Наука и медитация
Приветствуем вас на страницах блога iCover. Сегодня нам хотелось бы коснуться феномена медитации, давно интересующего передовую научную элиту. Какие процессы происходят в мозгу в это время? Каковы могут, быть последствия медитативных практик для человека, подверженного психическим расстройствам? Кому не рекомендовано, и кому полезно заниматься медитацией? Получить одну из наиболее вероятных версий ответа на эти, и некоторые другие вопросы, составить свое собственное представление о них нам поможет мнение ученых с разных уголков планеты.
Число сторонников медитативных практик с каждым годом прибавляется. Десятки тысяч желающих скрыться от всепроникающего ока НТП отправляется в специализированные школы у себя на родине или за границей, чтобы под руководством знаменитого или местного гуру изменить себя, свое отношение к миру и пополнить арсенал своих возможностей. Некоторые, спустя определенное время, действительно открывают в себе новый, не раскрытый ранее потенциал. Но бывает и по-другому. Достаточно вспомнить случай, происшедший в городе Пуна в 1979 году. Пройдя тридцатидневный медитативный курс в Катманду у тамошнего мастера человек по возвращении выбросился из окна гостиницы. Заметим, что накануне он дал развернутое интервью корреспонденту журнала Humanist и, по мнению журналистки, был абсолютно адекватен, не выказывал ни малейших признаков психического дискомфорта или удрученности.
Примеров, настраивающих на позитивное отношение к медитативным практикам, как и случаев, описанных выше, хватает. А для того, чтобы найти ответ на возникшее: «почему?», попытаемся разобраться с тем, что происходит в мозгу, когда мы медитируем.
Где «Я»?
Дошедшая до нас история всевозможных медитативных практик насчитывает почти 3000 лет. Изначально конечной целью медитации было и остается не достижение состояния глубокой релаксации и снятия нервного напряжения, как это сегодня неверно понимают многие, а полное очищение разума от помех, мешающих достижению состояния внутреннего просветления, как это трактует классический буддизм. Что же подразумевает очищение мозга согласно представлениям современной нейрофизиологии?
Исследования, проведенные специалистами США и Тибета среди людей, практикующих созерцательную медитацию в течение длительного времени показали, что нейронная активность в центрах, отвечающих за переживание внутреннего ощущения счастья вырастала во время тренинга на 700-800%. У начинающих адептов прирост активности процессов составил всего 10-15%. В книге, “Будда, мозг и нейрофизиология счастья”, выпущенной учеными на основании проведенных исследований уточняется, что в первую группу попали испытуемые, отдавшие практике медитации от 10 до 15 тысяч часов, что соответствует времени, потраченному на совершенствование своих навыков спортсменами-олимпийцами. Вместе с тем, пусть в незначительной мере, но схожий эффект наблюдался и у новичков, прозанимавшихся несколько месяцев.
Почти параллельно, группа нейрофизиологов из Университета Осло (Норвегия) установила, что в процессе “недирективной” медитации, позволяющей концентрироваться на дыхании, пока мысли блуждают, активность зон мозга, ответственных за формирование мыслей и чувств, связанных с идентификацией собственного “Я” человека заметно возрастала. “Эти области мозга (“Я” – центры) демонстрируют максимальную активность когда мы отдыхаем – рассказывает Свенн Давангер, специалист Университета Осло. Сеть таких центров можно сравнить с базовой операционной системой, выполняющей взаимосвязанные операции и выходящей на первый план в момент, когда внешние источники проблем не привлекают внимания. Любопытно, что недирективная медитация активизирует эту связанную систему сильнее, чем просто глубокая релаксация.”
Группа ученых из Гарвардского Университета в ходе исследований пришла к выводу, что в процессе медитации объем обрабатываемой мозгом информации значительно уменьшается. Бета-ритм (ритм ЭЭГ, лежащий в диапазоне от 14 до 30 Гц при напряжении 5-30 мкВ) угасает, что позволяет мозгу активно восстанавливаться.
Результаты магниторезонансного сканирования группы людей, регулярно практикующих медитацию на протяжении 8 недель показали, что примерно на 45-й минуте практики мозговая активность большинства отделов мозга практически полностью прекращалась. Затихли теменные участки коры, в ведении которых пребывает обработка сенсорной информации и ориентирование в пространстве и времени, отключились лобные доли, ответственные за принятие решений и планирование, минимизировалась активность таламуса, перераспределяющего информацию органов чувств, угасли сигналы ретикулярной формации, отвечающие за скорость реакции мозга. Суммарно достигнутый эффект позволил мозгу практикующего сконцентрировать внимание на обработке данных, связанных с личностным Я, отодвинув информацию внешнего мира на второй план.
