Не только Яндексу. Микроразметка на крупнейших сайтах рунета: зачем ею пользуются и почему она пригодится и вам

Мы уже рассказали вам о мире семантической разметки — о том, какие бывают словари, почему столько стандартов синтаксиса, а также разобрали, в каких продуктах она используется.Теперь мы решили показать, как микроразметка участвует в жизни существующих сайтов: сделали обзор всех возможностей, которые она дает интернет-магазинам, сайтам СМИ и видеохостингам, и узнали, насколько они пользуются спросом у крупнейших проектов рунета.

d539074aebeb4cc5994daf0c893b740f.png

Люди, которые отвечают за разработку и всю техническую часть таких сайтов, как Holodilnik.ru, Lenta.ru, Interfax.ru и Ivi.ru, ответили на вопросы о том, как на практике происходит внедрение микроразметки и каких результатов она позволяет добиться. А мы со своей стороны рассказали, какие типы мы бы порекомендовали таким сайтам и для чего.

Интернет-магазиныДенис Егоров, руководитель направления интернет-маркетинга Holodilnik.ru: На сайте holodilnik.ru мы решили внедрить сразу два типа разметки, Open Graph и Schema.org/Product. Причина такого выбора проста — один из этих типов поддерживает поисковик на «Я», а второй — поисковик на «G»:) Внедрять ее было достаточно легко, и о своем выборе нам не пришлось пожалеть.

62bd606a1fa14114a70c3125b4b7b19a.png

Конечно, многие сейчас задаются вопросом, какова эффективность того или иного внедрения, в том числе и какова эффективность внедрения мироразметки — на все нужны ресурсы, которые потом должны себя оправдать. Вопрос этот, действительно, интересен. На момент внедрения мы считали микроразметку необходимым улучшением, и у нас не было цели напрямую отслеживать ее эффективность. Однако за год, прошедший с момента ее внедрения, мы получили следующее: глубина просмотра посетителей из поисковиков выросла почти в 2 раза, при этом показатель отказов снизился в 3–4 раза. Количество же достижения цели выросло на 20–30%. Согласитесь, это неплохой показатель. И хотя, конечно, мы не связываем весь этот рост только с внедрением одной лишь микроразметки, значительная доля изменения этих показателей, безусловно, ее заслуга.

Типичный сайт Интернет-магазина состоит из страниц с товарами, каталогом, контактами и информацией о доставке. Разметив страницы с товарами и контактами, можно улучшить свое представление в поисковых системах.

Для страниц с товарами в Schema.org существует большой тип Schema.org/Product, с помощью которого можно подробно описать практически любую вещь. Благодаря такой разметке в Яндексе формируются структурированные сниппеты с описанием товара и ценой.

7071b41579c94e2ab51de9e8557777d7.png

Для формирования таких сниппетов нужны указанные поля name, description, price и priceCurrency:

массажёр Beurer MG 81

Массажер Beurer MG81 — это современный, элегантный и многофункциональный прибор. Крупные массажные головки эргономичной формы выполняют глубокий вибрационный (ударный) массаж на любом участке тела. Дополнительно массируемый участок тела можно прогреть инфракрасным нагревательным элементом. Также возможно подключить 2 разные массажные насадки. Вибромассажер с инфракрасным излучателем может проводить массаж с различной интенсивностью. Вы можете проводить массаж и самостоятельно, и с помощью другого человека. Длинный сетевой шнур позволяет проводить сеанс массажа в удобном месте независимо от расположения розетки. Также у массажера удобная и не скользящая ручка для простого и надежного применения. 3320 руб.
Большое влияние на решение о покупке оказывают отзывы. Если у вас есть отзывы, мы рекомендуем добавить специальную разметку: в Product для этого есть свойство AggregateRating, а в микроформатах есть тип hReview.В Google на основе разметки формируются специальные сниппеты.

ad46ebf6047d4863bc45c19bbcd4c63a.png

Для этого необходимо указать значение поля AggregateRating:

Для страницы с контактами подходит разметка Organization от Schema.org или микроформат hCard. C их помощью можно участвовать в партнерской программе Яндекса: попасть в справочник и улучшить ответы не только в поиске, но и на Яндекс.Картах.71d4fe240bb14f5097f46cd0dd68d4fb.png

