Некоторые разработчики никогда не пройдут собеседование

image-loader.svg
В нормальном состоянии префронтальная кора свободно осуществляет высокоуровневое мышление. При стрессе выделяется большое количество нейромедиаторов, которые активируют сети, связанные с миндалевидным телом (эмоции), блокируя префронтальную кору

Миша отличный программист. Для него сложная задача — как личный вызов. Он затихает, молча бродит с отсутствующим взглядом несколько дней… Пока его не прорвёт. Тут словно огонь загорается в глазах, парень светится как маньяк, и даже влюблённая девушка не вытянет его из кода поздним вечером. Реально гений.

Но есть проблема. Мишу трудно понять. Видно, что в голове куча мыслей и абстрактных концепций. Но выразить словами толком не получается. Все предложения словно кубики из разных конструкторов, которые никак не скрепляются в единое целое.
И самое главное. Миша прекрасно знает, что он, мягко говоря, не великий оратор. И как только его просят высказаться в незнакомой компании или на собрании с начальством, то сразу начинает волноваться — и ситуация становится ещё хуже. Мысли путаются, он пытается подобрать слова…, но его опять никто не понимает, кроме друзей. И парень волнуется ещё больше, краснеет, и кажется, уже сейчас заплачет, но просто машет рукой и садится в раздражении.

У людей есть реальные физиологические и психологические особенности, которые трудно исправить. И не нужно. Зачем ломать физиологию и психологию человека, если мы говорим о чертах личности. Тренировать интроверта выступать перед публикой — это как учить «сову» вставать в 5 утра. Конечно можно, но путём жёсткого вмешательства и переделки психики. Прямой путь к выгоранию и антидепрессантам. Стоит ли оно того?

Некоторые разработчики не способны связать слова в устной речи, но при этом остаются высочайшими профессионалами.

Другие пишут с ошибками.

Третьи подолгу обдумывают слова, а на собесе надо реагировать быстро. С первого взгляда такой человек может показаться слегка «заторможенным», хотя в реальности у него IQ 180. Слишком мощный интеллект и огромное количество усвоенных абстракций мешают сообразительности, не дают быстро реагировать на слова и чётко отвечать на любые вопросы, как это делают менеджеры («Без проблем, мы нарисуем пять перпендикулярных линий!»).

А ещё обострённая реакция на стресс.

Сразу отметим, что полное отсутствие страха — это жёсткая психическая аномалия, с которой человеку чрезвычайно сложно дожить до старости за пределами психушки.

Так что страх — это нормально. Вопрос в том, как именно обострённая реакция на стресс изменяет поведение человека.


Реакция человека на стресс обусловлена эволюцией. Миллионы лет стресс был связан с физической опасностью. Отсюда выброс гормонов, прилив крови к мышцам, повышение давления, учащение дыхания и т. д. Всё логично. Нужно убегать от врага или вступать в драку.

В наше время источники стресса изменились — дедлайны, ипотека, собеседования. Но физиологическая реакция осталась такой же, как была 60 000 лет назад, в момент появления хомо сапиенса на нашей планете.

В контексте рабочих собеседований важно понимать, как изменяется работа мозга в таких условиях. Понятно, что ничего хорошего ждать не приходится. Мозг явно не приспособлен для абстрактного мышления и долгосрочного планирования в ситуации, когда на вас прыгает леопард.

Учёные проводили массу экспериментов для изучения работы мозга добровольцев в условиях стресса. И сейчас известно, что больше всего от стресса страдает префронтальная кора, которая отвечает за некоторые интересные особенности мышления, а конкретно:

  • абстрактное мышление;
  • планирование;
  • концентрация внимания;
  • обработка больших объёмов информации;
  • терпение.


Как показали исследования на лабораторных животных и людях, даже относительно слабый стресс может заглушить сигналы этого центра.
Характерный эксперимент был проведён в 2008 году на выборке из 20 студентов-медиков, которым предстояли экзамены на получение лицензии. После месяца напряжённой подготовки к экзаменам паникующие студенты показали худшие результаты в тесте на внимание, чем после окончания экзаменов.

1niuf87q-cpccu6dwgwsbvuwav8.jpeg
Воздействие психосоциального стресса в течение месяца перед первой сессией сканирования связано с изменением функциональной связности в левой и правой дорсолатеральных частей префронтальной коры (DLPFC). Стресс уменьшил связь между левой и правой DLPFC, премоторной, вентральной префронтальной корой (PFC) и задней теменной корой (PPC), но увеличил связь с областями средней височной доли. Повторное тестирование через месяц не зафиксировало отличий от контрольных уровней, источник

Сканы МРТ показали, что под воздействием хронического стресса у студентов ослабли связи префронтальной коры с другими областями мозга. Однако через месяц после экзамена показатели вернулись в норму. Результаты опубликованы в научной статье «Психосоциальный стресс обратимо нарушает префронтальную обработку и контроль внимания», журнал Proceedings of the National Academy of Sciences, 20.012009; 106 (3) 912–917; doi:  10.1073/pnas.0807041106.

