Нужна ли голосовая озвучка роликам об играх?

p3-ilq4feqlcjvvn1-u_qr3kunc.png

Когда вы делаете рекламное видео об игре, возникает вопрос: добавлять ли дикторскую озвучку? С одной стороны — выглядит как мастхэв, с другой — может, обойтись и без неё? Разбираем на примерах, когда голос действительно нужен ролику, а когда можно и без него.

Аудио в ролике состоит из трёх звуковых дорожек: музыка, звуковые эффекты и голос. Мы исходим из того, что музыка и звуковые эффекты нужны любому ролику. А вот с голосом всё не так однозначно. О нём и поговорим!

Есть данные, что 76% рекламных видео можно понять, только если звук включен. Давайте сначала рассмотрим варианты, когда голосовая озвучка нужна обязательно.

От голоса в ролике лучше не отказываться, если:


1. За сюжетом ролика сложно уследить без пояснений


Это особенно касается роликов, задача которых — рассказать историю. Например, познакомить зрителей с биографией главного героя. Или объяснить контекст, определяющий расстановку сил в игровом мире и роль пользователя в нём.

Дайте зрителю возможность уловить вашу идею. Голосовая озвучка с грамотно составленным текстом поможет управлять вниманием зрителя и провести его через сюжет. Пусть зритель следует за вами и вашей мыслью, как по ниточке.

Попробуйте посмотреть ролики об играх Metropolis: Lux Obscura или Mafia Empire сначала с выключенным звуком, а затем — с включённым.



Голос многое объясняет, правда?

2. Голос нужен скорее в художественных, нежели в практических, целях


Голосом можно сделать очень многое: успокоить, соблазнить, напугать; заставить сопереживать, смеяться, размышлять… Если вы хотите эмоционально зацепить аудиторию, голос — отличный помощник в этом. Это касается роликов любых жанров: и трейлеров, и тизеров.

Пара примеров:



При выборе дикторов для ролика об игре обращайте внимание на тех, кто специализируется на персонажной озвучке. Не обязательно искать в демо-записях именно ту роль, которая предусмотрена вашим сценарием: оценивайте широту творческого диапазона исполнителей. Если выбранный вами актёр умеет озвучивать гномов, гигантов и пилотов космических кораблей — скорее всего, и нужную вам роль он тоже озвучит удачно.

К слову, о некоторых тонкостях персонажной озвучки мы писали в этой статье.

3. Ролик должен иметь не только рекламную, но и обучающую функцию


Вы хотите, чтобы зритель точно понял, что именно ему нужно делать в игре? Объясните это в закадровом тексте.

В этом случае зритель, которого зацепит ролик, придёт в игру уже подготовленным и сможет погрузиться в игровой процесс с первого тапа. Даже если он не очень внимательно пройдёт обучающие уровни, у него уже будет понимание, что в целом требуется делать в игре. Донести полезную информацию можно и прямолинейно, и поэтично — смотря какая подача лучше подходит вашему видео по настроению.



Если ваша игра уже издана, по сообщениям от игроков вы можете определить, в каких моментах они чаще всего сталкиваются с незапланированными трудностями. Чтобы снизить нагрузку на службу поддержки и повысить удовлетворённость новых пользователей — попробуйте показать в ролике правильное, с точки зрения игрового процесса, поведение игрока.

4. Вам нужен универсальный рекламный ролик об игре


Если Фейсбук отключает звук в ролике при автовоспроизведении, Youtube так не делает — по крайней мере, пока. Даже если сейчас вы делаете видео только для рекламной кампании в Фейсбуке — не исключено, что позже вы захотите разместить его на сайте игры или продвигать как преролл на Youtube. И вот тут-то наличие голоса вам могло бы очень пригодиться.

Иногда от голосовой озвучки приходится отказываться из соображений экономии денег или времени — хотя иногда отсутствие голоса может быть обусловлено сценарной задумкой. Давайте посмотрим, в каких случаях ролик об игре можно сделать без голоса.

Без голоса можно обойтись, если:


1. В ролике есть эффектная музыка


Классный трек подскажет зрителю: сейчас — только вступление, а вот теперь — основное действие. Чтобы такой приём сработал, трек должен быть не монотонным, с чередованием моментов: вступление, развитие темы, кульминация, выразительная концовка. При этом все моменты, несмотря на разную эмоциональную «нагруженность», подчинены единому ритму.

