О бедном «дистанте» замолвите слово

?v=1

 Я, как мне кажется, никогда не видел, чтобы какой-то вопрос вызывал такую мощную волну негатива, как дистанционное образование. По-моему, даже повышение пенсионного возраста прошло более гладко. Как представителю семьи, в которой уже есть несколько поколений педагогов, тема образования мне очень близка и интересна. Как человеку, который давно и успешно обучается онлайн, такой шквал критики при практически полном отсутствии положительных отзывов, непонятен. Появилось желание разобраться в ситуации. И чем больше я читал комментарии противников, тем понятнее становилось, что народный гнев вызван не самим «дистантом», а тем бардаком, который случился в начале карантина и продолжается до сих пор. Попытка пустить современный сверхскоростной поезд онлайн-обучения по насквозь проржавевшим рельсам советской системы образования предсказуемо закончилась падением под откос «всего школьного состава».  Так у меня и появилась идея написать статью в защиту моего любимого формата. 

Мир вокруг нас меняется стремительно. Технологии появляются и устаревают быстрее, чем когда-либо в человеческой истории. Но система образования в России остается неизменной на протяжении практически ста лет. Третий класс моей дочери ничем не отличается от моего третьего класса тридцатилетней давности. Те же книги на лето, те же тексты для пересказа, многие из которых непонятны современным детям «чуть менее, чем полностью». И внедрение дистанционного образования — это ответ на требования времени, необходимый шаг для начала перемен. 

Почему дистанционное образование — это важно

  • Закон об удаленной работе уже принят. А значит, что количество людей, работающих в таком формате, будет увеличиваться. И у них тоже есть дети. Необходимость посещения школы сводит на нет все плюсы «удаленки». Уехать на время «на острова» уже не получится. Почему в XXI веке мы по-прежнему должны быть прикованы к школе как рабы на галерах?  

  • Дистанционное обучение — это не процесс и даже не метод. Это навык, которому нужно учиться, который очень важен в настоящее время и будет важен в будущем. Не всем дано? Многие школьные предметы тоже «не всем даны». Однако мы не устраиваем митинги с требованиями изгнать математику или физику из школьной программы. 

  • Дистанционное образование — это шанс для талантливых детей из регионов, родители которых не могут обеспечить качественное получение знаний. Мне в этом отношении повезло. В старших классах я учился в архангельской очно-заочной школе для одаренных детей, где лекции читали лучшие педагоги области, а также преподаватели МГУ. Это было классное время, но трястись почти сутки в поезде «Котлас — Архангельск» — то еще удовольствие. Наличие онлайн-формата могло бы сильно помочь, хотя бы возможностью пересмотреть видеолекции. Но это был конец 90-х. 

  • Дистанционное образование — это шанс для талантливых педагогов реализовывать себя и получать за это достойное вознаграждение, не меняя места жительства.  

  • Дети занимаются в комфортных для себя условиях, в той одежде, которая им удобна. Без раздражающей школьной формы, требования к которой с каждым годом ужесточаются.

  • Дистанционное образование — очень гибкий формат, который позволяет настроить программу обучения под каждого конкретного ребенка.  

  • Школьная социализация сводится к умению общаться со сверстниками. Абсолютно бесполезный навык во взрослом мире, где человеку приходится сталкиваться с представителями разных поколений. В этом плане прогулки во дворе школу легко заменяют.  

  • Где гарантии, что на смену этому вирусу не придёт новый, более страшный? Когда на улицу не то, что без маски, без защитного костюма нельзя будет выйти. И что тогда делать? Совсем детей без образования оставить?  

Кажется, что и минусов у онлайн-формата предостаточно. Как быть многодетным семьям? Как обеспечить каждого ребенка помещением, гаджетом и интернет-соединением?   Как быть с детьми, родители которых не работают удаленно? Ответ очевиден. Дистанционное образование не должно быть заменой традиционному формату. Эти два мира вполне могут существовать параллельно даже в одной школе. Разве это плохо, когда заболевший ребенок сможет после выздоровления посмотреть записи уроков?  

Противники дистанционного образования

Я уже давно не работаю аналитиком, но периодически тянет на старое. Хлебом не корми, дай что-нибудь классифицировать, систематизировать, разложить по полочкам. Вот и противников дистанционного образования выделил, исходя из их аргументов, в четыре основные категории. Возможно, существуют и другие, но мне такие пока не попадались.  

«Садисты»

В детстве школу ненавидели, учились плохо. И теперь с нескрываемым извращенным удовольствием наблюдают за мучениями своих детей, постоянно повторяя им: «Садись и учись!»  

«Профессиональные прокрастинаторы»

Мне встречались только женщины, но и мужчины наверняка должны быть. Типичный монолог: «Ой, да ладно. Онлайн формат даже не всем взрослым подходит. Я сама во время карантина записалась на 100500 курсов по кройке и шитью, бальным танцам, натурной фотосъемке, тайм-менеджменту, рисковым инвестициям, йодлю, клингонскому и основам дирижаблестроения. Но ни один не смогла закончить. Мне нужно, чтобы надо мной постоянно стоял надзиратель и бил меня палкой по голове, когда я отвлекаюсь. Не представляю, как мой ребенок сможет учиться онлайн». 

