Недобросовестная конкуренция в провайдинге
Во время бурного развития сетей в нулевые годы множество начинающих интернет-провайдеров всеми правдами и неправдами конкурировали между собой за абонента. Методы были разными: от «чернухи» на листовках, расклеенных по подъездам, до оборванного кабеля и украденного железа конкурента. Спустя годы рынок стабилизировался и как водится в этой борьбе одни имена остались на плаву, а другие канули в лету. Некоторым провайдерам повезло больше и они были куплены куплены крупными и игроками. Другие просто не выдержали натиска конкурентов и исчезли с рынка. Сейчас же все стало несколько иначе…
Перемена конъюктуры рынка несколько изменила положение сил, но методы недобросовестной конкуренции остались прежними. Лишь противоборствующие стороны разительно отличаются друг от друга по масштабам своих возможностей. Сейчас зачастую большие федеральные операторы связи, действуя с позиции силы, стараются отобрать абонентов у небольших компаний или не пустить их на свою территорию.
На нашем форуме можно найти множество подобных историй от операторов связи со всех уголков России. Как правило, схема работы по отъему абонентов такова: сначала абонентам провайдера-конкурента звонят и сообщают о том, что их провайдер обанкротился или его выгоняет с территории жилого дома управляющая компания. Далее в ход обыкновенный вандализм. Кабель конкурента периодически режут от чего страдают абоненты. Параллельно с этим представители «провайдера-агрессора» обзванивают или поквартирно обходят абонентов, предлагая свои услуги. Абоненту в таком случае не остается ничего, кроме как сменить поставщика интернета.
Вот лишь несколько цитат с нашего форума от представителей альтернативных операторов связи:
«Всем доброго дня! Ситуация: Ростелеком обзванивает абонентов других интернет-провайдеров и предлагает свои услуги. Звонки поступают на мобильные номера, причем адрес проживания абонента представителям Ростелекома известен: предлагают интернет по выделенным линиям по конкретным адресам. Звонящие не только рекламируют свои услуги, но и позволяют себе критику услуг других провайдеров. Причем предлагают людям тарифы, которых нет на официальном региональном сайте Ростелекома. Собираемся вместе с другими местными провайдерами по этому поводу жаловаться в ФАС. Сталкивался ли кто-то с подобной ситуацией? Какие меры принимали? Любые Ваши соображения будут интересны и полезны. Спасибо».
«Они еще порой приходят с договором, в котором вписаны паспортные данные и адрес абонента, стоит печать и подпись РТ и отрезают кабель другого провайдера, переключают его в свое оборудование — звонят в квартиру и предлагают срочно подписать договор. Сбрасывают настройки роутера и вуаля — абонент уже в РТ. Про старого провайдера речь короткая — он разорился и был мошенником, хорошо что Вас щас дома застали — иначе бы стоять пришлось в офисе для заключения договора. У руководства РТ ответ один — это не мы — подрядчики такие и не мы с ними договор подписываем — все вопросы высокому начальству».
«В нашем городе один крупный провайдер промышляет следующим образом: сначала абонентам поступают звонки, представляются кем угодно вплоть до приемной губернатора и рассказывают абонентам сказки вплоть до бегства учредителей подключенного оператора за рубеж с активами. Если звонок не давал эффекта, начинался поквартирный обход абонентов, с теми же самыми байками. После все заканчивалось прозаично — попросту резали кабель конкурентов, а потом вновь звонили абонентам и интересовались качеством связи».
Это лишь несколько примеров из более чем десятка подобных историй. Пока во всем этом разбираются правоохранительные органы, абонент меняет провайдера.
В одной из публикаций мы уже писали о том, как компания строящая сети на Дальнем Востоке с помощью квадрокоптера периодически отлавливает сотрудников крупных операторов связи во время порчи их имущества.
В Хабаровске вандалов отлавливают с помощью квадрокоптера.
Все вышесказанное было лишь предисловием к главному. Еще зимой к нам в редакцию обратился представитель небольшого провайдера «СитиЛайн» из Тамбова только начинающего свою деятельность в качестве поставщика интернет-услуг. Однако небольшой компании уже пришлось столкнуться с реалиями рынка, когда крупные игроки, считающиеся себя хозяевам, попросту не считаются с интересами и правами конкурентов.
Тамбов город с населением чуть менее трехсот тысяч человек. Интернет-провайдеров здесь менее десятка, а бал правят местный провайдер «Ланта» и федеральные «Ростелеком» и «Зеленая Точка». Последний, как раз один из главных героев нашего повествования. Тут важно знать, что «Зеленая точка» — это крупный федеральный интернет-провайдер, ведущий свою деятельность в 16 крупных федеральных центрах России.
В январе 2017 в офис «СитиЛайн» пришло письмо от некой компании ООО «Системы Связи», которая просила провайдера убрать оптоволоконный кабель с их опор. «Системы связи» — это поставщик интернета. работающий под брендом «Зеленая точка». Опоры, о которых речь шла в письме располагаются неподалеку от недавно построенных многоэтажек в микрорайоне Слобода в Тамбове.
На это предложение «СитиЛайн» попросили «Зеленую Точку» прислать им документы, которые бы подтверждали факт собственности и законность установленных опор. Федеральный операторы выслал проект опор, однако на документ отсутствовало какое-либо подтверждение их законности от администрации города, а значит и не было подтверждено, наличие собственности. По словам представителя «СитиЛайн», документ, предоставленный «Зеленой Точкой», вообще не имеет никакой юридической силы. Поэтом в «СитиЛайн» проигнорировали требования «Зеленой точки». В итоге федеральный оператор пустил в ход совсем другие методы борьбы.
Первым делом «Зеленая точка» распространила на домах объявление, предупреждающее абонентов о скором демонтаже «незаконного» кабеля «СитиЛайн».
Далее был уничтожен тот самый кабель, что висел на опорах и оптика в жилых домах. После этого «Зеленая точка» кабелем «СитиЛайн» начала подключать к сети абонентов, изъявивших желание перейти к ним. Кроме того в вышеупомянутых домах не был предусмотрен выход кабеля с чердачного помещения в шахту связи и «СитиЛайн» собственными силами пробурили необходимые отверстия и прокинули кабель. «Зеленая точка» попросту захватила трубостойки и кабель, подключая им абонентов.
«Они попросту не считают нас за конкурентов и действуют с позиции силы»
— считает один из учредителей «СитиЛайн».
В «СитиЛайн» составили акт осмотра трубостоек с кабелем, на котором присутствовал представитель жилищной организации, обслуживающей дома, ставшие предметом спора, тем самым подтвердив их законность.
В этой истории примечателен тот факт, что «СитиЛайн» предлагал всяческие методы урегулирования конфликта и даже систему взаиморасчета, когда «Зеленая точка» пользовалась бы трубостойками, а «СитиЛайн» взамен мог размещать свой кабель на опорах. Однако, «Зеленая точка» эти предложения оставила без внимания и продолжила гнуть свою линию. Представители «СитиЛайн» уже обращались во все инстанции кроме суда, но везде им было отказано в помощи. Не повлияла на положение вещей недавняя встреча представителей «СитиЛайн» и «Зеленой точки», инициированная администрацией Тамбова.
Как рассказал нам глава юридической компании «ОрдерКом», Дмитрий Галушко, в этой истории с нарушением закона действуют представители крупного оператора, а «младшему брату» в свою очередь необходимо обратиться в правоохранительные органы. Тем более, что действия по уничтожению кабеля вообще попадают под нарушение уголовного права.