Nvidia выпустила версию драйвера Game Ready 456.55 WHQL, который занижает частоты RTX 3080

Свежая версия драйвера GeForce Game Ready 456.55 WHQL программно занижает частоты новой видеокарты RTX 3080, хотя в официальном патчноуте об этом не слова. Владельцы только поступивших в продажу видеокарт RTX 3080 обратили внимание, что частота работы видеоядра карты снизилась с ~2100 МГц до 2000 МГц или даже ниже.

sq1coohr5d4y_fobs94pxtnral0.png

Связано это с попыткой Nvidia решить проблему с конденсаторной группой из шести элементов типа SP-CAP в тыльной части GPU, которые плохо справлялись с работой на высоких частотах, что приводило к сбоям. Основные проблемы связаны с картами производителя Zotac — именно у него все шесть конденсаторов были проблемного типа.
О проблемах с SP-CAP стало известно как от самих пользователей, так и от производителей, которые сообщали о том, что конденсаторы не справляются с работой на максимальных частотах. При этом при использовании конденсаторов MLCC по информации от самих производителей (MSI, ASUS), проблема решалась.

Представители Nvidia пытались прокомментировать проблему с производительностью, но вышло неочень:

Что касается сторонних плат, наши партнеры регулярно разрабатывают свои дизайны, и мы тесно сотрудничаем с ними в этом процессе. Соответствующее количество групп конденсаторов SP-CAP и MLCC может варьироваться в зависимости от дизайна и не обязательно является показателем качества


После этого, 28 сентября, был выпущен патч драйвера Game Ready, который программно ограничивает частоты GPU-ядра RTX 3080 до значений стабильной работы конфигурации с конденсаторами SP-CAP.

Чтобы понять причины такого инженерного «косяка», нужно пояснить, что это за конденсаторы за GPU.

duic4iwwk56cb-jmb7nvwrnkeqa.png

По спецификациям Nvidia, производитель должен размещать за GPU шесть конденсаторов для фильтрации высокочастотных колебаний на шинах напряжения NVVDD и MSVDD. Тут на выбор предлагались одновременно более дешевые танталовые конденсаторы SP-CAP (POSCAP), так и более дорогие, но эффективные для такой задачи, керамические конденсаторы MLCC. Сама Nvidia в своей стоковой конфигурации использует и те, и другие конденсаторы, балансируя между надежностью и стоимостью продукта. Производители более дорогих брендов игрового железа, такие как MSI и ASUS, предпочли керамические MLCC, а вот бюджетные Zotac на все шесть слотов воткнули элементы типа SP-CAP.

Однако патч затрагивает и владельцев карт всех конфигураций и производителей, вне зависимости от типа конденсаторов и вендора. По всей видимости, Nvidia пытается таким образом «замолчать» текущую проблему с неудачным инженерным решением на старте продаж и откладывает решение вопроса с дефектными видеокартами «на потом».

Еще одной причиной возникшей проблемы производители называют то, что между анонсом и стартом продаж прошло слишком мало времени, плюс сама Nvidia предоставила драйвера на свой продукт буквально в последний момент. Таким образом, производители не имели достаточно времени для адекватного тестирования собранных ими видеокарт, что привело к выявлению проблем с конденсаторами SP-CAP уже у пользователей, после начала продаж.

Общее занижение частоты сейчас составляет около 5–7% и пока не сильно отражается на пользовательском опыте: объективно, в ПК-гейминге не так много проектов, которые бы могли заставить RTX 3080 задыхаться. Однако как Nvidia, Zotac и другие производители будут решать проблему с дефектными картами, на элементарной базе которых «сэкономили» — вопрос открытый. Кроме того, Nvidia сейчас ударила сразу по всем владельцам новых RTX 3080, в том числе и от более дорогих производителей, тогда как проблемы наблюдаются только на некоторых моделях.

© Habrahabr.ru