#ЯСВОЕУЖЕОТУЧИЛСЯ

На вопрос: «А Вы сами пробовали учиться онлайн?» — такие обычно отвечают, что школу давно закончили и учиться им не нужно. И продолжают: «А вы просто тупой, наверно, в школе плохо учились, вот вам и приходится сейчас доучиваться». Логика здесь бессильна. Хотя стоит признаться, что я, действительно, туповат: учился так себе, до золотой медали не дотянул, довольствовался серебряной.  

«Секта свидетелей самого лучшего в мире советского образования» (экстремистская организация, деятельность которой должна быть запрещена на территории РФ)

Самая многочисленная группа, на мой взгляд. Сектанты говорят лозунгами: «Советское образование было лучшим в мире! Проклятые либералы по указке американцев в 90-е все развалили! ЕГЭ — игра в угадайку! Мы растим поколение дебилов!» Панически боятся и исчезают при виде следующих вопросов: «В какой системе получили образование «проклятые либералы из 90-х»? Почему лучшая в мире система не смогла предвидеть возможность разрушения извне и не выпустила достаточное количество кадров для противостояния? Можно ли считать лучшей в мире систему, которая разрушила лучшую в мире систему? Если ЕГЭ — «угадайка для дебилов», готовы ли Вы, как выпускник лучшей в мире системы, пойти и сдать его не меньше, чем на 100 баллов по выбранному Вами предмету?» И вот тут логика могла бы помочь, но из программы самого лучшего в мире образования она была безжалостно выпилена еще в 50-е. Зачем правильное мышление советскому человеку, когда есть партия?   

Все эти категории объединяет одно — эти люди никогда не имели успешного опыта онлайн-обучения. Будь моя воля, я бы родителей вернул за школьные парты. Дети у нас очень умные, сами разберутся, что к чему. 

Заблуждения

А теперь разберем некоторые популярные заблуждения о дистанционном образовании, да и об образовании в целом.  

«Я хочу заниматься физкультурой, а не читать о ней» 

Когда мне хочется заняться физкультурой, я надеваю спортивный костюм, натягиваю любимые кроссовки и отправляюсь на пробежку. Меня не остановят ни жара, ни холод, ни снег с дождем. Безусловно, это гораздо сложнее, чем кричать о своих желаниях на митинге. Читать о физкультуре тоже очень полезно. Понимание теоретических основ здорового образа жизни, построения тренировочного процесса, правильной техники выполнения упражнений может спасти от неприятных последствий. Мне можно верить. Я очень люблю спорт и являюсь призером чемпионата Москвы по легкой атлетике в категории Masters на дистанциях 100 и 200 метров.   

«Детей сложно организовать и мотивировать на учебу» 

Дети невероятно любознательны и открыты ко всему новому. Организовать и мотивировать на учебу их очень легко. Просто наша система образования современным детям категорически не подходит, не важно в каком формате ведутся занятия. Предложите им игровое интерактивное приложение, добавьте возможность видеообщения с одноклассниками и учителем, и вы за уши их не оттащите от урока. Все это уже реализовано в негосударственных онлайн-платформах.  

«По удалёнке сидишь и в ус не дуешь, пишешь контрольные пару раз в месяц удалённо, ответы все в сети, всё сдал за 5 минут, и свободен.»

При удаленном формате учитель может вводить индивидуальные задания хоть для каждого ученика. Просто списать тут вряд ли получится. А что плохого, если и спишет? Оценки — бесполезный пережиток, а контрольная работа нужна учителю для понимания, как каждый ученик усвоил конкретный материал. Простые алгоритмы помогут провести работу над ошибками и подскажут материал для повторения. Это даже не «дип машин ленинг», тоже давно реализовано. ЕГЭ и ОГЭ все равно придется сдавать очно, какая разница, что ты там списал в третьем классе в контрольной по природоведению?   

«Наших детей зомбируют гаджетами» 

Да вы глаза-то откройте! Сплошь и рядом можно увидеть такую картину: мама с коляской, в коляске малыш с телефоном. Не думаю, что дистанционное образование хоть как-то повлияет на процесс «зомбирования».  

«Платные онлайн-школы уже существуют, хотите учить своих детей удаленно — идите и платите» 

Во-первых, статья 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность основного общего образования. Я считаю, что школьное образование должно быть бесплатным независимо от его формы. А во-вторых, те онлайн-школы, которые я рассматривал, — экстернаты. Выдавать аттестаты они не могут. «На бумаге» ребенок все равно прикреплен к обычной общеобразовательной школе, которую должен периодически посещать для написания контрольных работ.  Это не дистанционное образование.  

«ЕГЭ — угадайка для дебилов»

Тестирование — всего лишь одна из форм проведения аттестационных мероприятий, которая имеет свои плюсы и минусы. На качество образования влияют совсем другие факторы. Теоретический экзамен по правилам дорожного движения тоже проводится в форме тестирования. Ни разу не слышал, чтобы кто-то его назвал «угадайкой для дебилов». Хотя, судя по ситуации на дорогах, оснований не меньше. Давно пора поменять этот экзамен на эссе объемом не менее чем в 1000 слов на тему «Как я провел госавтоинспектора». Может тогда аварий и пробок поменьше станет.  

Заключение

В заключение я бы хотел еще раз повторить, что дистанционное образование — это прежде всего навык, которому можно и нужно учиться. Навык, который будет постоянным спутником наших детей в современном быстром меняющемся мире.  

© Habrahabr.ru