Новый законопроект накажет рублем «недобросовестных» интернет-агрегаторов товаров — комментарии экспертов

Роспотребнадзор согласовал с бизнесом законопроект о защите покупателей от недобросовестной работы интернет-агрегаторов, размещающих предложения онлайн-ретейлеров. Такие сайты теперь будут нести ответственность перед покупателями, пострадавшими от заведомо недостоверной информации о товаре.

Роспотребнадзор считает, что на российском рынке онлайн-ретейлинга есть «недобросовестные» магазины и агрегаторы. Они не раскрывают информацию о продавце, изготовителе продуктов, о самом товаре или услугах. Они получают деньги на счет как посредники между продавцами и покупателями, но при возникновении проблем к ответственности их привлечь практически невозможно. В июле ведомство предложило ввести возможность блокировки таких сайтов и рассматривать интернет-ретейлеров как самостоятельный субъект ответственности.

Интернет-магазины в прошлом году, в свою очередь, потребовали регулировать работу товарных агрегаторов — сайтов, которые сами не продают товары, но по запросу подбирают и сравнивают предложения разных онлайн-площадок. Примерно по такой схеме работают, например, «Яндекс.Маркет», Wikimart, «Товары@Mail.ru», Price.ru и eBay.

Весной 2014-го президент «М.Видео» Александр Тынкован обвинил «Яндекс.Маркет» в продаже контрафакта и заявил, что сервис должен нести ответственность за нарушение прав потребителей, напоминает РБК. «Яндекс» возражал, что работает, по сути, как рекламная площадка.

Если eBay или Amazon могут удалить подозрительный товар после жалобы правообладателя, то российские сервисы предлагают по каждому случаю обращаться в суд. В 2014 году оборот интернет-торговли в России вырос на 31%, до 713 миллиардов рублей, отмечал Роспотребнадзор со ссылкой на экспертные оценки.

В сентябре Российская ассоциация электронных компаний (РАЭК) в своем письме раскритиковала версию поправок Роспотребнадзора к закону «О защите прав потребителей». Основная проблема с «недобросовестными» ретейлерами, по мнению РАЭК, связана с работой не отечественных, а иностранных онлайн-площадок в России. Теперь Роскомнадзор доработал проект.

РБК описывает последние изменения законопроекта.

1. В пользу агрегаторов

Итоговый законопроект учитывает интересы агрегаторов — они не будут «нести обязанности и ответственность продавца», этот пункт был исключен. Это означает, что если покупатель столкнулся с некачественным товаром, он должен предъявить претензии продавцу, а не агрегатору, как предполагалось в первой редакции законопроекта.

По определению, которое появилось в законопроекте, агрегатором считается «организация либо индивидуальный предприниматель, предоставляющие на своем сайте в интернете возможность потребителю ознакомиться с информацией о товаре (услуге), заключить с продавцом договор купли-продажи, а также предварительно оплатить товар «непосредственно на банковский счет такой организации».

2. Против агрегаторов

Агрегаторам грозят финансовые потери в случае размещения заведомо недостоверной информации о товаре, услуге или продавце: именно с агрегаторов пострадавший покупатель будет вправе потребовать возмещения ущерба.

Еще одной обязанностью, которую закон закрепит за агрегатором, станет размещение справочной информации о продавце или ссылки на сайт, где есть такая информация — адрес продавца, полное имя, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, номера регистрационных документов и т.д.


Предполагается, что новая версия поправок вступит в силу с 1 января 2017 года.

Законопроект в новой редакции невозможно будет применить на практике, так как он содержит «множество условий и оговорок», считает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).

Как пишет исполнительный директор АКИТ Артем Соколов, «текущая версия [поправок] выводит значительную часть деятельности агрегаторов из-под государственного надзора». Не исключено, что в итоге агрегаторам разрешат ограничиваться ссылками на сайты продавцов вместо того, чтобы публиковать о них подробную информацию, беспокоятся в АКИТ.

Хотя новая редакция документа — это меньшее из зол, агрегаторы нововведениями тоже не вполне довольны, утверждает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. По его словам, потребители могут оказаться в сложной ситуации: если раньше они точно знали, что должны обращаться с претензиями к продавцу, то теперь у них не будет такой уверенности.

По его словам руководителя «Яндекс.Маркета» Павла Алешина, программы защиты покупателей уже есть практически у всех агрегаторов. Так, «Яндекс.Маркет», Wikimart, «Товары@Mail.ru» и их коллеги в декабре 2014-го запустили сайт для приема жалоб на поддельные товары nota-claim.ru: если товар действительно окажется контрафактом, его обещают убрать со всех сайтов участников объединения.

Новые поправки будут работать только в том случае, если покупатель перечислит деньги на банковский счет агрегатора, подчеркивает директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам Wikimart Денис Косенков. Ресурс не может нести ответственность, если у него нет возмездных отношений с покупателем — это будет противоречить принципам действующего законодательства о защите прав потребителей, подчеркнул он.

Редакция «Мегамозга» задала экспертам два вопроса:


1 Какие обязательства по защите потребителей интернет-агрегаторы могли бы реально выполнять?
2 Не считаете ли вы данное требование излишним?

Председатель Совета Института развития интернета (ИРИ), основатель компании LiveInternet Герман Клименко:

Это удивительная новация Роспотребнадзора надеюсь не получит поддержки в Государственной Думе. Это все равно что предложить бизнес-центрам отвечать за деятельность арендаторов. Конечно, было бы здорово, если бы бизнес-центр гасил долги проворовавшихся банкиров или строителей, но мне кажется, что такое требование в первую очередь навредит честным арендаторам, так как в арендную ставку будут заложены не только привычные затраты и прибыль арендодателя, но и риски.

© Megamozg