Не тормози, не тормози…

Яндекс делает хорошие сервисы. Но иногда эти сервисы работают не так, как нужно. Хотя, может быть, как раз так, как нужно. Некоторое время я стал замечать, что стоимость заказа Такси, увиденная на экране приложения, меняется в сторону увеличения по факту окончания поездки. В этом лонгриде предлагаю посмотреть на правовые моменты такого изменения, а по итогу пожурить Яндекс или напротив восхититься их продуманностью.

0. Принимаем за аксиому тот факт, что отображаемая на экране приложения Яндекс.Такси стоимость заказа после нажатия на кнопку «Заказать» может измениться. Грубо говоря, увидели вы, что маршрут будет выполнен за условные 200 рублей, нажали на кнопку «Заказать», и вуаля — вы едете уже за 250. Дополнительно принимаем за аксиому тот факт, что вы можете опоздать на несколько минут и вам насчитают платное ожидание.

1. Молчаливое согласие часто означает, что сильный берёт всё, что захочет, а слабый отдаёт и терпит, потому что ничего не может переменить.

Гражданский кодекс РФ и сидящая в его основе правовая система считают, что договор заключается тогда, когда между сторонами достигнуто соглашения по всем существенным условиям договора. Такое соглашение может быть достигнуто и тогда, когда одна сторона принимает (акцептует) направленные другой стороной условия (оферту). Причем такой акцепт должен быть полным и безоговорочным, во всяком случае, в отношении существенных условий.

Яндекс регулирует этот вопрос в пункте 1.3. Пользовательского соглашения, в котором говорится, что «Начиная использовать Сервис/его отдельные функции, Пользователь считается принявшим настоящие Условия … в полном объеме, без всяких оговорок и исключений. В случае несогласия Пользователя с какими-либо из положений Условий Пользователь не вправе использовать Сервис…».

То есть открыв приложение на смартфоне или в браузере, пользователь, по мнению Яндекса, автоматически соглашается во всем тем, что было и придумано Яндексом в Условиях. Интересный фокус, на который можно придумать и аналогичный контр-фокус, аналогичный тому, что применил некий Дмитрий Агарков против банка Тинькофф (он поменял типовые условия банка, а банк прошляпил и подписал измененный договор).

Технически, я вижу этот контр-фокус оформленным так: создается некая страница в интернете, в которых условия использования сервиса отличаются от стандартных. Далее, Яндекс уведомляется о том, что в случае оказания им услуг с помощью его сервиса, автоматически применяются отличные условия, в противном случае, Яндекс не вправе оказывать услуги.

Кстати, а какие услуги оказывает Яндекс?

 2. Я не я. Яндекс такси — не такси. Или вам шашечки или ехать?

В обычном восприятии Яндекс.Такси — это то самое лицо, которое обязуется нас доставить из точки А в точку Б в целости и сохранности, а мы ему за это платим. Но на самом деле Яндекс.Такси — это, скорее, агрегатор, агент — прослойка между пассажиром, неким ИП Перевозчиковым Кабан Кабановичем и водителем.

Как пишет Яндекс (1.4., 2.3.), «Сервис предлагает Пользователю бесплатную возможность разместить информацию о потенциальном спросе Пользователя на услуги по перевозке пассажиров …, а также возможность ознакомиться с информацией о предложениях организаций, оказывающих услуги в указанной сфере (далее — «партнеры Сервиса» или «Службы Такси») и осуществить поиск таких предложений по заданным Пользователем параметрам. Яндекс.Такси не несет ответственности за содержание и/или актуальность информации, предоставляемой Службами Такси, включая информацию о стоимости услуг Служб Такси, а также об их наличии в данный момент. Взаимодействие Пользователя со Службами Такси по вопросам приобретения услуг осуществляется Пользователем самостоятельно (без участия Яндекс.Такси) в соответствии с принятыми у Служб Такси правилами оказания услуг. Яндекс.Такси не несет ответственности за финансовые и любые другие операции, совершаемые Пользователем и Службами Такси, а также за любые последствия приобретения Пользователем услуг Служб Такси».

Поэтому весь ворох норм и правил, регулирующих пассажирские перевозки, все многочисленные требования к такси, шашечкам, надлежащему информированию, подробному расчету стоимости услуг к Яндексу де-юре не относится. А поскольку Яндекс с нас де-юре и денег не берет за пользование сервисом в любом виде, будь то агентские услуги или какие-то иные, то и материальной ответственности у Яндекса никакой.