raulos1ax7hs7ndsproox7qag60.jpeg
Влияние стресса на функцию префронтальной коры (PFC) у подопытных крыс (вверху) и человека (внизу). Как видим, хронический стресс явно нарушает функциональную связность DLPFC и замедляет скорость переключения внимания (attention shifting), то есть снижает концентрацию внимания, источник

Таким образом, человек может внешне выглядеть нормально. Но если он живёт в состоянии хронического стресса, в некомфортных условиях, под воздействием различных угроз, психологического давления (дедлайны на работе, эпидемия ковида, криминогенная обстановка в стране и др.), то префронтальная кора будет работать не оптимально. От этого страдает концентрация внимания, рациональное мышление и долговременное планирование.


Для мыслительного процесса необходимое условие — комфорт, отсутствие стресса и любых «напрягающих» факторов.

Человек в комфортных условиях мыслит более ясно, логично и рационально.

Другой вопрос, что в условиях стресса возрастает внешняя активность человека. Поэтому некоторые менеджеры зачастую умышленно создают атмосферу стресса для повышения производительности труда. У них даже есть выражение «выйти из зоны комфорта» — способ искусственной генерации стресса с мобилизацией трудового ресурса и повышением видимой активности («Все забегали-забегали»).

Но это бестолковая, нерациональная активность.


В текущему году был проведён ещё один интересный эксперимент по когнитивной нейробиологии. Он иллюстрирует, как стресс мешает вдумчивому планированию.

В этом эксперименте участвовали 38 человек. Они выучили несколько маршрутов по виртуальным городам, а также расположение узнаваемых объектов, таких как зебра, яблоко, степлер и лицо Тейлор Свифт.

Вопрос заключался в том, как в условиях стресса (слабый удар током) люди найти дорогу к заданному объекту, например, зебре. Испытуемые не знали, когда их будут бить током, и не могли контролировать ни один аспект эксперимента.

mfcwbby-avfonms7un8naqwntsa.jpeg

Как показал эксперимент, люди в стрессе выбирали короткий путь в 31% случаев, тогда как среди испытуемых в нормальном состоянии таких оказалось 47%. В состоянии стресса люди всё равно достигали нужного им объекта, но окольными путями.

j9uxt3ymmke_ax8eqbfbk22mh4e.jpeg

Сканирование МРТ показало, как дополнительный стресс влияет на мышление добровольцев. Разбросанные по городу предметы вызывали узнаваемые паттерны мозговой активности. По этим паттернам исследователи могли определить, когда люди думали о каком-то конкретном пути. Участникам давалось восемь секунд на то, чтобы спланировать путь к целевому объекту. У людей, не испытывающих стресс, обычно был план: мозговая активность содержала паттерны объектов, расположенных вдоль кратчайшего пути. Нейронные сигналы о наличии плана проявлялись даже у тех, кто выбрал привычный маршрут.

А вот люди в стрессе не проявляли признаков планирования. Они действовали словно на автопилоте.

У подопытных стресс снижает активность участков мозга, необходимых для планирования, включая часть префронтальной коры и гиппокамп — структуру, важную для памяти. Эти результаты свидетельствуют о том, что в состоянии стресса труднее вспоминать усвоенные знания.

Учёные приводят параллель между лабораторными стрессами и сложными и длительными стрессами в реальной жизни. Участники эксперимента пытались сделать что-то сложное, одновременно беспокоясь о чём-то другом. Стрессор действует на заднем плане, мешая ясно рассуждать и планировать свои действия.

Результаты этого эксперимента опубликованы 18 мая 2020 года в журнале Current Biology (doi:  10.1016/j.cub.2020.03.006).


Вернёмся к нашим собеседованиям.

Очевидно, что навык прохождения собеседований — это отдельный скилл. Он прокачивается отдельно. Самое интересное, он практически не связан с основной работой.

Если говорить конкретно о стрессе, то есть специальные методики, как с ним справляться наиболее эффективным образом. Например, вот научная статья о подготовке бойцов тактического подразделения Сил специальных операций ВМС США (Navy SEALs). Оказывается, люди под влиянием стресса могут демонстрировать «положительные, даже преобразующие изменения в поведении». Эти изменения в поведении «более вероятны, если человек находится в соответствующем состоянии сознания», которое достигается путём тренировки.

Если вкратце, то обученный человек готов к стрессу, видит его наступление, знает об изменениях мышления. И во время физиологической реакции (выделение нейромедиаторов) использует её с выгодой для себя. Он понимает, что разумное планирование невозможно, поэтому работает по выученному сценарию для таких ситуаций. И благодаря огромному количеству возбуждающих нейромедиаторов действует по этому сценарию даже эффективнее, чем человек без стресса. Статья опубликована 15 января 2020 года в журнале Frontiers in Psychology (doi:  10.3389/fpsyg.2019.02962).

© Habrahabr.ru