Нестыдные вопросы про жизненный цикл
Каждый разработчик сталкивался с вопросами про жизненный цикл Activity: что такое bind-сервис, как сохранить состояние интерфейса при повороте экрана и чем Fragment отличается от Activity.
У нас в FunCorp накопился список вопросов на похожие темы, но с определёнными нюансами. Некоторыми из них я и хочу с вами поделиться.
1. Все знают, что если открыть второе активити поверх первого и повернуть экран, то цепочка вызовов жизненного цикла будет выглядеть следующим образом:
FirstActivity: onPause
SecondActivity: onCreate
SecondActivity: onStart
SecondActivity: onResume
FirstActivity: onSaveInstanceState
FirstActivity: onStop
SecondActivity: onPause
SecondActivity: onSaveInstanceState
SecondActivity: onStop
SecondActivity: onCreate
SecondActivity: onStart
SecondActivity: onRestoreInstanceState
SecondActivity: onResume
SecondActivity: onPause
FirstActivity: onCreate
FirstActivity: onStart
FirstActivity: onRestoreInstanceState
SecondActivity: onStop
А что будет в случае, если второе активити прозрачное?
Решение
В случае с прозрачным верхним активити с точки зрения логики всё немного отличается. Именно потому, что оно прозрачное, после поворота необходимо восстановить содержимое и того активити, которое находится непосредственно под ним. Поэтому порядок вызовов будет немного отличаться:
FirstActivity: onPause
SecondActivity: onCreate
SecondActivity: onStart
SecondActivity: onResume
SecondActivity: onPause
SecondActivity: onSaveInstanceState
SecondActivity: onStop
SecondActivity: onCreate
SecondActivity: onStart
SecondActivity: onRestoreInstanceState
SecondActivity: onResume
FirstActivity: onSaveInstanceState
FirstActivity: onStop
FirstActivity: onCreate
FirstActivity: onStart
FirstActivity: onRestoreInstanceState
FirstActivity: onResume
FirstActivity: onPause
2. Ни одно приложение не обходится без динамического добавления вью, но иногда приходится перемещать одну и ту же вью между разными экранами. Можно ли один и тот же объект добавить одновременно в два разных активити? Что будет, если я создам её с контекстом Application и захочу добавлять одновременно в различные активити?
Зачем это нужно?
Существуют «не очень приятные» библиотеки, которые внутри кастомных вью держат важную бизнес-логику, и пересоздание этих вью в рамках каждого нового активити является плохим решением, т.к. хочется иметь один набор данных.
Решение
Ничего не мешает создать вью с контекстом Application. Она просто применит дефолтные стили, не относящиеся к какому-либо активити. Также без проблем можно перемещать эту вью между разными активити, но нужно следить, чтобы она была добавлена только в одного родителя
private void addViewInner(View child, int index, LayoutParams params, boolean preventRequestLayout) {
...
if (child.getParent() != null) {
throw new IllegalStateException("The specified child already has a parent. " +
"You must call removeView() on the child's parent first.");
}
...
}
Можно, например, подписаться на ActivityLifecycleCallbacks, на onStop удалять (removeView) из текущего активити, на onStart добавлять в следующее открываемое (addView).
3. Фрагмент можно добавить через add и через replace. А в чём отличие между этими двумя вариантами с точки зрения порядка вызова методов жизненного цикла? В чём преимущества каждого из них?
Решение
Даже если вы добавляете фрагмент через replace, то это не значит, что он полностью заменяется. Это значит, что на этом месте в контейнере заменится его вью, следовательно, у текущего фрагмента будет вызвано onDestroyView, а при возврате назад будет снова вызван onCreateView.
Это довольно сильно меняет правила игры. Приходится детачить все контроллеры и классы, связанные с UI именно в onDestroyView. Нужно чётко разделять получение данных, необходимых фрагменту, и заполнение вью (списков и т.д.), так как заполнение и разрушение вью будет происходить намного чаще, чем получение данных (чтение каких-то данных из БД).
Также появляются нюансы с восстановлениям состояния: например, onSaveInstanceState иногда приходит после onDestroyView. К тому же стоит учитывать, что если в onViewStateRestored пришёл null, то это значит, что не нужно ничего восстанавливать, а не сбрасываться до дефолтного состояния.
Если говорить про удобства между add и replace, то replace экономнее по памяти, если у вас глубокая навигация (у нас глубина навигации юзера — один из продуктовых KPI). Также намного удобнее с replace управлять панелью инструментов, так как в onCreateView можно её переинфлейтить. Из плюсов add: меньше проблем с жизненным циклом, при возврате назад не пересоздаются вью и не нужно ничего заново заполнять.
