Нейросеть IBM Watson теперь знает, чего боятся люди

30c45dfd1481496892330d8607721b98.jpg

Киностудия «Двадцатый век Фокс» совместно с научно-исследовательским подразделением IBM Research приказали когнитивной системе IBW Watson изготовить трейлер с для фильма ужасов «Морган» об искусственно улучшенном человеке. Кремниевый мозг сам определил самые яркие фрагменты фильма и поставил их в ряд.

Определить страшный момент фильма не так просто. Для этого нужно чётко понимать, чего боится человек. Слабые белковые существа с изощрённой психикой имеют серьёзную уязвимость — эмоции.
Наиболее распространённые страхи человека — страхи смерти, болезни, боли. Такие фобии часто используются создателями фильмов ужасов, потому что они действуют на многих зрителей.

Есть и менее распространённые страхи, например, боязнь одиночества, армии (мужчины), темноты, потерять работу, клоунов, бабочек, насекомых, фарфоровых кукол, потерять одну серёжку (девушки) и т.д. Опытные режиссёры изучают научную прессу и знают о многих человеческих фобиях, включая их тоже в сюжетную линию.

По-настоящему талантливые режиссёры и писатели в жанре «хоррор» даже сами чувствуют эти страхи, то есть сами страдают от них. В этом проклятье творца: чтобы создать гениальное произведение, он должен испытать глубину самых ужасных страданий и других разрушительных эмоций.

Одновременно в фильмах ужасов используются специфические приёмы, рассчитанные на физиологическую реакцию — неожиданные звуки, резкие смены планов, неясные очертания объектов для стимуляции тревожности и т.д.

Согласно словарю Даля, страх — это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. То есть суперкомпьютер должен как бы определить фрагменты фильма, в которых происходит или предполагается бедствие, а затем выделить предшествующие фрагменты, когда у зрителя возникает ощущение этого грозящего бедствия. Те моменты, когда волосы встают дыбом и перехватывает дыхание.

Проще всего сделать это с помощью снятия электроэнцефалограммы мозга человека во время просмотра фильма, регистрируя также потоотделение и сердечный ритм. Но зачем применять грубые методы, если в распоряжении кинематографистов есть IBM Watson?

Использование суперкомпьютера для анализа фильма ужасов о суперчеловеке — отличный повод рассказать широкой публике о новом фильме. Тем более, многие зрители захотят посмотреть трейлер, который сгенерирован «искусственным разумом». Да и вообще, это просто интересный научный эксперимент. Интересно узнать, что именно компьютер считает самым страшным для нас. Возможно, эта информация будет полезной в будущем.

На распечатке показано, какие фрагменты фильма «Моргана» компьютер IBM Watson выделил для трейлера. Это наиболее эмоциональные моменты, в которых зарегистрировано значительное изменения настроения.

7182dae360844f57be4cae8c48be53e1.jpg

Во время предварительного обучения нейросеть IBM Watson тренировали на трейлерах 100 фильмов ужасов, которые вручную были разбиты на фрагменты («моменты»). Для каждого «момента» система выполняла анализ по нескольким характеристикам:

  1. Анализ видео: идентификация людей, объектов и декораций. Каждой сцене присваивалась одна из 24 эмоций и метки из списка, включающего 22 000 тематических меток, в том числе «жуткий», «пугающий», «нежный» и т.д.
  2. Анализ звука: анализ окружающих звуков, в том числе интонаций человеческих голосов и музыкального фона, чтобы понять настроение сцены.
  3. Анализ композиции кадра: освещение, место действия. Это нужно для выявления специфических характеристик фильмов ужасов и страшных сцен.


Анализ выполнялся отдельно для каждой сцены и в комбинации сцен друг с другом, с использованием статистических методов. Таким образом, суперкомпьютер научился «понимать», какие типы сцен могут войти в структуру фильма ужасов.

Во время первого испытания на полнометражном фильме «Морган» система определила 10 моментов, наиболее подходящих для трейлера. Из 90-минутного фильма Watson выбрал шесть самых эмоциональных минут.

Разработчики понятия не имели, какие именно фрагменты выберет ИИ для трейлера. Изучение его предложения показало, что этим моментам соответствуют максимальные пики по эмоциональным характеристикам «напряжённое ожидание» и «нежность». Компьютер решил, что именно такие моменты будут наиболее эффективны.

Людям тоже осталась работа. Компьютер указал, какие моменты использовать, но монтаж и звуковую обработку придётся делать вручную. Пришлось также определить, в каком порядке показывать эти фрагменты, потому что IBM Watson не выстроил логическую цепь. Тем не менее, его помощь оказалась очень кстати, потому что выбор и оценка подходящих фрагментов — тоже довольно трудоёмкая задача. Обычно создание трейлера требует 10–30 дней работы группы опытных профессионалов, но с помощью Watson этот срок сократился до 24 часов.

Интересно, что для «Моргана» уже выпускали трейлеры, но компьютер не согласился со сделанным ранее выбором и включил в свою подборку некоторые моменты, которые не вошли в предыдущие трейлеры.

Предыдущий официальный трейлер «Моргана»

Освоив новую для себя область, нейросеть IBM Watson теперь может быстро подобрать материал для трейлера к любому фильму ужасов. Естественно, помощь человека ему по-прежнему нужна, чтобы довести конечный продукт до оптимального состояния. Человек и суперкомпьютер — отличная команда для совместной работы. Подобная форма симбиоза находит применение в разных областях науки и технологий, в том числе в юриспруденции и медицине. Кинематограф — ещё одна сфера, где ИИ проявил свои способности, чтобы помочь людям.

Премьера фильма «Морган» в США — 1 сентября 2016 года, в РФ — 8 сентября 2016 года. Рейтинг IMDb: 6.6.

© Geektimes