НАСА заключает контракты на разработку посадочного лунного модуля с частными компаниями
Источник: SpaceNews
Похоже на то, что возвращение на Луну становится более реальным проектом, чем первый визит человека на Марс. О том, что Луна приоритетнее Марса, говорят сейчас многие чиновники в США, а также президент этой страны, так что НАСА, как государственная организация, постепенно адаптирует свои программы под текущие требования и тенденции.
Поскольку высадка на естественный спутник нашей планеты с высокой степенью вероятности будет осуществлена в ближайшие несколько лет, необходимо разработать все необходимые устройства и транспортные элементы, которые сделают возможным такое путешествие. В частности, нужен надежный посадочный модуль, который бережно опустит команду космических путешественников на поверхность Луны.
В конце этой недели агентство объявило о том, что оно заключит контракты на разработку посадочного модуля с частными компаниями. Уже выбрано девять претендентов, которые будут соревноваться за право получить весьма выгодный контракт. Речь идет о двух миллиардах долларов.
Руководитель НАСА заявил, что агентство планирует развернуть надежную инфраструктуру, позволяющую путешествовать на Луну и обратно. На это упирает и Дональд Трамп, который заявил о своей полной поддержке новой лунной программы.
Что касается средств, выделенных на «лунные» контракты, то речь идет о $2,6 млрд, которые должны быть освоены за 10 лет. Полеты на Луну должны начаться уже в следующем году. Каждый год должно осуществляться два лунных рейса, за 10 лет это 20 полетов туда и обратно.
НАСА не стало разрабатывать необходимые элементы путешествия самостоятельно, поручив это сторонним компаниям. Возможно, вскоре человечество вступит в «лунную эру», отправив на Луну команды космошахтеров, которые будут добывать полезные металлы и изотопы.
Стоит отметить, что задача высадки на Луне достаточно сложная. К примеру, многомиллионная программа Google Lunar X Prize, цель которой — отправить небольшой ровер на Луну, так и осталась незавершенной. Она стартовала в 2007 году, за главный приз в $20 млн сражалось несколько компаний и организаций. В итоге не победил никто, а программу, насколько можно судить, просто свернули.
Относительно молодой кратер на Луне. Источник: NASA/GSFC, Arizona State University
Похоже на то, что НАСА планирует повторить успех контракта со SpaceX. Илон Маск добился заключения договора с агентством и теперь SpaceX занимается космическим извозом — грузы (а вскоре и людей) отправляют на МКС и обратно. Обе стороны, насколько можно судить, довольны сотрудничеством.
Лунная программа предусматривает создание посадочного модуля, о котором говорилось выше. Но он небольшой, так что людей, скорее всего, с его помощью отправлять на поверхность Луны не будут. Но такие платформы смогут проводить определенные исследования на Марсе, доставлять небольшие грузы, включая и те, что помогут получше изучить Луну. В частности, регионы, граничащие с южным и северным полюсами Луны — там есть кратеры, на дне которых есть замерзшая вода.
Именно эти места и будут исследовать ученые — ведь вода будет нужна будущим колонистам, которые отправятся на спутник Земли уже в скором времени.
Список компаний, с которыми заключены договоренности, включает 9 названий:
- Astrobotic Technology of Pittsburgh;
- Deep Space Systems of Littleton, Colo.;
- Draper of Cambridge, Mass.;
- Firefly Aerospace of Cedar Park, Tex.;
- Intuitive Machines of Houston;
- Lockheed Martin of Littleton, Colo.;
- Masten Space Systems of Mojave, Calif.;
- Moon Express of Cape Canaveral, Fla.;
- Orbit Beyond of Edison, N.J.
У всех есть тестовые варианты технологии, то есть посадочной платформы, но никто не завершил разработку — образцы «доводят». Большинство проектов, скорее всего, не будут завершены до 2021 года.
В НАСА понимают, что при такой форме партнерства есть риски. Поэтому руководство не будет слишком переживать, если кто-то не доберется до финишной прямой. Зато если одна или сразу несколько компаний создадут надежный лендер, то овчинка стоит выделки — деньги были потрачены не зря.