4. Иногда всё ещё приходится работать напрямую с сервисами и даже с bind-сервисами. С одним из подобных сервисов взаимодействует активити (только один активити). Он коннектится к сервису и передаёт в него данные. При повороте экрана наш активити разрушается, и мы обязаны отбайндится от этого сервиса. Но если нет ни одного соединения, то сервис разрушается, и после поворота bind будет к совершенно другому сервису. Как сделать так, чтобы при повороте сервис оставался жить?
Решение
Если вы знаете красивое решение, то напишите в комментариях. На ум приходит только нечто подобное:
@Override
protected void onDestroy() {
super.onDestroy();
ThreadsUtils.postOnUiThread(new Runnable() {
@Override
public void run() {
unbindService(mConnection);
}
});
}
5. Недавно мы переделали навигацию внутри нашего приложения на Single Activity (с помощью одной из доступных библиотек). Раньше каждый экран приложения был отдельным активити, сейчас навигация работает на фрагментах. Проблема возврата к активити в середине стека решалась intent-флагами. Как можно вернуться к фрагменту в середине стека?
Решение
Да, решения из коробки FragmentManager не предоставляет. Cicerone делает внутри себя нечто подобное:
protected void backTo(BackTo command) {
String key = command.getScreenKey();
if (key == null) {
backToRoot();
} else {
int index = localStackCopy.indexOf(key);
int size = localStackCopy.size();
if (index != -1) {
for (int i = 1; i < size - index; i++) {
localStackCopy.pop();
}
fragmentManager.popBackStack(key, 0);
} else {
backToUnexisting(command.getScreenKey());
}
}
}
6. Также недавно мы избавились от такого неэффективного и сложного компонента, как ViewPager, потому что логика взаимодействия с ним очень сложна, а поведение фрагментов непрогнозируемо в определённых кейсах. В некоторых фрагментах мы использовали Inner-фрагменты. Что будет при использовании фрагментов внутри элементов RecycleView?
Решение
В общем случае не будет ничего плохого. Фрагмент без проблем добавится и будет отображаться. Единственное, с чем мы столкнулись, — это нестыковки с его жизненным циклом. Реализация на ViewPager управляет жизненным циклом фрагментов посредством setUserVisibleHint, а RecycleView делает всё в лоб, не думая про фактическую видимость и доступность фрагментов.
7. Всё по той же причине перехода с ViewPager мы столкнулись с проблемой восстановления состояния. В случае с фрагментами это реализовывалось силами фреймворка: в нужных местах мы просто переопределяли onSaveInstanceState и сохраняли в Bundle все необходимые данные. При пересоздании ViewPager все фрагменты восстанавливались силами FragmentManager и возвращали свое состояние. Что делать в случае с RecycleView и его ViewHolder?
Решение
«Надо писать всё в базу и каждый раз читать из неё», — скажете вы. Или логика сохранения состояния должна быть снаружи, а список — это просто отображение. В идеальном мире так и есть. Но в нашем случае каждый элемент списка — это сложный экран со своей логикой. Поэтому пришлось изобрести свой велосипед в стиле «сделаем такую же логику, как во ViewPager и фрагменте»:
public class RecycleViewGalleryAdapter extends RecyclerView.Adapter implements GalleryAdapter {
private static final String RV_STATE_KEY = "RV_STATE";
@Nullable private Bundle mSavedState;
@Override
public void onBindViewHolder(GalleryItemViewHolder holder, int position) {
if (holder.isAttached()) {
holder.detach();
}
holder.attach(createArgs(position, getItemViewType(position)));
restoreItemState(holder);
}
@Override
public void saveState(Bundle bundle) {
Bundle adapterState = new Bundle();
saveItemsState(adapterState);
bundle.putBundle(RV_STATE_KEY, adapterState);
}
@Override
public void restoreState(@Nullable Bundle bundle) {
if (bundle == null) {
return;
}
mSavedState = bundle.getBundle(RV_STATE_KEY);
}
private void restoreItemState(GalleryItemViewHolder holder) {
if (mSavedState == null) {
holder.restoreState(null);
return; }
String stateKey = String.valueOf(holder.getGalleryItemId());
Bundle state = mSavedState.getBundle(stateKey);
if (state == null) {
holder.restoreState(null);
mSavedState = null;
return; }
holder.restoreState(state);
mSavedState.remove(stateKey);
}
private void saveItemsState(Bundle outState) {
GalleryItemHolder holder = getCurrentGalleryViewItem();
saveItemState(outState, (GalleryItemViewHolder) holder);
}
private void saveItemState(Bundle bundle, GalleryItemViewHolder holder) {
Bundle itemState = new Bundle();
holder.saveState(itemState);
bundle.putBundle(String.valueOf(holder.getGalleryItemId()), itemState);
}
}
На Fragment.onSaveInstanceState мы считываем состояние нужных нам холдеров и кладём их в Bundle. При пересоздании холдеров мы достаем сохранённый Bundle и на onBindViewHolder передаём найденные состояния внутрь холдеров:
8. Чем нам это грозит?