При использовании микроформата необходимо указать название организации, адрес и телефон:

Онлайн-мегамаркет OZON.ru: год за годом

Офис в Москве

125252 , г. Москва, Чапаевский переулок, д. 14

И, на наш взгляд, на всех страницах стоит использовать Open Graph, чтобы покупатели могли наглядно делиться вашим интернет-магазином и его товарами у себя на страницах и в личных сообщениях.9db44379b0004f55880318281aed24c2.png

Для формирования превью достаточно разметки названия, краткого описания и картинки.

Для страницы с перечнем товаров можно добавить разметку ItemList, чтобы получить специальный остров с каталогом: 316fe1980b404e1fbc3eadb89b1d800c.png

Разметка полей name, description, image, url нужна для формирования таблицы, а для указания цен offers.priceCurrency, offers.price.

Сковороды Rondell

{{totalModelsCount}} {{currentModelsCount}}
Платформа «Острова» находится на стадии бета-тестированияУчитывая, что сайты могут предлагать разные товары, эти типы разметки подойдут всем интернет-магазинам, у кого есть страницы с описанием и ценой для каждого товара.

СМИ Александр Ломакин, технический директор Lenta.ru: В Lenta.ru мы используем три типа семантической разметки: это Open Graph, Twitter Cards и Schema.org.С первыми двумя стандартами от Facebook и Twitter все просто — наши материалы достаточно много «шерят» и «лайкают», поэтому в социальных сетях они должны выглядеть ничуть не хуже, чем на основном сайте. С помощью разметки мы это контролируем, размечая фотографию, заголовок, и краткое описание.

a69258a2aea14c10bb71b850d3a5223a.png

Со Schema.org все несколько иначе. Помимо того, чтобы наш сайт красиво отображался в результатах поиска, мы хотим помогать поисковым системам получать и правильно индексировать структурированные данные.

В итоге наши материалы стали заметнее как в социальных сетях, так и в результатах выдачи поисковых систем. Но, что самое главное, мы получили дополнительный трафик. Честно говоря, я не понимаю, почему большое количество ресурсов забивают и не используют микроразметку. Ведь даже на такой большой сайт, как Lenta.ru, добавить разметку очень просто. Поэтому мы не хотим останавливаться на имеющейся разметке и в ближайшем будущем планируем внедрить еще один тип — микроформат hNews, который сделает наши материалы более читабельными в сервисах типа Readability.

Михаил Воблов, руководитель разработки Interfax.ru: Мы задумались над внедрением микроразметки в тот момент, когда осознали важность социальных сетей, в частности, Facebook, и трафика, который от них поступает. Научиться отображать там наши материалы в удобной форме — с правильной картинкой и с нужной текстовой вставкой, — вот какая задача перед нами стояла. И она решалась при помощи Open Graph, именно поэтому этот тип стал первой внедренной разметкой на нашем сайте.

124abab8c585402798b0f58b9bd89062.png

Теперь же мы задумываемся над тем, как нам еще может помочь микроразметка, в частности, уже для улучшения представленности на поиске. Возможность давать развернутую информацию и хороший лид на карточке новости — это то, что может привлечь нам новую аудиторию. Для такой карточки достаточно указать с помощью Schema.org название, текст и изображение и получить расширенный ответ.

На сайтах СМИ содержатся страницы с разными видами контента — как текстами, так и мультимедийными материалами.

На все страницы статей, новостей и репортажей, на наш взгляд, крайне важно добавить Open Graph — как правило, на отдельные новости ссылаются и пользователи, и группы в своих постах. По тем же причинам рекомендуем использовать Twitter Cards.