Серотонин, стирающий границы
По мнению далай-ламы медитация – сила, с которой нужно обращаться осторожно. “Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности”.
С мнением верховного духовного лидера Тибета полностью солидарны нейрофизиологи, подтверждающие, что медитативные практики могут плачевно отразиться на состоянии психического здоровья, особенно при подверженности человека каким-либо психологическим расстройствам.
Глава кафедры нейрофизиологии Университета Джона Хопкинса доктор Соломон Снайдер поясняет: в процессе медитации в мозгу продуцируется дополнительный серотонин, один из ключевых нейромедиаторов, корректирующих деятельность многих систем организма. И, если при мягкой депрессии – это скорее плюс, то при избыточных выбросах в состоянии релаксации это может ввергнуть практикующего в состояние, т. н. ”парадоксальной тревоги”, следствием которой становится состояние глубокой печали и панические атаки, а у людей, страдающих шизофренией, в ряде случаев и психоз.
В ходе проведенных исследований доктору Эндрю Ньюбергу из Университета Пенсильвании удалось выяснить, что медитативная практика сокращает интенсивность кровотока в задней части верхнетеменной извилины, ответственной за границы тела и глубокую чувствительность. Это, считает он, и становится объяснением чувства “единения с миром”, которое переживают практикующие на определенном уровне совершенствования. “Если блокировать работу этой извилины, — говорит Ньюберг, — вы потеряете ощущение границы, за которой заканчивается ваше Я и начинается окружающий мир”.
“Медитация однозначно полезна не всем пациентам с эмоциональными расстройствами, — утверждает профессор Ричард Дэвидсон из Висконсина. — У некоторых категорий людей она может спровоцировать крайне нежелательные и даже опасные реакции”. Профессор уверен, что медитативные практики “… способны изменить состояние нейронной ткани в участках мозга, ответственных за способность к эмпатии, за внимание и характерные эмоциональные реакции”. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на отношениях с окружающими людьми и привести к развитию чувства утраты и одиночества, способных подорвать настроение даже психически уравновешенного человека.
Бывший буддийский монах Кристофе Титмусс, ежегодно посещающий виппасану в одной из школ Индии предупреждает, что опыт, переживаемый в ходе посещения таких курсов может быть весьма и весьма травматическим, что в последствии может потребовать круглосуточной коррекции психологического состояния, принятие курсов медикаментов, а в отдельных случаях – госпитализацию.
“В некоторых случаях практикующие испытывают кратковременное состояние ужаса от утраты способности контролировать мозг, и опасаются сойти с ума, — добавляет он. — Находясь вдалеке от привычной повседневной реальности сознание с трудом восстанавливается, так что такому человеку обычно нужна помощь извне”. Вместе с тем, Титмусс отмечает, что медитация вызывает подобные эффекты не сама по себе. “Функция медитативного процесса, как указывал Будда, состоит в том, чтобы он стал зеркалом, отражающим нашу внутреннюю суть”, — рассказывает бывший монах.
Заметим, что техники медитации, используемые в восточных религиозных практиках, при условии контроля со стороны специалиста, оказываются эффективным средством психологической коррекции и психотренинга. Медитативные практики в данном случае применяются в составе методов альтернативной и комплементарной западной медицины.
Кому, по мнению нйерофизиологов, противопоказана медитация"?
Не рекомендованы, а в некоторых случаях и опасны занятия медитацией, по мнению специалистов, для людей, страдающих приступами шизофрении и депрессии, подверженных биполярным аффективным расстройствам и прочим стойким психическим отклонениям. Эксперименты с медитативными практиками в данных случаях могут спровоцировать обострения, психоз и попытки суицида, как в случае, описанном в начале нашей статьи.
В западных школах духовных практик с целью отфильтровать учеников, имеющих явную предрасположенность к психическим расстройствам или не подозревающих о том, что такие случаи имели место в их семейной истории перед вступлением просят заполнить опросник. И это вполне понятно и оправдано, ведь медитация – это способ активной тренировки психики, как бег – способ тренировки ног и сердца. Если суставы и сердечная мышца работают с перебоями, возможно бег разумно будет заменить каким либо-более щадящим видом тренировки или же сократить нагрузки.
Уважаемые читатели, мы всегда с удовольствием встречаем и ждем вас на страницах блога iCover! Мы готовы и дальше радовать вас своими публикациями и постараемся сделать все возможное для того, чтобы проведенное с нами время доставило удовольствие и вам. И, конечно, не забывайте подписываться на наши рубрики и мы обещаем — скучать не придется!
Другие наши статьи