Неотъемлемые помощники в деле разведки наиболее эффективной в мире спецслужбы (часть 3)

Позиции историков при оценке деятельности КГБ делятся на те что за и те что против. Собранные материалы и факты от анонимных источников или из воспоминаний ветеранов спецслужб можно поддать сомнениям, ведь человеческий фактор и субъективные суждения никто не отменял. Даже рассказ о погоде прошлым летом из уст двух людей будет отличаться, что уж говорить о суждениях в сторону прошлых событий под грифом секретно. Потому цель статьи не дать оценку спецслужбам, а рассмотреть технический потенциал КГБ в деле «фотонаправления». Фотоработы в разведке занимали и занимают особое место. В 14 отделе ПГУ шла активная подготовка офицеров направления специальной фотографии, они получили прозвище «фотики». Стажеры, выполняя простейшие поручения — от изучения правил портретной фотосъемки до осваивания сложных импортных моделей фотоаппаратов -, мечтали о карьерном росте и фразе: «а ваш сотрудник (называлась фамилия) — это фотограф «от бога»

Офицеры фотонаправления были коллективом интеллектуалов, кастой специалистов, особо ценимой в ПГУ. Деятельность офицера ОТ (оперативно-технического управления) за границей была во многом связана с использованием самой разнообразной фототехники, от фотокопировальных установок и фотокамер для скрытой (незаметной) съемки людей до миниатюрных агентурных фотокамер в авторучках, зажигалках и даже в губной помаде. Все эти разные фотосистемы и камеры требовали особых приемов обработки фотопленки, специальных навыков печати фотоснимков часто в большом количестве, добиваясь читаемости каждого фотоклише. И все это надо были грамотно и без ошибок выполнять сотруднику ОТ резидентуры, не забывая о других важных направлениях своей работы.


В послевоенные годы все сотрудники советской разведки должны были владеть мастерством микрофотографии: уметь изготовить микроточку, и надежно ее спрятать в обычный предмет. Экзаменом на готовность было задание обнаружить спрятанную микроточку, извлечь, проявить, высушить и прочитать.

Немного о микроточке. Микроточки или микродоты позволяли ужать большой объем информации в миниатюрный микрофильм. Технологии микроточек уменьшали изображения в сотни раз. Это была часть стандартной пленки, на которой вместе с обычными кадрами размещалось изображение, которое невозможно было узреть невооруженным глазом без специальной увеличительной аппаратуры. Такая микроточка вырезалась и наклеивалась, например, в тексте книги вместо точки (в конце предложения), ее расположение заранее оговаривалось между агентами.

Миниатюрная скрытая камера наблюдения Заход


Заход — миниатюрная скрытая камера наблюдения, изготовленная на Красногорском механическом заводе (СССР). Как небольшой оптико-механический завод он начал свою работу еще в 1929 году, здесь занимались выпуском микроскопов и оптических стекол для медицинских учреждений. Позже был учрежден специальный цех по изготовлению фотоаппаратуры и оптических систем для потребностей спецслужб. Камера Заход была выпущена в 1989 году, ее можно считать преемницей камер Ф-21 Аякс и Ф-27 Неоцит, в основном использовалась советским разведывательным агентством КГБ и находилась в производстве по крайней мере до 1992 года.

rwpqpx9zznaxvj5clgdrlsbe4lw.png

Габариты автоматизированного фотоаппарата Заход составляли 96×65 x 29 мм (с объективом), вес — не более 230 грамм, камера была примерно такого же размера, как и Ф-27 Неоцит. Фотоаппарат предназначался для фотографирования с дистанции от 3 до 7 метров на неперфорированную фотопленку типа ЗП-80, шириной 16 мм и толщиной 0,08 -0,1 мм. Автоматическая установка экспозиции давала возможность получать качественные негативы в самых разных условиях фотографирования.

