вверх?
С тех пор многие годы работаю исключительно за доллары США. Уже сейчас, спустя годы, сравнивая своих бывших коллег и себя, вижу, что в материальном плане я нахожусь с ними, совсем не глупыми и весьма талантливыми людьми, на совершенно ином уровне.
Заканчивая бухтеть, хочу сразу подчеркнуть. Это не пост самовосхваления или личной рекламы, но это попытка задать себе (и попутно вам) всё тот же детский вопрос, который я задал себе почти 7 лет назад: как же у нас тут так всё устроено, что работая за местную валюту-зарплату и делая ровным счетом тоже самое (и даже больше), я не могу себе позволить даже третьей части того, что получаю за бугром, делая полностью аналогичную работу?
Маленькая африканская страна Габон обогнала Россию по ВВП на душу населения. Габон, Карл! https://t.co/Dgx8TLtARX pic.twitter.com/vOjs5iDZnl
— by24org (@by24org) March 21, 2016
Умышленно оставляю скобки открытыми, позволяя каждому самостоятельно додумать-ответить на этот вопрос самостоятельно. Можно конечно свести всё к диспаритету цен там-и-здесь, однако хочу заметить, что при тамошних доходах можно позволить себе жить и там и здесь одновременно (многие так, кстати, и делают, катаясь между странами по настроению и делам).
Всегда считал себя романтиком, для которого деньги не главное. Но по мере взросления, появления семьи, детей, ответственности, дома-квартиры, постепенного ухудшения здоровья и экономики вокруг, любой романтик невольно заражается «колбасными настроениями». В такой момент вынужденного «взросления» любого романтику рано или поздно накрывает волна сожаления-обиды-ужаса, что его молодость спущена впустую. То есть при прорве выполненной работы взамен не получено практически никакой значимой личной выгоды, каждый божий день начиная жить как с нуля.
Обращаюсь прежде всего к молодежи — подумайте о том, что здесь написано. И да, почитайте пост Кунгурова полностью, цитата из которого приведена вначале этого поста под номером 1.
(*) Примечание — здесь не идет речь о зарплатах реально международных компаний типа Яндекса и ВКонтакте, где они полностью привязаны к своему международному уровню-статусу, и где действительно получают вполне достойное рублевое вознаграждение. Таких компаний на всю огромную страну типа РФ — мизер, все остальные влачат довольно печальное существование. А что будет, если следуя мобилизационной логике Кунгурова, в таких условиях ещё искусственно запретить зарабатывать валюту? Как по мне, лучше «пинать балду» и получать в итоге «как все», чем вкалывать-надрываться и получать в рублях по «установленному государству курсу».