О будущем шеринга в России и в мире

Почему для стартапов актуален принцип «Бей первым, Фредди», как спасти города от перманентных пробок и почему крупные компании все чаще хотят не продавать товары, а поставлять услуги — самые интересные тезисы и мысли в нашей подборке. Мы побывали на сессии «Шеринг и платформинг. Технологии, расширяющие радиус нашего взаимодействия» конференции Startup Village и делимся тезисами спикеров.
q563ldvohdhtdyxflocff9j6aee.jpeg

Участники сессии: генеральный директор каршеринга YouDrive Борис Голиков, сооснователь YouDo Алексей Гидирим, программный директор IBM Паскаль Ксело, сооснователь Ozon и глава компании Reksoft Александр Егоров, управляющий директор Сбербанка Алексей Денисов и основатель бразильского сервиса Easy Taxi Таллис Гомес.

Шеринг и потребители


  • Экономика шеринга — это вопрос доверия. Готовы ли поделиться своим авто с вашим соседом? Чем конкретно вы готовы делиться?
  • Переход к экономике шеринга означает, что меняется сама культура потребления.
  • Потребителям из поколения Y нравится сотрудничать, общаться, они любят делиться. Такие люди просто нуждаются в постоянном подключении к интернету. Это способ их выживания.
  • Шеринговые технологии дают нам возможности находить нужных людей без посредников, быстрее и дешевле получать нужные услуги. И это касается не только поиска узких специалистов. С помощью подобных сервисов в несколько кликов можно решить задачу по замене шин в межсезонье в парке из 1200 автомобилей.
  • Если сервис попадает точно в цель, то культурологические изменения происходят очень быстро.
  • Сегодня люди уже не готовы тратить время на поиск лучшего провайдера или продавца. Им нужно решение проблемы прямо сейчас! Раньше, чтобы найти сантехника, нужно было зайти в поиск, просмотреть 10 сайтов, сравнить цены, проанализировать отзывы… На это все уходило три часа. Теперь эту проблему можно решить за полторы минуты и приехавший сантехник еще будет париться, чтобы вы были довольны. Он заинтересован сделать свою работу хорошо, потому что дорожит своей репутацией, которая обеспечивает ему новые заказы.

Шеринг как бизнес


  • Отсутствие законодательной базы часто помогает быстрее развиваться, поскольку нет ограничений. Такое положение дел сегодня помогает стартапам в области шеринга.
  • В основе самых продвинутых сервисов все равно лежит программное обеспечение, которое, в свою очередь, базируется на алгоритмике, способной понимать — как можно оптимизировать ту или иную бизнес-модель.
  • Шеринг стал возможен благодаря облачным вычислениям — они дешевые, простые и не знают границ.
  • Есть два типа бизнесов. «Витаминки» — ими могут пользоваться, а могут и не пользоваться. И «обезболивающие» — один раз воспользовался, и больше без него не можешь.
  • В Сбербанке мы сделали целью стратегии построение платформы. Платформа — это техническая основа нашего конкурентного преимущества в будущем. Мы, как финансовый институт, используем техническую инфраструктуру, чтобы проще было достичь клиентов и дать им сервисы, которые мы предоставляем.
  • Если компания на небольшом рынке сумела создать работающую бизнес-модель, то, выходя на многие другие зарубежные рынки, она часто оказывается более продвинутым игроком, чем многие местные конкуренты.
  • Рабочее время многих сотрудников, особенно в крупных компаниях, часто используется неэффективно. Порой утилизация потенциала людей на работе ниже 50%. Это потенциальный голубой океан для бизнеса, но какие-то конкретные модели пока еще не найдены.
  • Будущее нужно строить по принципу — «Бей первым, Фредди». Зарубежные финтех-компании со временем придут сюда, поэтому нужно самим быстрее выходить на другие рынки.
  • Шеринг в том или ином виде уже присутствует во всех сферах бизнеса, хотя эффект от этого виден пока лишь в транспорте. Но перспективы огромны — такой путь позволяет быстро создавать новые бизнесу без серьезных капитальных затрат.
  • Россия находится на хорошем уровне потребления цифровых услуг и развивается быстро. Пользователи из Москвы и Санкт-Петербурга очень быстро втягиваются в новые темы. За три года с момента появления каршеринга Москва уже превзошла любой европейский город по количеству автомобилей в парках и по количеству пользователей.
  • Крупный бизнес все чаще предпочитает не продавать товары, а оказывать услуги. Например, компания Michelin решила предоставлять шины для самолетов в аренду. Это выгодно для клиентов, потому что вместо капекса это можно отнести к опексу — операционным расходам.

Шеринг и другие отрасли


  • В Сбербанке последние пять лет идет перманентная дискуссия, как выходить из роли исключительно поставщика финансовых сервисов и в какие рынки идти. Есть три базовые отрасли, в которые нам интересно двигаться — Ecommerce, «Медицина» и взаимодействие с государством по автоматизации доступа к различным государственным услугам, как для физических, так и для юридических лиц.
  • Любая мэрия стремится сократить количество автомобилей в городе, потому что дороги не предназначены для такого количества частного транспорта. Если мы не хотим встать в перманентную пробку, то мы обязаны сокращать количество транспорта.
  • Деньги — очень интимная вещь. Если банк, которому вы доверили о себе эту интимную информацию, вдруг начинает вам еще что впаривать через рекламу — это сразу вызывает отторжение и ведет к репутационным потерям в глазах клиентов.
  • Есть ощущение, что Кремниевая долина — это перегретый пузырь. Там вкладываются миллиарды, но с очень низким КПД.
  • Есть огромное количество активов, которые недоиспользуются — пустые здания, машины, которые простаивают на улицах. Даже набор слесарных инструментов, который хотя бы один раз в жизни покупает каждый мужчина, в среднем используется лишь 8 минут в году.

Посмотреть видеозапись

Какими сервисами шеринга вы пользуетесь, и что думаете об их будущем?

© Habrahabr.ru