Новогодняя гирлянда любителя транспорта

Приветствую всех!
Знаю, ёлочные гирлянды на ардуино и адресных светодиодах уже порядком поднадоели. Время исправить это положение. Как насчёт собрать гирлянду, которая мигает так, как не может ни одна другая, да ещё и без использования микроконтроллеров и даже микросхем логики?
Давным-давно мне достался такой девайс как кодовый путевой трансмиттер с железной дороги. Я долго думал, что интересного с ним сделать, и вот наконец догадался до самого необычного его применения, какое можно придумать.

in8ml-ghwms7gecoyapip9_nboa.jpeg

Итак, в сегодняшней статье запустим эту железку и посмотрим на неё в работе. Заодно заставим её коммутировать кое-что совершенно нетрадиционное для такого оборудования и посмотрим, что же из этого выйдет. Традиционно будет много интересного.

Суть такова


Обычно я рассказывал про оборудование, устанавливаемое на подвижном составе, но сейчас наконец пришла очередь стационарных железок.

18etuoggr-bzaqiwhye_lon--o8.jpeg

Если вы сильно интересовались темой железных дорог, то наверняка знаете, что на многих станциях системы сигнализации, централизации и блокировки до сих пор работают на реле. Кое-где внедряются и микропроцессорные устройства, но электромеханические всё ещё продолжают жить. Более того, порой бывает, что непосредственно сама логика схемы выполнена исключительно на реле, а компьютер лишь следит за их работой.

image

Эти реле устанавливаются в весьма внушительные по размеру стойки (они же стативы), позволяя собирать на них весьма сложные по функционалу схемы (например, построение маршрута нажатием всего пары кнопок на пульте).

lmieujb6ff7rbnfeohqpb1wv8ci.png

Когда-то ко мне в руки попал, пожалуй, самый интересный девайс из области СЦБ: кодовый путевой трансмиттер. По сути это один из самых важных блоков на железной дороге: именно он вырабатывает кодовые последовательности, считываемые устройствами автоблокировки и локомотивной сигнализации. Долгое время он у меня просто лежал, пока однажды не пришла мысль использовать его как автомат световых эффектов. В самом деле, схем различных гирлянд и прочих мигалок на микроконтроллерах уже достаточно, а вот чего-то более тёплого и лампового мы не видели уже давно. Идея мне понравилась, так что было решено попробовать.

Светофоры на ЖД


Понимаю, что многие из читающих это не имеют никакого отношения к железной дороге и какому-либо другому рельсовому транспорту, так что немного рассмотрим, что это за кодовые последовательности и для чего они нужны.

yxqdjxwrxciebwx957nzoeoer8g.png

В зависимости от сигнала светофора (зелёный — впереди два и более свободных блок-участков, жёлтый — впереди один свободный блок-участок, красно-жёлтый — впереди красный) в рельсовую цепь подаётся сигнал в виде импульсов переменного тока разной длины. Эти последовательности считываются, в частности, приёмными катушками аппаратуры локомотивной сигнализации, которая декодирует их и отображает показания светофора и передаёт их в другие устройства.

Как нетрудно догадаться, выработкой этих кодов занимается именно КПТШ. До недавнего времени это был чисто механический прибор. Ни единого полупроводника, только трансформатор и мотор, вращающий с постоянной скоростью кулачковый вал, который замыкает контакты. Позже появились и электронные аналоги, но нас они не интересуют.

Обзор оборудования


Перво-наперво взглянем на КПТШ.

ifw-sg1vobwsjx85zxuwe6z0buo.jpeg

А вот и он. Представляет он собой весьма тяжёлый металлический ящик с разъёмом для подключения и двумя ручками.

vjqwwluwwtdmgyv5s0n14sbkkky.jpeg

Заводская табличка.

yfsheqfnvzfq1mlsrrhdex9wfe8.jpeg

Снизу отверстие, закрытое металлической сеткой.

kqnnpbggdnowikiimgjfhlag4mi.jpeg

С одной из сторон окошко для контроля. Судя по наклейке КИП, последний раз девайс проверялся больше тридцати лет назад, после чего был заменён на другой, долго валялся на складе и наконец был списан. Впрочем, эксплуатируемые сейчас экземпляры нисколько не отличаются по конструкции от этого.