oeepsnolmy5p-b74lwf7mhiljfm.png

Заход был разработан специально для ведения фотонаблюдения, слежки. Его можно было незаметно спрятать в различных предметах, например, внутри сумки, в салоне автомобиля или в предмете мебели, за пуговицей пальто или приспособить на теле оперативника. По сути, для Захода применялись те же виды маскировки, что и для его предшественников — старой механической камеры Ф-21 Аякс и электронной Ф-27 Неоцит. Чтобы скрыть наиболее «бросающуюся в глаза» часть камеры — объектив, использовалась специальная насадка с раздвигающимися шторками, она установливалась на угловом кронштейне. Во время фотосъемки, нажатием большой коричневой кнопки на пульте дистанционного управления, на камере сначала открывались шторки затвора, делался снимок, и отверстие снова закрывалось. Все это происходило очень быстро «без шума и пыли», и заметить на практике этот процесс было просто невозможно.

eeqd9zw4g63ivi1s0aiy0avffys.png

Фотокамера хранилась в футляре на молнии из кожзаменителя. Весь комплект был размещен в сером деревянном ящике размером 28×20 х 5,5 см. Фотокамера и ящик маркировались пятизначным номером: первые две цифры обозначали год выпуска, следующие три — порядковый номер.

ra8jttoswm0ri9j9vjrn3x4jryy.png

В футляре кроме камеры лежали пульты дистанционного управления на батарейках, блок контроля питания, пленочные кассеты, различные жгуты, салфетка, круглая художественная кисть из волоса белки, комплект инструментов и принадлежностей, две насадки без фиксатора и одна насадка с фиксатором, два футляра для кассет.

txgr6c9uzx686ca6xc-l2umjuhq.png

gaytjoddka6v-2k6sgi1cv-yms4.png

esy6vvwah4pjlgo4cpj312pv68a.png

Основные части фотоаппарата Заход:

  • фотокамера
  • сменный объектив
  • пульт выносной с дистанционным управлением
  • блок контроля питания
  • кнопка управления
  • жгут для зарядного устройства
  • серьга
  • насадки


phcurql556pivwg6hxbqikblsg4.png

Камера была оснащена двумя объективами: штатный объектив 2,8/25 мм с автоматическим управлением экспозицией TTL-экспонометром, и сменный объектив.

TTL-экспонометр (англ. Through the lens, TTL: «через объектив») — разновидность встроенного экспонометра, измеряющего яркость снимаемой сцены непосредственно через съемочный объектив фотоаппарата или кинокамеры. В советской литературе по фотографии некоторое время использовалось понятие «внутреннее светоизмерение» и соответствующая аббревиатура «ВС», например в названии фотоаппарата «Зенит-15 ВС». Однако, в дальнейшем это обозначение было вытеснено международным термином TTL.


Штатный объектив состоял из 4 компонентов, каждый из которых был закреплен в своей оправе:

  • положительный мениск
  • склеенный положительный мениск
  • двояковогнутая линза
  • двояковпуклая линза


На передней панели камеры — отверстие с резьбой M 13×0,5, использовалось для крепления объективов. Слева на боковой панели камеры — встроенный кабель длиной приблизительно в 20 см с 14-контактным сверхминиатюрным штекером для подключения к различным устройствам управления. В левой части корпуса располагался счетчик кадров.

Камера запитывалась от никель-кадмиевых аккумуляторов 3 В и 5 В, которые находились внутри обоих пультов дистанционного управления. Аккумуляторы можно было заряжать, подключив зарядный кабель к внешнему источнику питания (PSU).

0_agqgxrlmsmg-5kzp2_b63w2pc.jpeg

Выше на изображении комплект запасных кассет. Кассета предназначалась для хранения и транспортировки фотопленки длиной 1,2 метра (не менее 30 кадров). Состояла она из трех разъемных узлов: корпуса, крышки и приемной катушки.

