Нужны ли роботам сисадмины?

Иногда я безвозмездно помогаю молодым выпускникам определиться с карьерными устремлениями в айти и перестать метаться от геймдева к компьютерному зрению и от мобильной разработки к DevOps. Нередко таких ребят привлекает та профессия и сфера знаний, которая на слуху и которая кажется наиболее престижной и доходной. Обычно я слышу что-то вроде «питон», «пайтон», «питхон», «датасайентист», «датасатанист», «датист» (что?), а от продвинутых ребят — NLP, Cyber Security, медицинская кибернетика. И почти никогда не слышу самый популярный и удобный вариант для старта — тестирование. А вот про системное администрирование я слышала только один раз.

8f492ab137b2a292f96f77bcd7a06b5c.png

Стоит ли учиться на сисадмина?

— Знаете, я решил стать системным администратором. 
— Почему?
— Ну они всем нужны. Даже роботам.
— Хорошая мотивация. С чего хочешь начать?
— Дома говорят, что сисадмины остались в прошлом. Надо убеждать.

Примерно такой диалог произошёл год назад с выпускником одного из уральских технических вузов, сыном моей старшей подруги. Скин самый скромный: средний балл 4,1, много профильных троек, есть пробелы в программировании, хорошая математика и языки, в целом — мозги на месте и небольшая моральная травма, нанесённая высшим образованием :-)

Посыл про системных администраторов, нужных роботам, мне весьма понравился, тем более, что за плечами есть небольшой опыт. Но в профессии системного администратора не всё так просто и романтично, как это можно прочитать на наших олдовых сайтах и найти в мемохранилищах. 

Между тем я не оставлю никакой интриги и дам ответ на вопрос из подзаголовка — да, стоит. А теперь углубимся в детали.

На Хабре есть статья о том, что из себя представляет профессия сисадмина — там и про деньги, и про то, где учиться, и про секреты профессии, и про типы системных администраторов, и про ветки карьерного развития. Но там нет одного важного раздела —, а что будет на самом деле?

А что будет на самом деле?

В любой компании, малой или гигантской, системный администратор любой формы его существования (девопс, безопасник, CIO, CTO и т.д.) сталкивается с типичными проблемами, от которых хочется этих кожаных заменить на роботов выть на сервер.

Пользователи всегда найдут, чем заняться

Если вы молоды, смелы, ловки, умелы, джунгли зовут вам всё равно не удастся разрушить систему и создать мир идеальных пользователей. Вас не спасёт тикет-система: ею не будут пользоваться, будут писать в чат, на почту с меткой важности и звонить на рабочий и сотовый (как правило, 3 из 4 действий совершается одновременно). Не спасёт обучение: пользователи всегда будут разного уровня подготовки и обучить одним курсом не получится, а жевать темы с каждым карьеры не хватит.

Вот они, фантастические коллеги, которые обитают прямо рядом:

  • я не трогала, оно само — самые безобидные и милые;

  • ой, я что-то нажал и оно…— в случае воспроизведения примерного порядка действий тоже вполне безобидны;

  • я пытался починить — опасный вид коллег, которые могут нанести нормальный ущерб;

  • я разобрался, посмотрел, перенастроил, всё работает, перенастроил на всякий случай маркетологу и всем продажникам, но потом почему-то отвалилась почта, CRM и не работает печать на МФУ, только на фотопринтер… — суперопасные «помощники» сисадмина, считающие себя крутыми технарями или реально крутые, но в другой сфере; взаимодействие с ними может привести к фаталити. 

Нужно будет терпеливо понимать пользователей, разъяснять, показывать, обучать, запрещать, блокировать и не на шутку разобраться в политиках безопасности. Приятный бонус: с карьерным ростом эта функция сильно сокращается и уходит к вашему верному падавану — новенькому или помощнику.

