Недооцененная площадка для продвижения ИТ-проектов на английском: гайд по AngelList
В одном из предыдущих материалов мы поговорили о том, как подступиться к публикации своего проекта на Product Hunt. На этот раз разбираемся с AngelList.
Начинаем с компактного рассказа об истории площадки, обсуждаем базовые рекомендации по работе с ней и возможности для тех, кто хотел бы продвигать технологические стартапы без существенных усилий и каких-либо затрат.
Фотография: Filip Baotić. Источник: Unsplash.comМинутка истории
Первую версию проекта запустили в 2010 году. Тогда она представляла собой email-рассылку для инвесторов. Однако на первых порах их число было скромным. Авторы общались лишь с двадцатью пятью «ангелами», которые вкладывали средства в стартапы на ранних стадиях развития. Они были заинтересованы в тематических подборках таких компаний и часто рекомендовали рассылку коллегам.
По мере расширения аудитории основателям проекта удалось привлечь 80 млн долларов — фактически у пятидесяти собственных подписчиков — на запуск полноценного веб-приложения. Так, за год с небольшим команда не просто выработала концепцию проекта, но и успешно подтвердила ее, плюс — начала разрабатывать онлайн-площадку для стартапов и венчурных инвесторов.
Один из основных принципов, заложенных в основу AngelList, заключался в полной прозрачности происходящего на платформе, чтобы каждый участник мог проанализировать, как идут дела у других, разобраться в специализации коллег и найти потенциальных инвесторов или подходящий стартап для вложения средств. Поэтому на первых порах речь не могла идти о разработке примитивного листинга и «упаковке» email-рассылки в веб-оболочку. Команда выбрала иную механику взаимодействия. Она напоминала классическую соцсеть — с профилями компаний и инвесторов. Однако этим функционалом дело не ограничилось.
Одно из первых обновлений включило в себя интеграцию с крупнейшими бизнес-инкубаторами и акселераторами вроде Techstars и 500 Startups. Изучать условия и подавать заявки на участие в их программах стартапы могли прямо на AngelList.
Фотография: Bill Erickson. Источник: Flickr (CC BY-NC)Через некоторое время команда начала расширять функционал и для инвесторов. С момента получения разрешения от Комиссии по ценным бумагам и биржам США на платформе стали проводить «синдицированные сделки». Десятки и сотни независимых инвесторов могли вместе вкладывать относительно небольшие суммы в те или иные стартапы, которые привлекали таким образом миллионы.
С такими возможностями «на борту» продукт моментально занял лидирующие позиции в своем сегменте. В 2016-м под его контроль перешел Product Hunt, плюс — были запущены другие сервисы для молодых ИТ-проектов и инвесторов. К 2018-му более двух третей американских стартапов провели инвестиционные «раунды» с помощью AngelList, а в прошлом году площадка предложила рынку новую модель, согласно которой инвесторы получили возможность перечислять денежные средства в формате регулярных выплат «по подписке» на тот или иной проект.
Что еще стоит знать
Базовые рекомендации по работе с AngelList, как и в случае публикации проектов на Product Hunt, сводятся к уважительному отношению к другим участникам площадки и постепенной прокачке собственных профилей и «связей». Однако мы начнем с «граблей», на которые не стоит наступать, чтобы автоматически не лишаться потенциальных «плюшек» от продвижения проектов на этой платформе.
Не преувеличивайте значимость этой площадки. Да, она весьма и весьма интересна, однако «ставить все» на продвижение, поиск нужных контактов и привлечение инвестиций исключительно с помощью AngelList не стоит. Вместе с этим не следует уходить с головой в онлайн и отказываться от какого-либо взаимодействия с местным стартап-сообществом. Такой фундамент — участие в российских программах акселерации и профильных конференциях — пригодится вам не только с точки зрения поиска сотрудников, но и станет отличной темой для обсуждения с зарубежными коллегами на AngelList.
Не думайте, что это — инвестиции «за пару кликов». Онлайн-формат хорош тем, что позволяет автоматизировать ряд бюрократических процедур и сокращает количество шагов до заветной сделки. Однако разбираться в специализации инвесторов в любом случае потребуется самостоятельно. Иначе есть риск начать сотрудничество с людьми, которые не разбираются в том, чем вы занимаетесь. Даже если вы не планируете привлекать средства, для поиска коллег или клиентов понадобится не один десяток часов на площадке.
Не перебарщиваете с личными сообщениями. Это — универсальная рекомендация для работы с любой площадкой, и AngelList не является исключением. «Стучать в личку» кому-то из руководства Techstars или других акселераторов и фондов сразу после регистрации на платформе точно не стоит. Как и ежедневно подписываться на несколько сотен инвесторов или потенциальных клиентов в надежде на обратную связь. Как минимум сработает антиспам, как максимум — вы утомите своим поведением всех вокруг и испортите отношения еще до того, как начнете с кем-либо общаться.