Если вы хотите, чтобы именно музыка «тащила» всю динамику ролика, — подберите трек ещё до того, как перейти к анимации. Так вы можете связать планируемые события в кадре с определенным фрагментами мелодии. Например, в ролике об игре PvPets: Tank Battle Royale открывающая сцена соответствует вступлению в музыке, сцены с нарезкой геймплея — основной теме трека, а эффектное последнее событие в анимации — финальному аккорду.


В тизере об игре Heroes of War Magic воинственная музыка нагнетает атмосферу в открывающей сцене, затем погружает зрителя в контекст сражений в фэнтезийном мире, а на последних секундах — усиливает призыв к действию выразительным завершением мелодии.

2. Видеоряд крайне насыщен событиями…


Концентрированный экшен в кадре не означает автоматического отказа от голосовой озвучки. Но если сцены сменяют друг друга каждые 2–3 секунды и ваш ролик — скорее нарезка ярких игровых моментов без явной завязки, кульминации и развязки, — возможно, ролик будет неплохо смотреться и без голоса. Но с выбором музыки нельзя промахнуться и здесь: она должна соответствовать видеоряду по энергичности и темпу.

Пара примеров:


3. …или наоборот — анимация никуда не торопится


Ролику без голоса не обязательно быть агрессивно-интенсивным. Если всё происходящее в кадре понятно с первого взгляда даже при беглом просмотре, а голос не сообщил бы зрителю ничего принципиально нового, — возможно, в закадровом тексте нет острой необходимости.

Например, в трейлере об игре «Alphabear 2» за передачу пояснений, необходимых для понимания функционала приложения, отвечают плашки со слоганами. Ничто, в том числе голос, не нарушает сказочно-умиротворяющей атмосферы видео.


Похожая ситуация — с трейлером об игре Mahjong Village. Главные мысли переданы анимированными слоганами, настроение поддерживается музыкой с бамбуково-пляжными мотивами, а ключевые события в геймплее акцентированы звуковыми эффектами.

4. Видео нужно для рекламы в Фейсбуке


В Фейсбуке рекламные видео по умолчанию воспроизводятся без звука. По статистике, 85% зрителей кнопку «включить звук» даже не нажимают. Для рекламы в Фейсбуке, с учётом этого момента, можно и обойтись без голоса.

В серии видеобаннеров об игре Guild of Heroes, которые планировалось размещать в рекламных сетях, в том числе в Фейсбуке, сделано именно так — причём как в 30-секундных, так и в сокращённых версиях роликов.



А если вы делаете ролик для App Store или Google Play — возможно, вам пригодятся эти рекомендации.

И всё-таки: с голосом или без?


Отказ от голосовой озвучки может казаться удачным способом удешевить и ускорить производство видео. Но в долгосрочной перспективе — если вы захотите добавить голос в ролик после того, как анимация готова — такое решение может обернуться неожиданными хлопотами и затратами, несоизмеримыми с первоначальной экономией. Почему так?

Вам придётся «укладывать» текст озвучки под длительность видеоряда и внимательно следить за соответствием «о чем говорим» и «что показываем». Да даже банальное чувство, что музыка как-то не сочетается с голосом диктора по тембру или высоте, может заставить менять исполнителей раз за разом или менять музыку. В новой музыке, скорее всего, будет другой ритм, а значит, анимация будет идти с ней в разлад. И чтобы всё в кадре снова «затанцевало» под музыку, вам придётся… пересобирать анимацию.

Если вы сомневаетесь, нужна дикторская озвучка в ролике или нет, вот наш совет: изначально делайте ролик с голосом. Напишите текст, запишите диктора, подберите музыку под голос. Словом — вшейте голосовую озвучку в ДНК ролика. А затем, если понадобится, просто отключите голос в одной из вариаций.

Несколько советов по написанию текста озвучки можно прочесть здесь.

Об авторе


Статья написана в Alconost. Мы уже 8 лет создаём рекламные и обучающие видео, в том числе трейлеры, тизеры и прероллы для мобильных приложений и игр. Ролики в этой статье — примеры наших работ. Мы с удовольствием сделаем классное видео и о вашей игре: пишите на video@alconost.com. А ещё мы занимаемся локализацией приложений, игр и сервисов на 70+ языков.

Подробнее: alconost.com

© Habrahabr.ru