Наши в Ванкувере: как ученый из Кемерово создает виртуального тренера для MIO
Вы наверное уже знаете, что у нас в MadRobots продается инновационный пульсометр Alpha MIO. Но вот чего вы скорее всего не знаете: c этой инновационной канадской компании сотрудничает русский ученый из Кемерово — физиолог Артем Галеев, разработки которого будут использованы в новых продуктах MIO.
Артем с детства интересовался биологией, ходил в кружок зоологов, в девяностом поступил на биологический факультет Кемеровского госуниверситета и попал в лабораторию биохимии. Там к страсти к биологии добавилась новая — любовь к программированию.
На биофаке в лаборатории стоял компьютер, к нему был подключен датчик, который анализировал гемолиз эритроцитов — распад клеток крови. Артема увлекли новые возможности, и он написал программу, которая данные с датчика превращала в осмысленную информацию.
В 1993 году, учась в университете, Артем заинтересовался изучением вариабельности сердечного ритма как способа анализировать здоровье. А спустя всего два года вышла первая крупная научная работа на эту тему, подтвердившая перспективность этого направления.
Тут, простите, не обойтись без небольшого ликбеза. Вариабельность сердечного ритма — это изменения интервала между сердечными сокращениями сердца. Интервал меняется в ответ на воздействие каких-либо факторов, как внешних, так и внутренних.
Еще в шестидесятых годах ученые поняли, что, изучая вариабельность сердечного ритма, можно получить очень много информации о состоянии человека. Но тогда компьютеры были слабые, а вручную обработать информацию с датчиков было слишком сложно.
В отличие от температуры тела, вариабельность индивидуальна. Если у человека температура 38, очевидно, что он болеет. А вот одни и те же показатели вариабельности у разных людей могут означать совершенно разные вещи.
В кардиологии анализ вариабельности использовался при диагностике сердечных заболеваний, и ученые задумались о том, как расширить сферу применения этих данных. На четвертом и пятом курсах Артем изучал вариабельности ритма сердца у детей, пытаясь понять, как это влияет на их успеваемость и физическое состоянии.
После университета он поступил в аспирантуру, но исследования отошли на второй план — он начал заниматься рекламой, основав собственное агентство с полным циклом услуг по размещению наружной рекламы.
Развитию российской науки помог кризис 1998 года: в бизнесе начались проблемы. А Артем как раз защитил диссертацию.
Он создал программное обеспечение, которое позволяло максимально эффективно обсчитывать данные, идущие с датчиков, и на основе этих данных давать рекомендации. Изначально программа была разработана, чтобы оценивать функциональное состояние у детей школьного возраста. Задача заключалась в том, чтобы дать оптимальную физическую нагрузку и улучшить общее состояние детей.Сфера применения разработок могла быть намного шире — например, в качестве устройства для спортсменов-любителей, которое позволит сделать тренировку более эффективной. Со временем Артем собрал серьезную базу данных, которая содержала информацию не только по детям, но и по взрослым.
Два года Артем пытался найти инвестора в России. Проект попал в финал конкурса журнала «Эксперт», но не занял призовое место. С инвесторами дело обстояло еще хуже. Вот как этот период описывает сам Артем:
«Сейчас рынок венчурных инвестиций есть. Тогда же его просто не было. Можно было вести разговоры месяцами, годами, и кто-то мог даже демонстрировать интерес, но поскольку рынок был сырой, никто не был готов вкладывать в стартапы, в особенности связанные с железом. Те, с кем мы вели переговоры, были готовы вложить деньги в готовый бизнес, у которого есть уже доход, при этом почему-то называя это венчурными инвестициями, хотя венчурные инвестиции предлагают вклад на раннем этапе развития компании. Даже сейчас почти все венчурные инвесторы хотят, чтобы компания показала уже какой-то доход, но тогда это было просто правилом».
