Невеста из древнего Рима

«Где череп был зацвел коралл,

В глазницах жемчуг замерцал.

Ты слышишь колокол наяд?

По тебе они звонят…»

Это парафраз песни Ариэль из пьесы Шекспира «Буря», а ниже вы видите картину английского художника XIX века Эверетта Милле «Офелия». Но сегодня у нас с вами речь пойдет о юной девушке, умершей не двести лет назад, и даже не во времена Шекспира — более четырех веков назад, а о «невесте из древнего Рима» — эпохи, отстоящей от нас почти на два тысячелетия.

Ophelia; John Everett MillaisOphelia; John Everett Millais

11 января 1889 года в котловане под фундамент будущего «Дворца Правосудия» в Риме недалеко от берега реки Тибр обнаружили два античных беломраморных саркофага. На одном из них читалось женское имя, на другом — мужское: Креперия Трифаена и Креперий Евхуд. Были приглашены археологи, но вскоре стало ясно, что хотя саркофаги не вскрывались, из-за глубины захоронения и близости реки они не раз затапливались грунтовыми водами. Транспортировка тяжелых саркофагов полных воды оказалась весьма проблематичной задачей, а потому решили вскрыть их прямо тут на месте.

Весть о находке быстро облетела округу и вокруг котлована собрались зеваки — сверху наблюдать даже удобнее чем снизу. Первой осторожно сняли крышку саркофага с женским именем, и вздох удивления пронесся по толпе: в полупрозрачной воде колыхались длинные темные волосы, бледное лицо с широко распахнутыми глазами смотрело вверх, лоб обрамлен чудесным золотым венком…

— Наяда, настоящая наяда… это чудо… — пробежал шепот по рядам зрителей.

Увы, но чудес не бывает, уж точно не в нашей с вами реальности. Волосы оказались длинными нитями корней водяного растения, бледный лик с распахнутыми глазами — белеющим черепом с пустыми глазницами, а золотой венок оказался… золотым миртовым венком на челе юной девушки, умершей много сотен лет назад.

Венок из саркофага

5ce2edea9ee95a4b7ed127868946586b.jpeg

Исследовав кости ученые пришли к выводу, что они принадлежали девушке в возрасте всего 17–18 лет (точнее от 15 до 20 лет).

373427095206d22ee13621796c1b6338.jpeg

Неглубокий рельеф на саркофаге показывает скорбь отца и матери у ложа заснувшей смертным сном дочери.

f2cadf19e3de2b46720406127122c4f5.jpeg

Скорей всего, Креперия родилась в далеко не бедной семье древнего Рима, хотя ее имя и греческого происхождения. Да, она явно не аристократка, наверняка, не из патрицианской семьи или древнего, пусть, и плебейского рода. Но Рим в то время уже в большей степени принадлежал богачам-нуворишам, а не аристократам древних фамилий. Нет, конечно, семья Креперии, не относилась к сверхбогатым или очень богатым семействам, скорее к категории просто обеспеченных граждан Рима, этакий средний класс античности — торговцы, средней руки, лавочники.

Золотое ожерелье Креперии с сапфирами

276a675cdd8b3e30535710939d0f87fd.jpeg

Золотые сережки

c5586c4fe3e7a27071a8c34a718a8329.jpeg

Брошь

9342a419f378996730aaa30eb3be43a3.jpeg

Кольца-перстни

a59c495b7baf68593bd0dacae6991db4.jpeg

А вот на это кольцо нам стоит обратить внимание особо!

8611adefc099d2a29b02eeb2da0adae5.jpeg

На нем имя — Филетус, зачем же девушке кольцо с чужим, да еще и с мужским именем?

Это обручальное кольцо, подарок жениха невесте на помолвку.

 — Но почему именно жениха, — спросите вы меня, — почему не мужа? С чего вы взяли, что Креперия не успела выйти за него замуж?

Увы, она умерла до свадьбы, об этом говорит находка в саркофаге куклы.

45f7f18d3861565da19ec31812c6bbb8.jpeg

Такая кукла, которую дарили девочке родители — символ ее детства. Когда девушка выходила замуж, она приносила свою куклу в дар богине Диане, вечной девственнице, прощаясь со своим детством. Большинство таких кукол найдено в храме богини, лишь единицы — в могилах девочек.

