Несчастное будущее человека проявляется в трёхлетнем возрасте
Недостаток умственного развития в детстве — сильный индикатор проблем во взрослой жизни. Фото: Reuters/ Michaela Rehle
Говорят, что судьбы не существует, а каждый человек сам хозяин своего счастья. Мол, если упорно трудиться, то обязательно добьёшься успеха в своём деле. К сожалению, многочисленные исследования раз за разом показывают, что будущее человека сильно зависит от его детских способностей. Например, в США уровень школьных оценок и стандартных тестов хорошо коррелирует с будущим успехом в жизни. А вот IQ ребёнка гораздо слабее влияет на будущее, чем добросовестность, усердие, и самодисциплина (то есть главные факторы для получения хороших оценок в тесте). У умных детей шанс добиться успеха, то есть высокого дохода, всего на 1−2% выше, чем у глупых.
Как выясняется, среди детей можно определить не только будущих учёных и академиков, руководителей крупнейших корпораций и миллиардеров, но и будущих «неудачников», которые будут безработными, совершать преступления или хронически болеть. Это видно с трёх лет.
40-летнее долговременное исследование жизненных успехов людей с младенческого возраста показало, что будущих неудачников можно распознать практически с пелёнок. Ключевые факторы — умственные способности ребёнка, коммуникационные способности и поведенческие тесты.
Авторы научной работы надеются, что их труд поможет исправлять судьбы людей, корректируя их развитие с пелёнок, а вовсе не послужит для «отбраковки» детей по внешним факторам. Они показывают, что помощь в развитии определённых способностей в детстве реально помогает человеку. Да и всему обществу, ведь снижение преступности и заболеваемости выгодно для всех, поскольку уменьшает налоговую нагрузку и повышает уровень жизни всех окружающих. Поэтому в развитых странах политики крайне заинтересованы в развитии способностей маленьких детей — это именно то, что в будущем сделает жизнь в стране безусловно лучше. Это идеальная долговременная инвестиция в наше будущее.
Данное долговременное исследование закладывает фундаментальную научную базу для тезиса о том, что детские навыки определяют будущее человека, его здоровье, занятость и экономический успех. В рамках этой работы учёные проанализировали имеющийся 40-летний массив данных о развитии поколения людей, родившихся в одном городе Денидин (Новая Зеландия). В исследовании участвовали 1037 человек, родившихся в 1972–1973 гг (Dunedin Multidisciplinary Health and Development Study). Сейчас эти людям по 42–44 года, так что можно сделать определённые выводы.
40-летний массив данных служил материалов для различных исследований, но сейчас авторы изучили его новым способом: с помощью сегментации населения. Им удалось выделить конкретный сегмент (22% выборки), на которых приходится значительная часть негативных эффектов, свойственных «неудачникам»:
- травмы с выплатами по страховке (36% всех страховых выплат в выборке);
- лишний вес (40%);
- курение сигарет (54%);
- получение социальных выплат (66%);
- неполные семьи (77%);
- получение фармацевтических рецептов (78%);
- уголовные преступления (81% от общего количества).
Особенно показательна статистика по уголовным преступлениям: 22% детей совершают 81% всех преступлений, когда вырастут. В общем-то, в таком распределении нет ничего удивительного, потому что оно соответствует распределению Парето в теории вероятностей (20% детей — 80% преступлений). Главное то, что учёным удалось изолировать конкретные факторы для этих 20% детей.
Эти результаты довольно интересные. Ведь они вовсе не означают, что улучшение способностей детей автоматически приведёт к снижению безработицы, преступности и т.д. Ведь если подтянуть самых отстающих до среднего уровня, то в статистической выборке появятся другие 20% отстающих, и так до бесконечности. 20% отстающих будут всегда. И вполне возможно, что уже именно на их доля будет приходиться большинство безработных и преступников в будущем.
Просто преступники и безработные станут более образованными, способными и талантливыми, чем раньше. Но кто сказал, что их станет меньше?
В конце концов, эти предположения косвенно подтверждаются самими учёными. Они разделили разные социальные группы на новые подгруппы. Выячснилось, что среди самых бедных существуют те же самые 20% наименее талантливых детей, на которых потом приходится 80% преступлений. И в самой богатой социальной группе тоже есть те 20% детей, на которые потом приходятся 80% преступлений. Эта группа «будущих преступников» характеризуется теми же признаками: более низкими умственными способностями, по сравнению со сверстниками из своей социальной группы, более низкими результатами когнитивных и поведенческих тестов.
Учёные делают логичный вывод, что мы не в силах значительно улучшить социальное положение семей с маленькими детьми, зато в наших силах улучшить их умственное развитие. Возможно, это поможет.
Психологи высказывают разные теории, почему низшие 20% детей становятся «отбросами общества» в будущем. Одна из теорий гласит, что это связано со школьным опытом. Плохая успеваемость в школе и негативный школьный опыт готовят детей к такой судьбе в будущем — по окончании школы они уже готовы сражаться с системой. «Они прогуливают школу, выпускаются без подготовки, не могут найти работу и скатываются в низшие слои общества», — объясняет профессор психологии и неврологии Терри Моффитт (Terrie Moffitt), ведущий автор исследования.
Научная работа опубликована 12 декабря 2016 года в журнале Nature Human Behavior (doi:10.1038/s41562–016–0005).