Руководитель всегда найдёт, к чему придраться

Если не повезёт, будут диалоги тет-а-тет по классике: «Всё работает? А зачем ты тогда нужен?» и «Ничего не работает? А зачем ты тогда нужен?». Конечно, такое самодурство встречается редко, но высказывания по мотивам — сплошь и рядом. Из реального прошлого: «Фигасе, 19 000 рублей на систему мониторинга. А ты что, не можешь на рабочем месте мониторить?» Собственно, самое неприятное как раз и будет заключаться в деньгах — сколь бы ни был свят и прекрасен оперсорс, во-первых, он не всегда бесплатен, во-вторых, иногда нужны конкретные платные штуки, в-третьих, опенсорс ноутбуков, мышек, железных серверов и прочей аппаратной части пока не существует. Чтобы поддерживать инфраструктуру в адекватном состоянии, особенно в небольшой компании, придётся вынести ряд интересных пыток:

  • выслушать, что всё можно купить с рук на Авито;

  • написать и защитить полноценные бюджеты, стоя в липком поту и понимая, что защита диплома была фигнёй рядом с этим;

  • выслушать всё от финансового отдела, защитить бюджет снова;

  • поплакать над урезанным бюджетом;

  • «поискать альтернативки и вариантики»,

  • настроить систему мониторинга на основе бесплатных решений;

  • настроить алерты на дополнительный всегда заряженный и оберегаемый смартфон, который вы купите сами;

  • при плохом раскладе — выслушать о себе много нового;

  • научить пользователей пользоваться инфраструктурой («вы же пользователи, а не разрушители»). 

При этом нужно будет на каждом этапе взаимодействовать с руководством всех уровней и проявлять софт скилы и хард характер. 

Мой любимый комикс на эту темуМой любимый комикс на эту тему

Хорошего вендора надо поискать

Мы сами внедряем нашу CRM-систему и другой софт для бизнеса и знаем, как иногда непросто может быть системным администраторам. Мы со своей стороны предпринимаем все меры для облегчения их жизни и работы с нашими системами, но далеко не все на рынке так делают. Приходилось даже встречаться с историями, когда техническая поддержка не оказывалась в принципе — ни платная приоритетная, ни бесплатная. Принцип прост: дай деньги, возьми софт, а что там непонятного-то? И с такими казусами приходится иметь дело именно сисадмину. 

Когда системный администратор (в любом своём виде) принимает решение о закупке ПО или следует решению о закупке, он должен не просто выбрать приложение по рейтингу, отзывам или совету — чтобы избежать как минимум половины головных болей, ему следует собрать коллег, разделить их на группы, создать рабочую группу по внедрению и заняться сбором, агрегацией и анализом требований. Для этого сисадмин должен понимать, чем занимается компания (даже если это магазин парфюмерии и косметики), кто будет пользователем, как организованы и протекают бизнес-процессы, что хромает и болеет, а что тянет вперёд. При этом ему предстоит общаться с совершенно разными сотрудниками и уметь задавать вопросы, чтобы узнать, маркетологу правда нужен сложный BI-инструмент или он принёс этот модный термин с московской конференции. 

После этого наступает период общения с вендором, которого и правда ещё поискать — нужно загасить все порывы продать тебе ненужное и сделать так, чтобы требования были услышаны, обработаны и учтены. Если всё срастётся, нужно будет поддерживать систему, а это значит, разбираться в ней на уровне создателя (системы, конечно, а не мира). Как правило, таких систем несколько и освоение интерфейсов, нюансов, интеграций, коннекторов и прочего должно быть строго обязательным, вместе с обновлениями и изменениями. Если вендор так себе, смело умножайте нагрузку на два.

Любые идеи по обучению коллег приведут к лёгкой депрессии

Все мы учились в школе и почти все — в сузах и вузах. Каждый из нас видел, что среди относительно адекватных, здоровых и умственно полноценных одноклассников и одногруппников были те, кто хватал на лету, а были те, кто сам шёл к преподавателю или друзьям за объяснениями — не потому что тупой, а потому что человек так усваивает информацию, это такая же особенность, как голос или цвет волос. Но почему-то в офисной практике об этом забывают все: коллеги, руководитель, менторы, вендор и т.д. А ведь к общему темпу прибавляется ещё и неравномерное владение компьютером и понимание технологий: и получается, что ту же СRM сисадмин Вася схватывает на лету и шарит в ней, а основной пользователь продажник Ира «проглатывает» обучение, стесняется показаться глупой и не переспрашивает. Просто не работает. А если прибавляется ещё и подленькое «мы все не поняли, но сделаем вид, что поняли», пиши — пропало, любое внедрение приложения или технологии будет провальным по этой причине. Это особенности обучающихся.