И хотя написано всё вроде бы непротиворечиво, с правовой точки зрения есть вопросы. Яндекс, как коммерческая структура, призванная извлекать из нас прибыль, не должна работать совсем уж безвозмездно. В отношениях между пассажиром и Кабан-Кабанычем Яндекс выступает агентом, то есть от имени, за счет и по поручению пассажира заключает с ИП договор. Впрочем, может и не заключает, а приводит пассажира к ИП и говорит: «таксуйтесь». В любом случае, какие-то услуги Яндекс при этом оказывает, что значит, что мы можем применять здесь и нормы по оказанию услуг и закон о защите прав потребителей.

Почему это для нас важно? Потому что тогда, все вот эти изысканные формулировки, написанные Яндексом, будут работать только если не противоречат закону. А они немного, да и противоречат. Но все противоречия, не касающиеся главной темы, я пока вынесу за рамки рассмотрения.

3. Нажми на кнопку, получишь результат, и вдруг твоя мечта осуществится.

Как мы определили, Яндекс помогает нам заключить договор перевозки пассажира, хотя сам стороной этого договора не является. При этом сервис по заданным параметрам формирует условия перевозки (маршрут, стоимость, транспортное средство, длительность). Поэтому, на мой взгляд, в момент нажатия кнопки «Заказать» пассажир уже принимает сформированные условия, а не направляет их на согласование. Поэтому, если до нажатия кнопки была одна цена, а после нажатия — другая, то это неправильно, незаконно. Заказав такси за 200 рублей, вы не должны платить 250. Правда, это во-первых нужно будет зафиксировать, а во-вторых, созданная система будет ставить перед вами неправовые вопросы типа — должен ли я терять рейтинг из-за 50 рублей или способен ли водитель Фарход Исломжонов подискутировать с вами о трудах Витрянского. Но не суть, с главным мы определились.

Теперь с не менее главным — платным ожиданием. Как мы уже выяснили, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения. «Платное ожидание» — это некая выходящая за грань Условий штуковина, которая явно в условиях не обозначена. Будто бы не Яндекс, а служба такси берет деньги за это. Яндекс в своих условиях упоминает бесплатное ожидание в пункте 2.6. и 2.12. В логике Яндекса — пассажир должен сесть в авто в точное время с погрешностью 2 минуты, иначе будет доплачивать некую сумму, например, не более 6 рублей по тарифу Эконом. Тогда как автомобиль может быть подан с разбросом 15 минут. Кажется, это несправедливо, особенно, когда автомобиль на экране сервиса уже 10 минут как едет 10 минут.

Не суть, главное, что Яндекс или таксисты придумали способ зарабатывать дополнительные деньги и назвали это платным ожиданием. Но что если такая вещь противоречит природе пассажирской перевозки. ГК РФ такую конструкцию точно не предусматривает. В 259-ФЗ «Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» я такой штуки тоже не нашел. В комментариях к ФЗ-69 («Закону о Такси») пишут, что таксист обязан ждать 15 минут и только после этого включать таксомотор, но это вилами по воде писано, в тексте закона я такой нормы тоже не нашел. Только лишь то, что автомобиль должен в обязательном порядке оборудован таксометром. И это наталкивает на интересную мысль. Таксометр рассчитывает плату исходя из пройденного расстояния, умноженного на какой-то тариф (плюс какая-то сумма за посадку/подачу). Но тут ни слова про платное ожидание.

И когда Яндекс говорит, что взымается платное ожидание, и что это самое ожидание взымается его партнером Кабан-Кабанычем, он, кажется вводит пассажира в заблуждение. То есть, дает неверную информацию потребителю. То есть, быть может, даже противозаконно получает в свое распоряжение чужие денежные средства.

P.S. Иногда я продолжаю упражняться в прикладной юриспруденции. Да, тут нет больших гонораров, а телодвижений требуется больше, чем выгоды. И тем не менее, это очень интересно. И очень хочется паритетных условий — скажем, чтобы и Яндекс или Кабан-Кабаныч платили мне, когда я жду такси сверх обычного. Чтобы имея ровно 200 рублей наличкой, я потом не испытывал сложности с тем, что надо наскрести ещё 50 рублей или заморочиться переводами. Чтобы при тарифе платного ожидания не более 6 рублей, мне не выставляли 17 рублей ожидания и не могли пояснить, почему так. Чтобы при садящейся батарейке ценник не становился выше (правда, это не про Яндекс).

А сайтик с моими условиями перевоза меня Кабан-Кабанычами я таки создам. Они будут почти как у Яндекса, но другие. И посмотрим, что из этого получится.

P.S.2 (Картиночки и переписка)

fbc6b79c46ef5d95734a64393d6ebcdf.jpg

© Habrahabr.ru