Next billion users: кто эти люди и как они повлияют на мировую экономику
Вот примерно так будут выглядеть эти пользователи:
Благодаря инициативе Google и ряда других компаний всё идёт к тому, что Интернет прирастёт примерно на 1 миллиард человек прямо вот уже-уже. Сейчас сетью пользуются 2,8 миллиарда человек из 7 доступных, а будет 3,8.
И эти новые парни тут всё поломают, как мне кажется. Сейчас постараюсь объяснить, почему.
Откуда эти люди?
Первый главный вопрос — кто это такие. Это те, кто, благодаря удешевлению технологий и расширению покрытия, сможет перешагнуть финансовый порог подключения к сети. Эти люди живут в основном в Азии — в Малайзии, на Филиппинах, в Индонезии, часть — в том же материковом Китае.
Дальше давайте попробуем понять, кто же это такие. На мой взгляд, это люди, которые сегодня редко видят компьютеры. Их первое соприкосновение с сетью будет через мобильный телефон, например, купленный по дешёвке по акции оператора. Скорее всего, первое, что их ждёт, — это популярные мессенджеры, где они будут устанавливать отношения со своими группами и рабочими группами. Соцсети будут слишком сложны для вчерашних бедняков, а вот мессенджеры — в самый раз. Там очень простые интерфейсы, там очень пологая кривая обучения, и там нет ничего сверхсложного. Зато есть танцующая какашка, которая очень-очень востребована теми, кто плохо печатает, плохо пишет или не знает все нужные языки. И есть голосовые сообщения, которые уже сейчас активно используются теми, кому не хочется писать, или теми, у кого слишком плохая связь для полноценного IP-звонка.
Когда эти люди поймут, что могут общаться друг с другом через сеть, технологические барьеры будут сняты — как в России пенсионеры, печатающие одним пальцем, в мгновение понимают, зачем нужен Скайп, так будет и там, скорее всего.
Просто представьте: минимум девятьсот миллионов не очень грамотных людей, которые умеют фермерствовать или делать простую работу. И ещё сотня миллионов квалифицированных специалистов, до которых полноценно добрался Интернет.
Пример — текущий рынок труда Индии, где 287 миллионов людей не умеют читать и писать (это 37% от количества безграмотных всего мира). И почти все они — пользователи мобильного Интернета.
Что делает Гугл?
Облегчает сеть. В 2020 году, по данным dev.Google, 10% пользователей мира будут на 2G. Ставят приоритет на контент и простую навигацию. Уменьшают потребление энергии, потому что люди будут реально работать с телефонов. Разрабатывают кросс-девайсные решения. Делают новые системы оплаты, потому что минимум у 8% новых людей не будет банковского счёта и кредитки. Создают ресурсы для быстрой локализации всего — только 5,5% будут знать английский хоть как-то.
Что случится дальше?
Они начнут искать работу. Одна из главных проблем Малайзии, Индонезии и других азиатских стран региона — это безработица. Как в своё время было в Индии, так будет и в том регионе — люди начнут продавать свои услуги туда, где за них платят. То есть в более развитые страны. И, как мне кажется, вряд ли это будут классические фриланс-услуги вроде ИТ-поддержки или вёрстки. Скорее — что-то в духе традиционных офлайновых рынков типа ремонта и строительства, переводов и локализации, обучения, медицины, всяких тайных покупателей и так далее. То, что надо сделать по месту.
Поменяется весь ландшафт сервисов — современные приложения и площадки сильны своей накопленной базой, а приток новых людей с жаждой простых интерфейсов может всё перевернуть. Мы узнаем о множестве новых вещей, которые возьмутся из ниоткуда за считанные месяцы (как в своё время шоком для многих стал Убер или AirB&B).
Сеть снова станет лёгкой — минимум контента, чтобы эти люди могли им пользоваться с телефона на плохих тарифных планах. Мегабайт снова будет целым морем информации, а не третью картинки профиля. По данным Opera, предыдущая аудитория (люди, до которых только дотянулся Интернет), устанавливает 18 новых приложений на телефон, и 6 из них использует почти постоянно. Это замена сайтов. Основные сегменты — связь, оплата, здоровье, обучение.
Они получат доступ к объективной информации (по крайней мере, смогут получить) и смогут быстрее обучаться. Сегодня численно больше всего квалифицированных инженеров живёт в Китае. Через поколение появится ещё несколько стран с такой же подготовкой специалистов.
Самым ценным в новой экономике (есть даже термин Gig Economy — экономика в отвязке от традиционной работы) будут мозги. И у этих парней чисто в силу статистики мозгов будет больше, чем у Европы.
В общем, сейчас открывается море возможностей и море новых рынков. Со стороны эта истерика немного похожа на историю с доткомами двухтысячных, но рациональное зерно есть. Мы сейчас занимаемся разработкой продуктов под эту историю, и чуть позже я смогу рассказать о более практической стороне вопроса.