В комплект входили 3 кассеты, ведь процесс фотонаблюдения нельзя было прервать, а потому агентов необходимо было обеспечить достаточным запасом пленки. Одна кассета устанавливалась внутри фотокамеры, а две другие запасные хранились в деревянном ящике. Каждая такая запаска с пленкой хранилась в небольшом чехле из кожзаменителя и с легкостью помещалась в кармане оперативника.

Пульт дистанционного управления с фиксированным кабелем подключался к камере, слева на нем — переключатель режимов ВКЛ и ВЫКЛ. Большая коричневая кнопка — кнопка спуска затвора. При помощи двух переключателей справа (обе клавиши перемещались вместе) можно было выбрать между автоматической и фиксированной 1/30 сек. экспозициями.

rwxvq7tkou0pro9mylgflqywcja.png

Кроме стандартного пульта управления был разработан еще пульт с расширенным набором функций. В нем переключатель ВКЛ/ВЫКЛ был перемещен на правую боковую панель. Крайний левый переключатель использовался для выбора режима работы фотокамеры ОДН/НПР (одиночный/непрерывный).

nrhf2p0mvgfhxpepqozpqbmw9ag.png

Помимо большой коричневой кнопки на устройстве, затвором камеры можно было управлять при помощи дополнительной кнопки, подключив ее к 2-контактному разъему (располагался рядом с кабельным вводом).

ef1v_8itcxndpu3qkglfw2an_1y.png

Такая кнопка управления затвора была просто незаменима, если фотокамеру нужно было замаскировать на теле агента: кабель пропускался через рукав халата оперативника и подключался к расширенному пульту дистанционного управления, который, в свою очередь, был подключен к камере. На случай поломки кабеля в комплекте поставлялся дополнительный.

Блок контроля питания предназначался для контроля напряжения питания у батарей аккумуляторов выносных пультов фотоаппаратов. Такой блок состоял из корпуса, двух пластмассовых крышек и электронного блока. Внизу — два трехштырьковых разъема для соединения с разъемами пультов через отверстия. На передней панели устройства два светодиода-индикатора под 3 В и 5 В, соответственно. Их свечение сигнализировало о том, что батареи аккумуляторов пульта работоспособны.

Удлинитель. Как и сама фотокамера, так и пульты дистанционного управления поставлялись с относительно коротким кабелем. Хотя на практике этого хватало для большинства типов маскировки, но могла иметь место ситуация, для которой провод оказался бы коротковат. Эта проблема решалась просто — удлинитель в виде кабеля 30 см с 14-контактными штекерами с двух концов.

Хранить фотоаппарат и его принадлежности необходимо было в укладочных ящиках, в сухих помещениях (желательно в шкафу или на стеллаже) вдали от отопительных батарей или окон, температура должна быть не ниже +5 °C и не выше +35 °C, влажность воздуха не превышать 80%. Транспортировать камеры в укладочных ящиках можно было при температуре от -40 °C до +50 °C. Чтобы предотвратить отпотевание камер (при переносе с разных температурных режимов) распаковку ящиков нужно было производить не ранее, чем через 12 часов.

В 1992 году в арсенале спецслужб России появилась скорее всего последняя пленочная фотокамера Заход. Для нее были разработаны камуфляжи-прикрытия «атташе-кейс», «брючный ремень», «мужская сумка» и другие. Более поздняя версия фотокамеры Заход поставлялась с одним пультом дистанционного управления, для которого требовался только один источник питания в 6 В. Такой пульт был толще и с закругленной рукояткой, в рукоятке находились круглые никель-кадмиевые аккумуляторы. В «приплюснутой» части рукоятки расположились прямоугольная пластиковая спусковая кнопка затвора и переключатель.

xnmd4sbi0zolmynubgomnwjksgs.png

Комплект фотоаппарата Заход был представлен на нескольких международных выставках в Москве и за рубежом. В 2011 году на Венском аукционе раритетной фототехники комплект Заход был продан за 7000 $. Нужно проверить закрома родины — возможно у кого-то и пылится такой недешевый раритет…

Фотокамеры Киев


Это не советская камера — это немецкая камера, сделанная в Советском Союзе.