15697d7f4a4741b2a932a9b3157b55cb.png

Для новостных сводок и различных текстов подходит разметка CreativeWork, с помощью которой в Яндексе строится структурированный сниппет и остров с карточкой новости.d508ad29329344988aaa80dacd8e8b82.png

Можно указать автора, заголовок и краткое содержание. В данном случае остров строится на основе заголовка и содержания:

Детский театральный фестиваль «Большая перемена» открывается в Москве

Традиционно программа фестиваля состоит из основной и специальной программ. Если основную афишу формируют из зарубежных и российских спектаклей, то в дополнительную входят мастер-классы и встречи, тема которых — театральные технологии и искусство для детей.
Платформа «Острова» находится на стадии бета-тестированияНа страницу с контактами можно добавить разметку Organization или hCard.

Видеохостинги Денис Чудинов, руководитель направления оптимизации Ivi.ru: Мы начали задумываться над внедрением микроразметки лишь в 2012 году, в то время как Яндекс еще в 2010 году стал учитывать первые типы микроразметки. Но лучше поздно, чем никогда :) Однако оказалось, что и в 2012 году в Рунете не было практически никаких примеров ее использования, все были только наслышаны о ней, но совершенно не понимали, как и что внедрять. Поэтому учиться приходилось на собственном опыте: нам ничего не оставалось делать, как самим рассматривать разные варианты, изучать документацию имеющихся стандартов и подсматривать у западных коллег. В общем, экспериментировали. В итоге решили внедрить два типа: Open Graph и Schema.org/Movie, так как они помогают передавать данные поисковым системам и красиво отображаться в социальных сетях.

Для нас это внедрение проходило непросто как с точки зрения разработки, так и с точки зрения понимания, зачем она нужна — на тот момент было не очень очевидно, что даст микроразметка. В общем было ясно только то, Open Graph нужен для социальных сетей, а Schema.org для поисковиков. Кроме того, на тот момент у нас не было отдельной метрики для измерения эффективности разметки, да и не очень было понятно, как эффект именно от ее внедрения можно измерить. Однако прошло немного времени, и мы стали замечать, что из текста сниппетов в Яндексе стали пропадать «левые тексты», они стали более информативными. И это же стали замечать наши пользователи, что не могло наc не радовать.

6b2abaa6fb62485ab7d56c7e8b2ec8d6.png

Сейчас мы продолжаем внедрение микроразметки, в этот раз уже с куда более четкими целями и метриками — чтобы подключиться к обновленной партнерской программе Яндекс.Видео, так как ожидаем после этого существенного увеличения количества посещений с этого сервиса.

Все видеоматериалы можно подробно описать с помощью типа VideoObject от Schema.org или расширения Open Graph от Яндекса. Разметка позволит участвовать в партнерских программах Яндекса и Google и хорошо отображаться как в результатах большого поиска, так и в поиске агрегаторов видео.

011bbd9e4e8d43328c5b03bfa6ef06b7.png

В разметке указываются данные видео: название, длина, номер серии и так далее.

А с помощью разметки Schema.org/Movie можно получить структурированные сниппеты с описанием фильмов в Яндексе: 03a5d57c6f5d48418184f2cdbc10bfd3.png

Для этого необходимо разметить подробную информацию о фильме:

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

режиссерЛеонид Гайдай
Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку; спортсменку, отличницу, и просто красавицу. Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж. Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, однако затем отважно ринулся освобождать кавказскую пленницу
Пользователи могут искать фильмы не только по названию, но и по другим параметрам — жанру, режиссеру или актерскому составу. Такая разметка поможет находить нужные результаты на вашем сайте.На данный момент 30% страниц, известных Яндексу, имеют семантическую разметку. Ответы представителей сайтов — небольшая, но очень показательная часть опыта использования разметки. Если у вас он тоже есть — делитесь в комментариях!

Мы благодарим наших партнеров за ответы и содействие в составлении этой статьи.

На этом серия обучающих постов, посвященных семантической разметке, подходит к концу. Мы писали о различных словарях и о стандартах синтаксиса, о продуктах на основе разметки, а в этой статье рассмотрели живые примеры сайтов Рунета, использующих и рекомендующих разметку.

Надеемся, что эти статьи помогли вам понять, что из себя представляет семантическая разметка и какую пользу может принести вам. В свою очередь, мы, команда семантического веба в Яндексе, будем продолжать создавать продукты и инструменты, способные помочь в работе с семантической разметкой, и продолжать писать о ней.

© Habrahabr.ru