А вот обучающий чаще всего сисадмин, поскольку он должен и принять технологию на уровне early bird, и стать внутренним экспертом, и ещё по своей основной специальности разжевать разное про безопасность, доступы и ненадобность установки крякнутых программ. Его в свою очередь подгоняет руководство (нередко с сакральной фразой «ну ты чего резину тянешь, это не твоя основная работа, обучай быстрее»). И получается, что дать знания и навыки качественно и глубоко нет времени, а то что делается — к худшему и путает без того несчастных пользователей. Конечно, это давит прежде всего морально, а ещё снижает темп работы, продуктивность плохо обученных сотрудников и увеличивает период окупаемости внедрённого ПО.

Совет один: пересматривайте мудрые советские мультфильмы. Там есть крутая истина:  

500ce7617133e57d3545068804e9f0d4.png

Должностная инструкция пугающая

Особенно она пугает тем, что почти всё из неё придётся реально делать. Если вы не видели должностную инструкцию системного администратора, можете посмотреть здесь — и большинство специалистов реально всё это могут. 

Но пугает, конечно, не формальный документ, а реальный объём задач, который за ним стоит. И чем дальше развиваются технологии и усложняются интеграции, тем серьёзнее подходы к обязанностям сисадмина. На нашем веку мы все наблюдали этот процесс в появлении DevOps, а сейчас и DevSecOps (и это ещё не предел) — да, это специфическая специализация, но часть обязанностей мигрировала и к «обычным» сисадминам, потому что изменились принципы построения инфраструктуры. 

Инфраструктура может держаться на честном слове, а с безопасностью будет всё хуже

Увы, руководители компаний любят экономить — как ни парадоксально, на самой компании. Это может быть использование усечённого бесплатного ПО, закупка совсем устаревшего или бросового железа, формирование запасов откровенно плохой периферии. Между тем, наша реальность такова, что ИТ-инфраструктура определяет продуктивность и производительность, и здесь нет малозначительных вещей: медленная, проблемная работа может быть связана и с постоянно отключающимися и виснущими серверами, и с небезопасным облаком, и с плохой компьютерной мышкой. Все эти факторы накапливаются и создают общий дискомфорт на рабочем месте. Но и это было бы не так фатально, если бы не вопросы безопасности.

Безопасность как она естьБезопасность как она есть

Дешёвое или бесплатное ПО, размещённое в публичном облаке, слабая или номинальная защита на серверах, отказ от антивирусов и антиспама, нежелание внедрять CRM/ERP/PM и прочие средства автоматизации и накопления информации — прямые угрозы экономической и информационной безопасности компании. Но если что-то произойдёт, виноват будет системный администратор, который не справился с защитой инфраструктуры и не смогу гарантировать её устойчивость. Инфраструктура при этом даже не колосс на глиняных ногах, а соломенный домик Ниф-Нифа.

К сожалению, злоумышленники весьма прокачаны в технологиях и даже крупные нефтяные и производственные предприятия признают, что в плане информационной и физической безопасности отстают от уровня серьёзных хакеров. Дальше будет только хуже, потому что объём контактов внутренней ИТ-сферы любой компании получает всё больше точек соприкосновения с внешней средой, через которые можно осуществлять атаки. Для сисадминов всех уровней  это настоящий вызов.