5sab_zrk0xeqx6mmlfjlstk2ow0.jpeg

Не только Красногорский механический завод (СССР) занимался производством фотокамер для использования спецслужбой КГБ. После Второй мировой из Германии в Киев был полностью вывезен (вместе со специалистами, запчастями и комплектующими) завод, который занимался выпуском камеры Contax. Его плацдармом стал завод Арсенал, а точнее самая старая его часть, построенная еще в 1764 году, помещение с маленькими окнами и стенами толщиной 1,3 м. Тут и продолжился выпуск фотокамер. В конце 40 годов фотоаппарат обрел свое новое название «Киев» и успешно выпускался, в 1947 году свет увидели две первые модели. Хотя они и повторяли конструкцию Contax-II и Contax-III (Киев II и Киев III) продуктом плагиата не являлись, это были юридически правомочные копии Contax. Киев был продуктом высокого качества, статусная вещь, достать такую вещь можно было только с помощью высокопоставленных лиц в СССР. В 1956 году ввели синхроконтакт, серии начали получать индекс «А», появились новые модели Киев-2A и Киев-3А. В конце 50-х на заводе Арсенал ежемесячно выпускалось 3.5 тысячи фотокамер. Рассмотрим несколько моделей Киев, которые из-за миниатюрных размеров можно отнести к «шпионским» фотокамерам.

Миниатюрная 16 мм камера Kиев-30


Камера Kиев-30 представляла собой миниатюрный 16-мм фотоаппарат, была выпущена в 1974 году. Она была преемницей популярной линейки киевских камер Вега (копия миниатюрной камеры Minolta 16).

ziqvayz8ufkka2etztjiviqa_cq.jpeg

Камера снимала на неперфорированную пленку шириной 16 мм, размер кадра составлял 17×13 мм. Длина пленки могла быть 45 или 65 см, от этого зависело количество кадров 17 или 25, соответственно. Пленка находилась в пластмассовой кассете. Фотокамера была оснащена объективом Индустар-M c фокусным расстоянием 23 мм и светосилой f/3,5, с 5 различными диафрагмами (3,5 — 11)- что позволяло выставить диафрагму от f3,5 до f11 со всеми промежуточными значениями — и 3 скоростями затвора. Затвор — шторный с металлическими шторками, отбивались всего 3 выдержки — 1/30, 1/60, 1/200. Диафрагма объектива двухлепестковая и формировала квадратное отверстие. Калькулятор экспозиции был представлен в виде символов погоды с ручной установкой экспозиционных параметров. Экспозиция задавалась двумя ребристыми колесиками справа на торце корпуса.

nerzoevuiwqgvtqjmxqkgdbhtqi.png

Габариты фотокамеры составляли 84×46 х 27 мм (в закрытом состоянии), а весил аппарат не более 178 грамм. Прежде чем сделать снимок, камеру необходимо было разложить, как показано на рисунке снизу. При этом открывался объектив, происходила транспортировка кадра, становились доступны колесико фокусировки и кнопка спуска. По сути корпус являлся элементом управления. Счетчик кадров показывал количество отснятых кадров. Сам же процесс съемки выглядел так: взвод затвора, установка выдержки и диафрагмы, визирование и наводка на резкость, спуск затвора.

xfa6-etjm1uvwy1cujrw7jqoqu8.jpeg

Теперь пользователь мог через небольшой рамочный видоискатель, расположенный с левой стороны, видеть объект съемки. Квадратная спусковая кнопка затвора находилась справа, ближе к переднему краю камеры. Слева от спусковой кнопки затвора — регулятор фокусировки (от 50 см и до бесконечности).

ftmdinbfi5gcedumltuu90afmxm.jpeg

w_1cx_yl3hk0-6t-uwkufrx_kxu.jpeg

Комплект поставлялся в таком содержании:

