Новости IT и инвестиций: Apple предустановит Яндекс и Mail.Ru, государство хочет следить за машинами

?v=1

Привет, Хабр! Раз в неделю я рассказываю о крупнейших событиях в отрасли в России и мире. Оригинальный ролик на YouTube, ниже расшифровка.

Новости IT, венчура и инвестиций.

Миллион Алис

Яндекс рассказал, что всего с осени 2018 года продано 1,300,000 колонок с Алисами. Если зайти на Яндекс и посмотреть сколько стоит Яндекс.Станция, то там 13.000 рублей. Понятно, что большую часть колонок продают не напрямую, а через ритейлеров и отдают им по оптовым ценам, и они конечно меньше. Но если умножить 1,3 млн. на 13,000, то получаем 17 млрд. рублей. То есть выручка Яндекса была 7 — 10 млрд. рублей, что-то такое. Это довольно заметно даже в масштабах Яндекса. Еще один момент — Яндекс публично говорил, что колонки убыточны, что он их дотирует, то есть и убытки тоже должны быть какие-то заметные в масштабах Яндекса. Он все это не просто так делает, надеется заработать в будущем на увеличении использования своих сервисов.

И еще одно число для сравнения. Amazon продает 15 млн. своих колонок в квартал, а Яндекс 1,3 млн. за 2,5 года.

Альфа + Моргенштерн

Альфа-Банк взял на работу Моргенштерна. Называется должность «Директор по работе с молодежью». Понятно, что раньше такой не было, придумали специально для Моргенштерна. Обещают, что он будет ходить на работу в офис, у него будет какой-то аппарат, они будут там что-то реально делать в структуре Альфа-Банка. Я в это особо не верю. Я думаю, что это чистый пиар. 

И кажется, что это не важно, кто-то кого-то взял на работу, кто-то как-то пиарится. На самом деле важно. Альфа-Банк уже работал с Моргенштерном. Они сняли ролик «Клип за 10 лямов». Это был очень скандальный ролик, он никому не понравится, все его ругали, все говорили, что он подрывает имидж банка. И, видимо, он сработал настолько хорошо, что Альфа-Банк сознательно решает продолжать. И это урок для нас для всех. Уж если в солиднейшем банке самый скандальный блогер круто срабатывает, то значит в любом другом проекте, бизнесе коллаборация с блогерами будет работать хорошо. Это повод, чтобы думать о ней, использовать блогеров и, видимо, не бояться скандалов. Вот Альфе нравится, у Альфы работает.

Большой Брат на дороге

Как всегда есть новости от родного государства. Появилась идея создать закон о том, что все автомобили обязаны отправлять телематику на некий центральный сервер. То есть машина едет и о том, как светят ее фары, какая у нее скорость, где она находится, как работают тормоза, всё это раз в минуту или раз в 15 минут  отправляется в облако и хранится в одном месте. И дальше можно представить сколько государственных сервисов вокруг этого будет.  От борьбы с угонщиками до автоматических штрафов за нарушение скорости через какую-то статистику и еще что-нибудь. 

Звучит страшно неприятно. «Большой Брат следит за тобой. Все под колпаком». Все понятно. Звучит страшно полезно. Угоны прекратятся, количество ДТП уменьшится, количество какого-то другого криминала, который я не могу придумать, тоже уменьшится и все станет лучше. Могут сейчас не принять. Это еще даже не проект закона, пока просто идея. Но будущее оно будет таким, очень прозрачным. 

Россия и IT-гиганты

Неделю назад я сформулировал, что западные IT-гиганты сами выбирают, какие российские законы им соблюдать, а какие нет. И на этой неделе 2 ярких подтверждения этой истории. Экономические законы IT-гиганты соблюдают. Говорят платить налоги — платят налоги. Сказали предустанавливать российский софт, начинают предустанавливать российский софт. 

На этой неделе Apple объявили, что будут предустанавливать российский софт из правильного списка на новые iPhone. Покупаешь iPhone, а там уже Mail.ru, Яндекс, Kaspersky и какой-то еще длинный список. Это экономика, тут Apple не против. Apple подтверждает, что так оно и будет. Многие боялись, что не будет. Нет, будет. А вот с политикой, они не согласны исполнять российские законы. На прошлой неделе Twitter замедлили, чтобы он поудалял то, что его просят удалить. Twitter не удаляет то, что его просят удалять. Он считает, что его модерация это его дело, а не какого-то Роскомнадзора из России. Роскомнадзор увидел, что торможение не работает, и пообещал через месяц Twitter заблокировать. Этот месячный срок никак не оформлен в законе, как и торможение сервиса, но на войне все средства хороши. Странно, что так скоро перешли к угрозам блокировки, не дождавшись как долгосрочно работает замедление. Замедление — долгосрочная мера. Эффект могло принести за год, за два года, за полгода, но не за неделю. Но как есть.  Обещают через месяц заблокировать и, может быть, даже заблокируют. Все предыдущие истории блокировок, LinkedIn и Telegram, были не в пользу Роскомнадзора. Ни к чему не привело хорошему.

Подарок от Google

Google повторил идею Apple и мелким разработчикам сделал скидку на свою комиссию в Google Play. Теперь с первого миллиона долларов в год разработчик платит 15% комиссии, а не 30%. Как и для Apple, для Google это копейки, все доходы он получает с тех, кто получает намного больше, чем миллион долларов. Мелкие разработчики на доходы не влияют. Зато пиар отличный. Мелких разработчиков в тысячи раз больше, чем крупных разработчиков. Мелкие разработчики получили скидку, теперь они любят Google. 