Интернет вещей перевернёт мир системного администрирования

К слову о точках взаимодействия. Интернет вещей активно проникает в корпоративную сферу и эта экспансия будет только расширяться, поскольку все эти метки, датчики, камеры, носимые устройства, электронные карты и т.д. очень удобные штуки для контроля, сбора данных, анализа и управления информацией. Системным администраторам ближайшего будущего нужно будет полностью пересмотреть стратегию работы с такими ИТ-инфраструктурами, внимательно отнестись к интеграции, стоимости обслуживания и безопасности всего этого зоопарка. Потому что иначе умные лампочки будут опаснее внутреннего коммерческого разведчика :-)

Шутки шутками, но интернет вещей действительно требует новых подходов и аккуратного управления с учётом многих деталей. Эту задачу предстоит решать именно системным администраторам и CIO (даже если поставщики IoT предложат свои пути решения).

Прости, я тебя, кажется, немного подставил, но тот пакет выглядел совершенно безопасно, болт даюПрости, я тебя, кажется, немного подставил, но тот пакет выглядел совершенно безопасно, болт даю

Тех роботов, о которых думают выпускники, не существует

Так нужны ли сисадмины роботам? Да, конечно — это будут именно те люди, которые смогут поставить роботов на службу человечеству. Некоторые ребята (даже айтишные!) при слове робот представляют себе что-то около тех, что были в «Ну, погоди!» или в «Тайне третьей планеты». Таких роботов практически не существует — только среди экспериментальных.

Реальные роботы в жизни выглядят стрёмно: как программа в случае RPA, как микроинструменты в случае медицины, как силовые машины на производстве. По сути, это очень умные механизмы, которые работают на алгоритмах. Думаю, для большинства читателей в этом ничего нового. Но всем перечисленным роботам очень нужны свои сисадмины: инженеры по наладке, настройке, запуску, управлению, эксплуатации. Те люди, которые смогут проконтролировать алгоритм, скорректировать его поведение и добиться максимального результата от его работы. Так что будущий сисадмин должен быть готов к тому, что ему придётся заниматься довольно рутинной работой.

Сами вы стрёмно выглядите, эстеты кожаныеСами вы стрёмно выглядите, эстеты кожаные

Придётся мощно, глубоко и с толком погрузиться в финансы

Очень странный пункт под конец повествования о тех, кто стоит на пороге выбора профессии или перехода в неё. НО! Для меня на заре карьерной юности это было неприятным открытием. Системные администраторы, от начального уровня до CIO, не только постоянно работают с документацией, пишут инструкции и регламенты, но и плотно работают с бюджетом. Практически на каждую покупку нужно экономическое обоснование, нужно уметь рассчитывать эффективность, окупаемость, амортизацию, разбираться в составе основных и оборотных средств, складском учёте и т.д. В крупных компаниях без этого почти гарантированно никак. Любую закупку нужно обосновать руководителю, бухгалтерии и инвесторам, если таковые есть. С одной стороны, это хорошо — инженер страхует себя от рисков и проблем, принимает лишь часть коллективной ответственности. Но с другой стороны, это отнимает много времени и сил и в этих финансово-бухгалтерских дебрях действительно нужно по-хорошему разбираться.

Почти все профессии имеют свой романтизированный, публичный образ: по книгам, фильмам, историям героических профессионалов. И если выбирать свой путь на основе такого образа, неминуемо придёт огромное разочарование в виде рутины, бумажной работы, дрязг, разборок у руководителя и проч. Образ сисадмина создавал сам народ, это практически герой интернет-фольклора. И действительно, может хотеться быть бородатым, усталым и умным админом, который на пару со своим котом спешит спасать коллег и полмира в придачу, или наоборот, быть почти анимешной девушкой-девопсом среди брутальных коллег (конечно, с котами). Но реальность совсем другая: это обычные люди за рабочими ПК и в полях, устающие и выгорающие, не любящие какую-то часть своей работы и обожающие другую, ждущие пятницу и работающие в выходные. Всё как у всех. И в этом совершенно особенная прелесть: ты как все, но именно ты повелеваешь главным фактором современного труда в коммерческих компаниях — ИТ-инфраструктурой. А как же роботы? Роботы сисадминов полностью не заменят. Наверное:-)

С днём системного администратора всех причастных! Вы точно знаете, как вертится этот мир :-)

© Habrahabr.ru