Новое бизнес-направление Mail.ru: компания нашла способ снизить затраты заказчиков на инфраструктуру СУБД

Mail.ru нашла способ снизить инфраструктурные издержки заказчиков. Компания разработала новую технологию оптимизации хранения данных на основе opensource-решения Tarantool.

Один сервер с Tarantool способен заменить от 30 и более серверов с классической системой управления базами данных (СУБД), говорит представитель Mail.ru Group: «Само решение бесплатное, но клиенты смогут получать платную техническую поддержку, а также кастомизировать Tarantool под специфические запросы».

По прогнозам Gartner, к 2018 году 70% новых и 50% существующих приложений в мире будут использовать базы данных с открытым кодом. Мировой рынок СУБД в 2015 году достиг $41,5 миллиарда и к 2017 году может вырасти до $50 миллиардов, оценивала IDC.

Гендиректор «Новых облачных технологий» Дмитрий Комиссаров оценивает российский рынок баз данных в $400–500 миллионов: «Основной игрок на рынке — Oracle, который до кризиса зарабатывал в России около $200 миллионов, следом идут базы данных IBM и Microsoft».

Использование этого решения в собственных проектах («Почта», «Облако Mail.Ru», myTarget и многих других) уже позволило сэкономить десятки миллионов долларов. «Например, применение Tarantool для оптимизации хранения профилей пользователей обеспечило нам экономию более $1 миллиона», рассказал вице-президент и технический директор компании Владимир Габриелян.

Среди тех, кто использует Tarantool — международная соцсеть знакомств Badoo и разработчик решений для информационной безопасности Wallarm. Последний использует решение как локальное хранилище данных и модуль аналитики для «самой критичной части продукта — узла фильтрации трафика», а Badoo применяет Tarantool для хранения сессий.

Разработка Tarantool началась с нуля около 8 лет назад и до сих пор продолжается. «Он обеспечивает хранение пользовательских сессий и профилей, работу таких систем, как портальная аутентификация, антибрутфорс, антифишинг и антиспам, где он доказал свою способность эффективно работать с большими объемами данных и под высокими нагрузками», добавил Владимир Габриелян.

«Тарантул делает разработку проще и быстрее. Разработчику не надо создавать сложную гетерогенную систему из SQL СУБД + NoSQL СУБД + Кэш. Не надо создавать огромные кластера и платить миллионы за железо. Достаточно одного Tarantool», пояснил Roem.ru Денис Аникин, технический директор Почты Mail.Ru.

Tarantool мог бы быть востребован теми, кому нужна обработка большого количества неструктурированной информации, например «Яндексом» или Rambler & Co., рассуждает Дмитрий Комиссаров. «Но маловероятно, что эти компании будут использовать сервисы основного конкурента.

«Вероятно, Tarantool будут пользоваться нишевые игроки или компании, состоящие в холдинге Mail.ru Group, например, крупные соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники», приводит его слова «Коммерсант».

«Мегамозг» обратился за дополнительными разъяснениями к Денису Аникину, техническому директору Почты Mail.Ru:


1. Говорит представитель Mail.ru Group: «Само решение бесплатное, но клиенты смогут получать платную техническую поддержку, а также кастомизировать Tarantool под специфические запросы». О каких суммах может идти речь по этой статье дохода Mail.ru?

Мы пока не раскрываем эту информацию, но наши планы очень амбициозны. Наша технология уникальна, на ней основана добрая половина сервисов Mail.Ru Group и мы верим, что мы сможем ее распространить на весь мир.

2. Насколько быстро можно произвести кастомизацию, перестроить существующие решения с использованием Tarantool (скажем, вместо MySQL)?

Это зависит от конкретного случая. Мы должны изучить инфраструктуру конкретного клиента и только после этого дать какие-то временные оценки.

3. Насколько большая должна быть команда, чтобы начать «много» зарабатывать на клиентах?

Мы планируем научиться развиваться без линейного роста количества команды по отношению к выручке. Одна из наших идей — это запуск облачного сервиса (PaaS/SaaS), который позволит нам поставлять клиентам наше решение в публичных облаках без роста команды, пропорционального количеству клиентов

© Megamozg