Новый закон об онлайн-кассах: как меняется сервисное обслуживание торгового оборудования

ff642c750b0d480d81cd893c0ebc3987.jpg

Изображение: Rusty Clark, Flickr

В нашем блоге ранее мы рассказывали об изменениях в законе о порядке применения ККМ, связанных с переходом на онлайн-передачу данных в ФНС РФ. ФЗ-54 серьезно меняет всю схему работы предприятий розничной торговли и сферы услуг на территории Российской Федерации. С 1 июля 2017 года закон заработает в полном объёме, что обязывает все организации в сфере торговли полностью перейти на новое оборудование или модернизировать старые ККМ.

Изменится не только само оборудование, но и принцип его технического обслуживания. Сегодня мы поговорим о том, как будет выглядеть новая схема, и что бизнесу нужно будет делать, чтобы привести оборудование в соответствие требованиями законодательства и поддерживать его в рабочем состоянии в дальнейшем.

Как все работало раньше


До 1 июля техническое обслуживание кассового оборудования, зарегистрированного по старой схеме, с использованием ЭКЛЗ производится по отработанному годами сценарию. В нем присутствует три основных участника:
  • пользователь — магазин, в котором установлена касса;
  • центр технического обслуживания (далее по тексту ЦТО) — компания, специализирующаяся на обслуживании ККМ;
  • ФНС — налоговая служба.

По такой схеме ЦТО являлись контролерами выполнения фискальных норм использования ККМ, обеспечению функционирования аппаратов с ЭКЛЗ и их своевременной замены. Сервисные центры проходили лицензирование в ФНС с приобретением статуса ЦТО, получали аккредитацию генерального поставщика оборудования, что позволяло им заниматься обслуживанием ККМ, используемых бизнесом на определенной территории.

Например, ремонт оборудования в ЦТО сопровождался подготовкой документов, в которых фиксировались показания нарастающих итогов денежных средств, хранящихся в некорректируемой памяти ККМ. До и после проведения ремонта — только после предоставления этих документов налоговая инспекция давала разрешение на то, чтобы снова ввести ККМ в эксплуатацию.

Что меняется


Новые нормы ФЗ-54 серьезно меняют описанную схему. Теперь большую свободу выбора получают конечные пользователи кассового оборудования — то есть компании и предприниматели, поскольку для использования ККТ больше не требуется обязательного заключения договора на обслуживание с ЦТО. Они самостоятельно могут закупать оборудование и необходимые расходные материалы, в том числе и фискальные накопители, пришедшие на смену ЭКЛЗ (об изменениях «железа» мы подробно писали здесь), а затем самостоятельно регистрировать оборудование в ФНС и обслуживать в любом сервисном центре, который прошёл обучение у поставщика ККМ. Все манипуляции с оборудованием (регистрация ККТ, перерегистрация ККТ, снятие с учёта ККТ) теперь возможно выполнять в личном кабинете на сайте налоговой службы.

Фактически, из схемы просто были исключены ЦТО — теперь представители организации, эксплуатирующей ККТ, могут прибегать к услугам любой компании, расположенной не только в своем регионе. Точно также и сервисные центры могут расширять число клиентов, не будучи скованными географическими рамками.

Ожидания vs реальность


Нужно сказать, что на бумаге новые возможности, которые открываются перед бизнесом, выглядят неплохо. Однако в реальности мало кто хочет пользоваться новыми правами. Компаниям проще продолжать работать с партнером, который раньше назывался ЦТО, а теперь стал простым «сервисным центром».

Тому есть вполне объективные причины — специалисты такой компании долго работают с конкретной кассовой техникой, использующейся в магазинах, и знают все ее особенности. Кроме того, немаловажно и хорошее понимание особенностей работы программного обеспечения, которое устанавливается на этом оборудовании. Бизнесу не нужны риски — важен уровень доверия, который складывается между двумя компаниями за время сотрудничества. Наконец, смена сервисного центра влечет за собой дополнительную проверку и оценку в деле будущего сервисного партнёра — в одном случае уже есть действующий договор на обслуживание с надёжным проверенным сервисным-партнёром, в другом его нужно заключать заново с непроверенным сервисным центром.

Мы на собственном примере видим, что бизнес не готов предпринимать усилия ради того, чтобы воспользоваться прописанным в законе правом работать с любым сервисным центром. Большинство заказчиков как обращались к нам, так и обращаются — например, просят провести модернизацию кассового оборудования, чтобы оно соответствовало изменениям в нормах ФЗ-54, помочь с его регистрацией в ФНС.

Крупные розничные сети никогда не станут пускаться в рискованные эксперименты, хотя бывают случаи, когда небольшие компании и предприниматели пытаются сэкономить, делая все самостоятельно. Однако в таком случае возрастает вероятность совершения ошибок, исправлять которые все равно просят профессионалов —, а это как раз бывшие ЦТО. Теперь ЦТО не будут играть роль контролеров исполнения фискальных норм применения ККТ, но само обслуживание оборудования осуществляют точно также, как делали это раньше. И даже более того — они могут делать это по всей стране, а не на конкретной территории.

Для небольших предприятий торговли это открывает возможность сотрудничества с более опытными сервисными центрами, чем те, что представлены в их регионе. Особенно важно это в переходный период — до 1 июля 2017 бизнес должен перейти на использование онлайн-касс нового образца, для чего нужно заменить или модернизировать оборудование. Все это сопряжено с большими трудностями и необходимостью замены версий системного ПО, элементов кассовой техники, проведением тестов, а также доработок новой техники, неизбежных в течение первых года-двух после вступления нового закона в силу. И здесь помощь опытных специалистов будет практически необходима.

Комментарии (1)

  • 15 марта 2017 в 11:53

    0

    Не совсем понятно почему бизнес должен платить за удобство обмена данными с ФНС. Почему за автоматизацией документооборота и контроля платит сам контролируемый. И очень много вопросов возникает на практике, например в территории без сети Интернет. Специальные списки с возможностью не применять КТТ не бьются между собой в НПА и возникают вопросы.

© Habrahabr.ru