  • Фотоаппарат
  • Футляр фотоаппарата
  • Кассета в футляре
  • Рамка для увеличителя типа «Свет»
  • Диск для бачка
  • Упаковочная коробка
  • Руководство по эксплуатации


Благодаря небольшому размеру и малому диапазону фокусировки, камера подходила для скрытой фотосъемки. Она использовалась спецслужбами бывшего Советского Союза (СССР), такими как КГБ. Хотя маленький, удобный фотоаппарат получил всеобщее признание у любителей турпоходов. В 1987 году Киев-30 сменил Киев-30М, а в 1990 году вышла улучшенная модель Киев-303. Завод давал год гарантии на замену комплектующих и ремонт камеры, ясное дело при условии «нормальной его эксплуатации, бережного обращения и правильного хранения». Розничная цена камеры Киев-30 в 1974 году составляла 30 рублей, а Киев-30М в 1989 году стоил 15 рублей. В фильме «Приключения Электроника» герой фильма Ури делает «шпионские» фотографии Электроника и Сыроежкина как раз фотокамерой Киев-30.

ln8_7zhnkjsugrxu6ggmmt1onyg.png

Советская 16-миллиметровая камера Киев-30 в действии: для маскировки ее вмонтировали в металлический корпус, под видом сигаретной пачки. Съемка производилась в момент, когда агент вытаскивал сигарету из пачки. Для достоверности в упаковку вставляли настоящую сигарету.

raxej_actsa5yhni5ss39mvzg_k.png

Популярность такой шпионской камеры для КГБ была высока. Поэтому специально для коллекционеров (уже в век цифрового фото) Киев-30, Киев-303 начали производить в необычном исполнении, что прямо намекало на ее «шпионское» прошлое. Kиев-JPS — это камера Киев-30, замаскированная под обычную пачку сигарет бренда John Player Special (JPS).

9ovl87pavs6jjuewkxprtrhvnnq.png

Такая маскировка делала фотокамеру незаметной для секретной фотосъемки. Все те же габариты 102×55 x 28,5 мм, в корпусе из черного металла и весом около 230 гр. Один конец был изменен так, чтобы камера выглядела как сигаретная пачка, для пущей схожести три сигареты (их фильтры) немного торчат из пачки. Две такие сигареты в фиксированном положении, а третья (самая длинная) — подвижная (внутрь или наружу).

kxmdwy7ygs0tumiwzxuk5i33keq.jpeg

Сигарета связана с механизмом транспортировки пленки. Если ее потянуть, открывался объектив, пленка транспортировала следующий кадр и можно было делать снимок. Хотя первоначально предполагалось, что такой вариант камеры был сделан специально для КГБ, позже стало ясно, что это скорее всего обман наивных западных коллекционеров.

qbsl9gwii3wocankkcnr0wlyzgq.png

Согласно словам пользователей, качество снимков Киев-30 было не особо высокое, из-за двух основных причин. Сильно царапалась пленка. Узкая пленка была тогда в дефиците, потому часто-густо пользовались просроченной. Пленку необходимо было хорошо промывать при проявке, так как могли оставаться сильные пятна.

Киев-303 — миниатюрная 16-мм фотокамера, выпущенная в 1990 году на заводе Арсенал в Киеве (Украина), преемница популярной Киев-30 и Киев-30M.

czzcur4nwzhkbpc7ja0pqia8yjm.jpeg

На самом деле это улучшенная версия Киев-30 с дополнительной выдержкой 1/250. Фотокамера была оснащена все тем же объективом Индустар-M c фокусным расстоянием 23 мм и светосилой f/3,5, фокусировался от 50 см до бесконечности, с остановками на 1 и 2 м.