@Override
protected void onCreate(Bundle savedInstanceState) {
super.onCreate(savedInstanceState);
setContentView(R.layout.activity);
ViewGroup root = findViewById(R.id.default_id);
ViewGroup view1 = new LinearLayout(this);
view1.setId(R.id.default_id);
root.addView(view1);
ViewGroup view2 = new FrameLayout(this);
view2.setId(R.id.default_id);
view1.addView(view2);
ViewGroup view3 = new RelativeLayout(this);
view3.setId(R.id.default_id);
view2.addView(view3);
}
Решение
На самом деле, ничего плохого в этом нет. В том же RecycleView хранятся списки из элементов с одинаковыми id. Однако всё-таки есть небольшой нюанс:
@Override
protected T findViewTraversal(@IdRes int id) {
if (id == mID) {
return (T) this;
}
final View[] where = mChildren;
final int len = mChildrenCount;
for (int i = 0; i < len; i++) {
View v = where[i];
if ((v.mPrivateFlags & PFLAG_IS_ROOT_NAMESPACE) == 0) {
v = v.findViewById(id);
if (v != null) {
return (T) v;
}
}
}
return null;
}
Стоит быть внимательнее, если у нас в иерархии есть элементы с одинаковыми id, т.к. возвращается всегда именно первый найденный элемент, и на разных уровнях вызова findViewById это могут быть разные объекты.
9. Вы падаете с TooLargeTransaction при повороте экрана (да, здесь по-прежнему косвенно виноват наш ViewPager). Как найти виновного?
Решение
Всё довольно просто: повесить ActivityLifecycleCallbacks на Application, ловить все onActivitySaveInstanceState и парсить всё, что лежит внутри Bundle. Там же можно достать и состояние всех вью и всех фрагментов внутри этого активити.
Ниже пример, как мы достаём состояние фрагментов из Bundle:
/**
* Tries to find saved [FragmentState] in bundle using 'android:support:fragments' key.
*/
fun Bundle.getFragmentsStateList(): List? {
try {
val fragmentManagerState: FragmentManagerState? = getParcelable("android:support:fragments")
val active = fragmentManagerState?.mActive
?: return emptyList()
return active.filter {
it.mSavedFragmentState != null
}.map { fragmentState ->
FragmentBundle(fragmentState.mClassName, fragmentState.mSavedFragmentState)
}
} catch (throwable: Throwable) {
Assert.fail(throwable)
return null
}
}
fun init() {
application.registerActivityLifecycleCallbacks(object : SimpleActivityLifecycleCallback() {
override fun onActivitySaveInstanceState(activity: Activity, outState: Bundle?) {
super.onActivitySaveInstanceState(activity, outState)
outState?.let {
ThreadsUtils.runOnMainThread {
trackActivitySaveState(activity, outState)
}
} }
})
}
@MainThread
private fun trackActivitySaveState(activity: Activity, outState: Bundle) {
val sizeInBytes = outState.getSizeInBytes()
val fragmentsInfos = outState.getFragmentsStateList()
?.map {
mapFragmentsSaveInstanceSaveInfo(it)
}
...
}
Далее мы просто вычисляем размер Bundle и логируем его:
fun Bundle.getSizeInBytes(): Int {
val parcel = Parcel.obtain()
return try {
parcel.writeValue(this)
parcel.dataSize()
} finally {
parcel.recycle()
}
}
10. Предположим, у нас есть активити и набор зависимостей на нём. При определённых условиях нам нужно пересоздать набор этих зависимостей (например, по клику запустить какой-то эксперимент с другим UI). Как нам это реализовать?
Решение
Конечно, можно повозиться с флагами и сделать это каким-то «костыльным» перезапуском активити через запуск интента. Но на деле всё очень просто — у активити есть метод recreate.
Скорее всего, большая часть этих знаний вам и не пригодится, так как к каждому из них приходишь не от хорошей жизни. Однако некоторые из них хорошо демонстрируют, как человек умеет рассуждать и предлагать свои решения. Мы используем подобные вопросы на собеседованиях. Если у вас есть интересные задачи, которые вам предлагали решить на собеседованиях, или вы сами их ставите, напишите их в комментариях — интересно будет обсудить!