Гирлянда


el0jiomcyaemgcbgi2hdlj1_qsg.jpeg

Очень кстати на опыты досталась вот такая гирлянда. Она довольно свежая (была куплена в начале декабря этого года), но, увы, уже не работает — вышел из строя блок управления.

ysu1rzbp7ube7vsj42opp1ptcwa.jpeg

Впрочем, и до своей безвременной кончины работала она отвратительно: жуткий нагрев зелёной коробочки (грелась градусов до семидесяти сама управляющая микросхема), запах пластика и прочие атрибуты китайской электроники.

l-xgbxd9b2q79sfhiozywficxk0.jpeg

Изначальную задумку немного подпортило то, что в гирлянде по факту оказалось два канала. Было бы куда круче подключить красный, жёлтый и зелёный отдельно, но, конечно, что есть, то есть.

ktwe7pbhltblp89gt9w1u5y8sak.jpeg

Прямо таки эволюция китайских ёлочных украшений. Когда-то давно гирлянды были четырёхканальными (то есть пятипроводными), где коробочка могла управлять каждым цветом. С годами ради экономии такой копеечной детали как тиристор PCR406 число каналов неуклонно падало, эффекты становились всё более куцыми, а для того, чтобы скрыть это, на один провод ставили лампочки или светодиоды разных цветов.

m2k2ce87wsfrxdyfcqauevwnldg.jpeg

Качество исполнения плохое настолько, насколько оно в принципе может быть плохим. Пластик корпуса, разумеется, не из тех, что не поддерживают горение, поэтому при очень долгой работе такое изделие может вызвать пожар.

hlhas_hrjybuvelrsijlaefqjco.jpeg

Начинка тоже характерная: всего семь деталей, не считая кнопки. Нет даже банального электролитического конденсатора. Ну да ладно, всё равно в ближайшее время плата эта нам не понадобится.

Внутренности


Разумеется, КПТШ я разобрал.

proztmvdalwh3nm0v2i6dtpgqfg.jpeg

Внутри кожуха ожидаемо ничего интересного.

lz5fqybaapr7n0wl2jmpdllytsu.jpeg

А вот и начинка.

9xz93dwwglwui_5o1xkqwkoucng.jpeg

Поскольку КПТШ может работать как от 220, так и от 110 В, внутри установлен автотрансформатор. Над ним виден пусковой конденсатор.

oxluxxsccwtzw89_-wzjwv0sh-i.jpeg

Заводская табличка на корпусе электромотора. Совсем скоро ему будет пятьдесят лет, но на его состоянии это ничуть не сказалось.

ex4bwg6mlpreogz3wxocpnhvjtc.jpeg

Кулачковый вал.

0vllym6bgdqqlx-ecwszumdxxmi.jpeg

Те самые контакты (по две пары на каждый код), которые замыкает при вращении кулачковый вал. Для большего срока службы на них имеются вставки из технического серебра.

e-nggqefzci8sps5adclrl1tjmg.jpeg

Синяя изолента — залог успешной и долговечной работы!

Первый запуск


Для начала попробуем просто подать питание и посмотреть, будет ли железка работать после долгих лет простоя. Прокручивание руками вала мотора показало, что ничего не гремит, не заедает и не болтается, так что можно пробовать запускать.Подключаем 220 В, и девайс оживает. Отлично, можно пробовать подключить к нему лампочки светодиоды.

Подключение


zdxhvfnnzfwuecri5syrbam94mo.png

А вот и распиновка разъёма. Здесь всё очень просто: отводы от контактной группы, а также три контакта сети: при работе от 220 В питание подключается к 0 и 220, а от 110 В — к 0 и ОМ.
Стоит учитывать, что КПТШ не рассчитан на коммутацию сетевого напряжения, так что если подключить всё напрямую, то контакты быстро обгорят и девайс сдохнет. Поэтому схема подключения будет вот такая:

d7d3hqbsrzbtpbd3vtmxykudw8u.png

Подключил твердотельные реле, чтобы не было искрения, и заизолировал все контакты. Теперь можно проверять.

Что же получилось?


Ну что же, время запускать.Вот такой необычный эффект получился. К слову, было бы интересно сделать что-то по его мотивам в адресных гирляндах. Но это уже тема для другого проекта.

Вместо итога


Вот таким суровым и довольно интересным по конструкции девайсом оказался КПТШ. Тем необычнее было найденное мной ему применение.

Конечно, показанная тут схема не слишком удобна в использовании (так как требует двух источников питания), но всё же это скорее этакий арт-объект и использовать КПТШ так постоянно я не планировал. Схема же эта успешно поработала пару вечеров, после чего я её разобрал, а оригинальную гирлянду — оживил. Достаточно было пропаять все соединения нормальным оловянно-свинцовым припоем, и она вновь начала гореть. Ну, а мне же остаётся надеяться, что вам не придётся поспешно паять в новогоднюю ночь и что ваши железки будут работать ещё долго.

Такие дела.


Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале


u9vgio3hxj12h5u7j3un0wx_zpk.png

Читайте также:

© Habrahabr.ru