d0ttlliaw2s_uvin6mleolv5nco.jpeg

fx2p5w6urrl12o845082uzu2omu.jpeg

lchmagqhnbzsvk3c5mi1x6iyfk0.jpeg

aj5drdkkofgknpcykjdi0-csuuq.jpeg

Камеру можно было приобрести в пяти цветах: черном, зеленом, красном, белом и сером. Небольшие габариты камеры делали ее незаменимым помощником в арсенале агентов и оперативников: в закрытом состоянии — 84×46 х 27 мм и весом не более 178 грамм. Корпус, как и у Киев-30 являлся элементом управления. Обратная перемотка пленки (16-мм неперфорированая) была невозможна. Сменить кассету можно было в любое время, при этом засвечивалась только небольшая часть фотопленки.

zr-pr4mber8yk_hm8qmp8o663go.jpeg

По сути Киев-303 — модификация фотоаппарата Киев-30 с измененным внешним видом и другими значениями выдержек. Новый диапазон выдержек — 1/30, 1/60, 1/125, 1/250.

Киев-35А


Фотокамера Киев-35А выпускалась на заводе Арсенал (Украина) с 1985 по 1991. Камера представляла собой копию Minox 35EL 1974 года с объективом Color-Minotar, которая успела завоевать любовь агентов слежки во времена холодной войны. Миниатюрная 35 мм фотокамера с фиксированным пятилинзовым объективом МС Корсар 2,8/35. Разрешение объектива: по центру 50лин/мм по краю 28лин/мм. Камера с автоматической экспозицией с выдержкой до 1/1000 с, кроме того, выдержку можно было установить ​​вручную от 4 до 1/500 сек. Работала от батареи или набора дисковых элементов с напряжением 6 В. Передняя стенка была откидная. Как только стенка откидывалась, объектив выдвигался в рабочее положение, спусковая кнопка уже не была заблокирована, включалось питание экспонометра. Взвод затвора и перемотка пленки осуществлялись двойным переводом курка.

lgwtth7d8xnrvmh5uwxlwoxaeo4.jpeg

Киев-35А — полноформатная полуавтоматическая от диафрагмы камера с размером кадра 24×36 мм. Затвор — центральный междулинзовый с электронным управлением, взвод затвора — курковый. Фокусировка по шкале от 1 м до бесконечности.

Габариты фотоаппарата составляли 101,5×64 x 32,5 мм, вес — менее 200 грамм, температурный режим работы от -15 до +45 С. В закрытом состоянии могла поместиться в любой карман.

Хотя камеры Киев-35А и Minox 35EL выглядят на первый взгляд идентично, все же качество сборки Kiev 35A желает лучшего. Советский вариант «прославился» многочисленными электронными сбоями. Камеру нельзя было ронять даже на полметра. В камере использовался гальванический, стрелочный экспонометр, он был связан с электронным затвором камеры, нежнейший механизм повреждался при малейшем ударе. Без такой хрупкой «пружинки со стрелочкой» фотоаппарат уже не мог функционировать. Это слабое место попытались устранить в модели Киев-35АМ, заменив в 1991 году стрелочный экспометр на светодиодный индикатор.

Из отзывов пользователей:

  • Камера — мечта мазохиста. Назовите любую пришедшую на ум неисправность — в Киев-35 оно встречается. На моем экземпляре было: врал экспонометр, клин затвора, клин протяжки, засветка через щели, засветка через недоокрашеный корпус (!), блики в объективе, наложение кадров, несрабатывание затвора («чистый» кадр) и т.д.
  • Идея (взятая c Minox 35) хороша, но исполнение никакое. Крышка засвечивала, отчасти из-за плохой подгонки, отчасти из-за того что пластик был недостаточно окрашен в массе и пропускал свет! Затвор периодически залипал, причем на слух было неотличить — все щелкало, но пол-пленки выходило неэкспонированной. Курок иногда клинило. Объектив ощутимо бликовал. Экспонометр был недоюстирован на 1.5–2 ступени. Брал камеру на заводе Арсенала в Киеве, из трех — две остальные были вообще мертворожденные. В общем потратил на нее слишком много времени и хорошей пленки… потом она разбилась, и вопрос решился сам собой.
  • Снимал на цветную пленку, в том числе на ORWOCHROM. Очень хороший объектив, несмотря на странную диафрагму. Очень резкий, яркие, неискаженные, насыщенные цвета. Мне очень нравился. Единственые неприятности доставляли элементы питания — часто пропадал контакт — в фотоаппарате что-то клацало, но затвор не срабатывал.
  • Резюме — кроме объектива все в нем никудышнее, хотя, при изначально удачном аппарате и аккуратном обращении, может служить отличной записной книжкой…