Приятно, когда компании соревнуются в благотворительности, социальной ответственности. Им это, конечно, ничего не стоит или почти ничего не стоит, зато помогли очень многим, и очень многие им будут благодарны. Многие бизнесы не расцветут, но сильно облегчатся. Ура.

Калифорния и мелкий шрифт

В российской прессе пишут, что Калифорния приняла закон о запрете мелкого шрифта в интернете. Есть некие стандартные практики дизайна, которые по сути обманывают пользователя. Их много, мы все их знаем, все с ними сталкиваемся. И вот, в интерпретации российских газет, в Калифорнии их запретили. Теперь компании, работающие в Калифорнии, обязаны использовать одинаковый шрифт и хорошо себя вести с пользователями.  

На деле все заметно мягче. Действительно принят закон о том, что запрещены плохие практики. Но плохие практики запрещены в одном единственном месте, а именно в выпрашивании пользовательских данных. Получать деньги с человека можно любым способом, расставлять кнопки так, чтобы мимо них не промахнуться. А вот пользовательские данные ты получай только с правильным окном, где да/нет расположены одинаково, где все четко объяснено и пользователь понимает, что он делает, когда разрешает записывать свои cookie. Прекрасно. 

Из России смотрится дичайше. Кажется что воровать деньги хуже, чем воровать данные. Но они приняли так. Деньги не защищены, пользовательские данные защищены. При том, что Калифорния важный штат, и на него смотрят, и его повторяют, ждем развития этой инициативы по всему миру. 

Новый налог на Google

Последняя на сегодня новость от российского правительства — это опубликованная идея о том, что «а давайте мы рекламу на Google и Facebook не будем относить на себестоимость». На практике: рекламодатель заплатил 100 рублей Google и Facebook, а потом заплати еще, пожалуйста, 20 рублей как бы налога на прибыль на эту сумму российскому бюджету. 

В чем идея? Идея в том, чтобы ухудшить рекламу на Google и Facebook, перераспределить бюджет в пользу Mail.ru и Яндекса и еще заодно государство заработает. Всем хорошо. 

Что случится на самом деле? На самом деле на Google и Facebook аукцион, и когда мы ухудшили эффективность этой рекламы, аукцион ослабнет. Ослабнуть он мог бы ровно на 20%, если б мы жили в идеальном мире, где все живут на равных условиях. Но нет. Некоторые группы рекламодателей не задеты новой идеей, соответственно для них ничего не изменилось, соответственно они оставят предыдущие ставки, соответственно аукцион упадет не ровно на 20%, а меньше, чем 20%. 

Кто выигрывает? Выигрывают компании на упрощенке, ИП и ООО-шки, которые не платят налог на прибыль. Для них по-старому, аукцион ослабнет за счет других. Выигрывают иностранные рекламодатели, которые рекламируются из своей Норвегии или Соединенных Штатов, которые российских законов не знают, а рекламируются на российскую аудиторию. Выиграют убыточные стартапы, у которых все равно не появится налог на прибыль, потому что они во всем убыточны. Кажется больше исключений нет. Всем остальным придется опустить ставки для сохранения предыдущей эффективности рекламы. 

Еще сильно проиграют те, кто из России что-то экспортируют и рекламируются в Google и Facebook. Те, кто экспортируют много, они раньше перерегистрировались на какой-нибудь Кипр, и на этот закон им все равно. А те кто экспортирует немного, продают активно в России, а еще немного в Казахстане и Беларуси и ведут деятельность российского ООО. Вот они в Казахстане и Беларуси потеряют, потому что им реклама на 20% дороже, местным конкурентам ничего не изменилось. Позиция стала на 20% хуже. Обидно, досадно.

Новости одной строкой

Oppo выпустил раздвижной смартфон.  Я не уверен, что это полезно, но это очень круто.

Telegram разместил свои облигации на 1 млрд. долларов. Когда он их вернет, это будет важный шаг для рынка, новый инструмент покажет работоспособность. Когда он их не вернет, это будет еще более важный шаг для рынка.

На неделе прошло IPO Roblox. Это было прямое размещение, а не классическое IPO. Прошло успешно, что необычно для прямых размещений. Roblox сейчас стоит 38 млрд. долларов. 

Semrush, по сути российский стартап, подал заявку на IPO. Поздравляем его основателей. Радуемся, что еще одна компания из России выходит на IPO.

В России готовятся принять закон о том, что беспилотные автомобили могут ездить на дорогах общего пользования без инженеров внутри. Это важный шаг вперед. Прогресс не остановить. 

Китай забанил в своих сторах UC Browser, довольно популярный в Китае браузер. Кажется, что не новость в том, что кто-то кого-то забанил. Но новость в том, что UC Browser это китайское приложение. Сами себя банят. Это довольно необычно. Посмотрим, кто будет повторять эту практику. 

Bitcoin коснулся цены 60 тысяч долларов. Растет каждую неделю. Я даже ролик об этом снял, на неделе опубликую. 

На этом все. Следующие новости на следующей неделе. Подпишитесь на канал и нажмите на колокольчик, чтобы их не пропустить.

© Habrahabr.ru