Немного уличной магии, либо как статически определить вызывается ли функция

12861bc4583901e9cae69c0c300b9458

Недавно мне задали задачку, в обсуждения всё свелось к следующему: — есть объект, в нём есть методы. Каждый метод/ы требует загрузки какой-то логики в рантайме. Мы хотим точно знать — какие методы мы вызвали, после в рантайме затребовать загрузки только нужной функциональности.

Дисклеймер

Сразу предвосхищу множество комментов на тему «а вот в стандарте не определено», «а вот мой гцц 5», «а вот в моей команде си с классами» и прочее. Поэтому, если всё (что-либо из) это касается вас — ненужно применять ничего из описанного здесь в своей практике. Применять подобное могут те, кто понимает что он делает и какие у этого последствия.

Мои представления о C++ весьма специфичны и я никому не рекомендую без каких-либо оснований следовать тому, чему следую я. А так же прошу воздержаться от излишнего навязывания мне видений ваших.

Везде, где я говорю о С++, либо о каком-либо его поведении — я всегда имею ввиду gnu++, и поведение его (gnu++) реализаций. Если я буду писать дальше — это будет проявляться все больше и больше.

Ненужно приходить и демонстрировать свои познания бюрократии, разводя здесь религиозные войны.

Фокус базируется на нескольких базовых свойствах

struct a {
  
  static inline auto x = 123;//статическая инициализация происходит
  //до старта программы, которая main
};

struct b {
  
  static bool f() {
    return true;
  }
  static inline auto x = f();
};

Здесь static inline auto x = f() — инициализация зависит от результата, значит в процессе необходимо вызвать функцию. Любые побочные эффекты в функции будут исполнены, даже несмотря на то, что там return true — это базовая семантика языка.

таким образом подобная программа:

#include

struct c {
  static bool f() {
    fprintf(stderr, "%s\n", __PRETTY_FUNCTION__);
    return true;
  }
  static inline auto x = f();
};


int main() {
  fprintf(stderr, "%s\n", __PRETTY_FUNCTION__);
}

выведет:

static bool c::f()
int main()

Самый очевидный паттерн использования — это

template struct plugin {
  
  static bool f() {
    fprintf(stderr, "%s\n", __PRETTY_FUNCTION__);
    return true;
  }
  static inline auto x = f();
};

struct my_plugin: plugin {};//подобное работать не будет

Правило здесь простое — любые сущности внутри полиморного/шаблонного контекста инстанцируются лениво, т.е. только при обращении.

template struct test {
  auto f() {
    T x = "";
  }
};

test _;//никакой ошибки небудет.

Это позволяет не платить за то, что мы не используем

возьмём подобный пример:

template struct integral_constant {
  constexpr operator auto() const { return x; }
  
  template constexpr integral_constant operator%(integral_constant) const { return {};}
  template constexpr integral_constant operator+(integral_constant) const { return {};}
};

static_assert(integral_constant<1.>{} + integral_constant<2.>{} == 3.); — нам ненужно реализовывать то, что мы не используем. В данном случае %

Аналогично с остальным:

static_assert(integral_constant<3>{} % integral_constant<2>{} == 1);


constexpr auto test_mod(auto a, auto b) {
  return requires {
    a % b;
  };
}


static_assert(!test_mod(integral_constant<1.>{}, integral_constant<2.>{}));
static_assert(test_mod(integral_constant<1>{}, integral_constant<2>{}));

Решение проблемы выше очевидно — нужно использовать поле вне полиморфного/шаблонного контекста

struct my_plugin2: plugin {
  static inline auto x = plugin::x;//сайд-эффектом этой инициализации является вызов plugin::f.
  //То, что нам и нужно
};

Осталось лишь совместить все вместе

template struct registry {
  static auto push() {
    fprintf(stderr, "%s\n", __PRETTY_FUNCTION__);
    return true;
  }
  static inline auto x = push();
};

#undef NDEBUG
#include

template struct object {
  void a() {
    assert(registry<&object::a>::x);
  }
  void b() {
    assert(registry<&object::b>::x);
  }
};

void test_registry() {
  object o;
  o.a();//static auto registry< >::push() [with auto  = &object::a]
  //o.b();//static auto registry< >::push() [with auto  = &object::b]
}

Так же мы можем воспользоваться свойством static_assert, который требует конвертации выражения в constexpr, но не требует всего выражения как constexpr

constexpr integral_constant true_;

template struct registryv2 {
  static auto push() {
    fprintf(stderr, "%s\n", __PRETTY_FUNCTION__);
    return true_;
  }
  static inline auto x = push();
};

template struct objectv2 {
  void a() {
    static_assert(registryv2<&objectv2::a>::x);
  }
  void b() {
    static_assert(registryv2<&objectv2::b>::x);
  }
};

void test_registryv2() {
  objectv2 o;
  o.a();//static auto registryv2< >::push() [with auto  = &objectv2::a]
//   o.b();//static auto registryv2< >::push() [with auto  = &objectv2::b]
}

template void f() {
  static_assert(registryv2<&f>::x);
}

void test_f() {
//   f();//static auto registryv2::push() [with auto tag = f<>]
}




int main() {
  fprintf(stderr, "%s\n", __PRETTY_FUNCTION__);
}

Запретить сувать так просто в шаблон какие-то аргументы можно очень просто:

using private_unique_type = decltype([]{});

template void f2() {
  static_assert(__is_same(T, private_unique_type));
  static_assert(registryv2<&f2>::x);
}


void test_f2() {
//   f2();
}

Полный текст, с которым можно поиграться.

© Habrahabr.ru