Специальные стационарные фотокамеры — закладные фотоаппараты


Такие стационарные системы были рассчитаны на длительную съемку по времени, она могла длиться часами, и даже несколько дней. Фотокамеры были автоматические, с часовым механизмом (позднее электронным таймером), что позволяло делать один кадр в 5, 10 или 15 секунд. Камеры оснащались специальными кассетами на 100, 200 и более кадров. Такая аппаратура называлась между оперативниками «закладной», ее маскировали / закладывали в предварительно подобранные камуфляжи-прикрытия. Часто таким прикрытием служили предметы интерьера, элементы мебели: вазы, вазоны, настенные картины. Проделывались отверстия в стенах, потолке, вентиляции, конструировались пустотелые перекрытия и выступы.

5d6q5suqehojhrlmly2ogutcfag.png

Лавр (Лавр-5, Лавр-6), Жимолость, Морозник — первые «закладные» стационарные фотоаппараты с различными объективами и насадками. Агенты КГБ, начиная с 70-х годов начали активно применять стационарные фотоаппараты Забег, они считаются самыми удачными закладными устройствами того времени.

xxgb81tqrw5pagau9-zx7se6qoi.png

Надежная, автономная, бесшумная камера — настоящая находка для служб разведки и контрразведки. Такую спецтехнику устанавливали в кабинетах, гостиничных номерах. В отелях «Россия», «Москва», «Националь» даже существовали специально оборудованные для наблюдения номера. Старым и провереным способом негласной фотосъемки была система зеркал, которые заранее устанавливались под разными углами, давая агенту еще больше возможнотей для произведения компрометирующих снимков под разными углами и с различных ракурсов.

Оперативные мероприятия с целью дискредитировать человека и заставить его
затем действовать в интересах конкретной спецслужбы, как правило, тщательно планировались,
организовывались и проводились, как хорошо отрепетированные спектакли, где в финальной
части «герой», в отличие от театральной сцены, не выходил счастливый к зрителям «на поклоны
и цветы», а зачастую думал о том, а как теперь жить дальше?


Фотокамера Забег была разработана с автоматической выдержкой, которая контролировалась в зависимости от освещенности помещения. Работал Забег на аккумуляторах, емкость которых подбиралась в зависимости от продолжительности операции. При помощи пульта управления делались снимки, таймер задавал время начала съемки, например, через каждые 15 минут (или каждый час и тп). Правая рукоятка пульта управления задавала цикл съемки, левая — задавала чувствительность, используемая в камере фотопленки в относительных единицах: 32, 45, 140, 250 ед (ГОСТ). Эта камера использовала неперфорированную 12-мм пленку в специальных картриджах.

5r2vcnzmu-kcdijdncx6itdlxi0.png

На практике спецслужб случались кейсы, в которых классическая формула компрометирующей операции «алкоголь + секс» просто не срабатывала, и фототехника была совсем ни при чем. Как-то наблюдаемый убедил оперативников КГБ, что компроментирующие кадры лишь разожгут их с женой интимную жизнь, добавят огонька в отношения. Объект компромата заявил, что он и его супруга являются страстными любителями порноснимков. Что ж, агенты КГБД такого финала уж точно не ожидали, как итог — иностранец вежливо отказался от какого-либо сотрудничества, еще и попросил подарить на память копии «прекрасно» сделанных фотоснимков.

© Habrahabr.ru