Пока Артем искал деньги, он научился продавать свое программное обеспечение — покупали его в основном за пределами России. Используя полученные доходы, Артем все-таки занялся и железом, разработав проект собственного датчика, который мог считывать данные с кардио-пояса в реальном времени, позволяя правильно планировать тренировки. Этот проект уже победил на конкурсе «Старт», Артем и его команда получили грант, которые вложили в организацию производства. Но потом стало ясно, что спортсменов не так много, рынок узкий, а для выхода на массовую аудиторию нужно уметь считывать данные постоянно, а не только во время тренировок — тогда это позволило бы, например, анализировать уровень стресса.Своими силами наладить производство и построить инфраструктуру для такого девайса было тяжело. Российский рынок любителей фитнеса не сопоставим с мировым. Поэтому Артем пытался выйти на западные венчурные фонды. Он обратился и к лидеру по производству датчиков сердечного ритма — компании Polar. Но там ему даже не ответили.
А вот в MIO ответили. MIO — это компания, которая с 1999 года занимается производством устройств, которые помогают тренироваться без лишних хлопот. Основатель компании Лиз Дикинсон поставила целью сделать удобный пульсометр, бегать с поясом на груди ей совсем не хотелось. И она добилась поставленной цели.
Ранние модели, правда, требовали время от времени прикладывать пальцы к устройству, когда хотелось измерить пульс. Это освобождало от необходимости носить неудобный пояс, но было далеко от идеала. С годами компании удалось создать часы Alpha MIO без нагрудных поясов, которые работали в любых условиях, на высокой скорости и под водой.
Часы для спорта неспроста были разработаны в Ванкувере. Здесь один из любимых видов отдыха — хайкинг. На фото 286 тропа для хайкинга Grouse grind trail длиной 2.9 км.
Ванкувер — зеленый город. Это парк Pacific spirit всего в трех километрах от офиса.
У MIO большие планы: в их числе — замысел выпустить часы, которые регистрировали бы вариабельность сердечного ритма. Поэтому в компании и заинтересовались разработками российского ученого из Кемерово.
MIO приобрела технологию Артема Галеева и наняла его в качестве консультанта по физиологии. Разработки российского ученого будут использоваться в приложении-компаньоне к часам MIO Alpha, которое будет давать советы по тренировкам на основе вариабельности сердечного ритма. Так пульсометр превратится из просто измерительного прибора в личного виртуального тренера (которого и помогает создать Артем).
Работы еще много. На стыке мобильных технологий и медицины можно создать множество интересных сервисов, которые способны реально изменить жизнь людей. Одно из экзотических, но тоже интересных направлений — «цифровая йога». По сути это — разработка системы упражнений, построенных на основе биологической обратной связи и предназначенных для снижения уровня стресса. Слово Артему:
«У пациента измеряются параметры вариабельности сердечного ритма, которые характеризует состояние его нервной системы. И они в реальном времени визуализируются в какой-то образ на экране компьютера или телефона. Например, в цветок. Программа анализирует состояние человека и понимает, что его параметры не оптимальны. Тогда показан закрытый цветок. На экране появляется надпись: «Расслабьтесь и постарайтесь, чтобы цветок распустился». Человек смотрит на цветок и пытается найти внутренние ощущения, которые его приведут к такому состоянию, что цветок распустится. Если у него не получается, есть несколько способов ему помочь. Научно доказано, что после десяти таких тренировок у человека формируется устойчивый стереотип поведения, и если он начинает испытывать стресс, то у него организм подсознательно использует эту методику для расслабления или для коррекции внутреннего состояния. Я предполагаю, что в 2015 году эта система уже будет на мобильных платформах и может быть будет встроена в часы».
Звучит круто, правда? Компания MIO, где Артем работает консультантом, расположена в Ванкувере, а сам он живет в Кемерово. В основном, конечно, связывается с коллегами через интеренет, но иногда ездит (летает) в офис.
Типичная атмосфера офиса MIO.
Артем говорит, что теперь у него практически идеальные условия для работы — есть и деньги, и свободное время для занятий инновационными проектами. Параллельно он работает в научном институте, который изучает сердечно-сосудистые заболевания. А также координирует ряд проектов, разрабатывающих другие инновационные штуки. Команда Madrobots желает ему всяческих успехов.
В завершение текста несколько духоподъемных слов от Артема:
«Наука вообще невероятная вещь. Когда открываешь что-то действительно новое, это непередаваемые ощущения. Когда получаешь данные первым в мире, это захватывает. Это игра, но она влияет на реальность. Людей с определенным складом ума это увлекает. И траектория моего развития позволила мне прийти к тому месту, где я оказался, и иначе быть, кажется, не могло».