Кукла не деревянная, как может показаться, она из слоновой кости и была когда-то роскошно одета, увы, время безжалостно уничтожило все одежды. Но посмотрите на кольцо на левой руке куклы.

eca88d8d2daaa0c5a71a47dcc02a39ab.jpeg

На этом кольце находится маленький золотой ключ от шкатулки

189b315c98fd096034ac5a8c203e16f5.jpeg

Шкатулка находилась там же в саркофаге, рядом с куклой. Сделана так же из слоновой кости. Вот она сама — на фотографии. Что же в ней находилось? Смотрите сами:

f1ef636c5e0d06b544c3b65b9d9effaf.jpeg

Маленькие серебряно-медные зеркала, заколка из коралла/ Две расчески из слоновой кости, очень похожие на самые обычные современные из пластмассы.

Золотые кольца для куклы

c7673efb483eb41e1360ff4f09b410fe.jpeg

Кстати, именно кукла помогла датировать примерное время смерти нашей «невесты». и радиоуглеродный анализ здесь совсем не причем!

Смотрите внимательно — в профиль ив три четверти.

f68ff6bfa975e66e1500077000f5938d.jpeg

На самом деле, когда вы рассматриваете чужие старые фотографии, то по одежде и прическам людей легко определить время съемки: копна волос на голове — 90-ые; длинные патлы молодежи — 70-ые; короткие волосы с напомаженными завитушками у женщин — ревущие 20-ые годы ХХ века. Точно так же и в античное время, мода на прически менялась довольно быстро. Но в древнем Риме стиль причесок задавали вовсе не рок-идолы или звезды кино. Угадайте кто?

Ни за что не угадаете! Скульптурные портреты августейших особ.

Каждый римский город обязан был поставить на самом видном месте скульптуры императора и его жены. И все как один в едином благочестивом патриотическом порыве подражали взглядам императорской четы во всем, в том числе и во взглядах на моду и прическу.

А вот вам и прототип прически нашей куклы.

Императрица Фаустина Младшая, жена императора Марка Аврелия

788520987a3ac3d1de3db1b5d8594933.jpeg

Годы правления Марка Аврелия — 161–180 гг. н.э., а значит наша невеста жила во второй половине второго века в Риме, обручилась с молодым человеком по имени Фелитус и умерла так и не дожив до дня своей свадьбы.

Фелитус так и не услышал от нее заветные слова, что произносила каждая римлянка, выходя замуж. Там не звучало привычных нам:»… и в горе, и в радости,  отныне и навеки, пока смерть не разлучит нас».

Женщина говорила своему мужу: «Куда ты Гай, туда и я  Гайя». И эта простая формула без всяких высокопарных слов есть обещание: «Где ты, там отныне и я  твоя жена».

И с этого момента начиналась для нее новая уже взрослая жизнь…

А как же легенда о находке в древнеримской гробнице тела прекрасной девушки, чьей нетленной красотой восхищались художники и простолюдины? Это всего лишь легенда, не имеющая отношения к действительности?

И да, и нет, но об этом уже будет наш рассказ в одной из следующих моих публикаций.

С историей невесты из вечного города вас познакомил Лысый Камрад (@LKamrad).

Upd. Еще одна замечательная древнеримская кукла из слоновой кости, на руках и ногах ее золотые браслеты, на шее — золотое ожерелье.

b4ec5cd1a6c1b700d2cee860f9cbc0a7.jpeg

Upd 2 .

Про обстоятельства находки саркофагов, это не мои фантазии, прочитайте воспоминания археолога Рудольфа Ланчиани, непосредственного участника:

«Tolto il coperchio, e lanciato uno sguardo al cadavere attraverso il cristallo dell' acqua limpida e fresca, fummo stranamente sorpresi dall’aspetto del teschio, che ne appariva tuttora coperto dalla folta e lunga capigliatura ondeggiante sull’acqua. La fama di cosi mirabile ritrovamento attrasse in breve turbe di curiosi dal quartiere vicino, di maniera che l’esumazione di Crepereia Tryphaena fu compiuta con onori oltre ogni dire solenni, e ne rimarrà lunghi anni la memoria nel quartiere Prati. Il fenomeno della capigliatura è facilmente spiegato. Con l’acqua di filtramento erano penetrati nel cavo del sarcofago bulbi di una tal pianta acquatica che produce filamenti di color d’ebano, lunghissimi, i quali bulbi avevano messo di preferenza le loro barbicine sul cranio. Il cranio era leggermente rivolto verso la spalla sinistra e verso la gentile figurina di bambola…»

© Habrahabr.ru