Не преувеличивайте и не преуменьшайте свои достижения.Если вы стремитесь к доверительным взаимоотношениям с коллегами и потенциальными инвесторами, не стоит искажать информацию, даже если «в моменте» вам верят. Инвесторы могут в любой момент запросить данные об основателях, поднять финансовую отчетность и другие детали, отражающие действительное положение дел в компании. Помочь им в этом способны профессиональные аудиторы, а в некоторых случаях и правоохранительные органы. Поэтому паразитировать на доверии и не следует, как и заниматься подлогом.
Каким образом действовать
Сотрудники площадки иногда делятся инсайтами относительно того, как у них все устроено, и на что стоит обратить внимание пользователям разных типов: от ИТ-специалистов, находящихся в поиске работы, до стартапов и инвесторов, стремящихся найти партнеров для сотрудничества. Вместе с этим похожие публикации время от времени готовят сторонние эксперты, которые успели набраться опыта и зарекомендовать себя на просторах платформы. В одном из таких материалов Филлип Меринг, отвечающий за взаимодействие с европейскими стартапами в AngelList, дал общие советы о том, каким образом можно действовать:
Воспринимайте эту площадку как дополнение к другим каналам для продвижения — местным конференциям, митапам и стартап-сообществам. Участие в них поможет обогатить связи и как минимум отразить хотя бы часть из них в вашем профиле, как максимум — получить нужные контакты и без многочасового поиска партнеров и инвесторов на AngelList.
Заполняйте профиль, как только появляется новая информация о проекте. Такой подход поможет исключить ситуацию, когда вы подписываетесь на огромное число других участников сообщества в надежде получить результат здесь и сейчас с практически «пустым» аккаунтом. Конечно же, бурной реакции с таким отношением к делу ждать не стоит. Чтобы не допустить провала в этом отношении, воспринимайте свой корпоративный профиль, как персональное CV: постарайтесь заполнить как можно большее число полей, отметить коллег, инвесторов и советников вашего проекта сразу после регистрации. Обновлять информацию и подписываться на других участников площадки стоит постепенно, но с относительной регулярностью. Так — за несколько «волн» апдейтов — вы сформируете полноценный «живой» профиль, по которому будет видно, чем вы занимаетесь и каких успехов добился ваш старатап.
Определитесь с долгосрочными целями. Как только вы разберетесь с оформлением профиля, подумайте о том, с какими вопросами к вам могут обратиться другие участники площадки. Если вы находитесь в процессе привлечения инвестиций, потенциальные инвесторы наверняка поинтересуются планами по развитию вашего проекта, финансовыми показателями и тем, как вы собираетесь использовать сторонние средства. Продуманные ответы на все эти вопросы пригодятся вам и для участия в «оффлайновых» мероприятиях вроде тематических конкурсов, хакатонов и даже на защите диплома.
Проверяйте ваши гипотезы. Еще до того, как вы начнете кампанию по привлечению инвестиций, сотрудников или клиентов, попробуйте обсудить ваши планы с двумя-тремя пользователями AngelList, которые в наибольшей степени соответствуют портрету потенциальных контрагентов. Проанализируйте обратную связь и внесите соответствующие коррективы, чтобы в дальнейшем действовать эффективнее, постепенно расширяя круг общения.
Главное — рекомендации. Это — основополагающий принцип взаимодействия на AngelList и в сфере венчурного бизнеса в целом. Попросите ваших коллег представить вас партнерам, с которыми вы ранее не общались. Как только вы наладите диалог и объясните, в чем состоят ваши планы, последним не составит труда порекомендовать вас кому-то еще, кто поможет их реализовать. Таким образом вы обойдетесь без спама огромного числа участников платформы и будете аккуратно развивать связи на AngelList в нужном направлении.
Помните об «эффекте снежного кома». Если у вас получится привлечь внимание парочки влиятельных инвесторов, высока вероятность того, что за ними последуют и другие. На платформе есть все условия для возникновения такого эффекта и соответствующие инструменты для инвесторов, которые часто вкладывают средства в связке с коллегами и отслеживают наиболее заметные сделки. Из общей массы их выделяют модераторы AngelList.
Продвижение на AngelList может занять приличный объем времени. Однако при взвешенном подходе, реалистичных ожиданиях и планомерном движении к намеченным целям, оно принесет результаты. Надеемся, что наш материал поможет вам познакомиться с этой площадкой и подступиться к работе с ней.
Какие возможности есть у нас в Университете ИТМО:
Дополнительное чтение в нашем блоге на Хабре: