Наша модель мотивации персонала

Представляем вам свою разработку — карту методов мотивации персонала. Наша модель проста, удобна и практична. Применяется при внедрении корпоративных порталов и корпоративных социальных сетей.

image

Зачем она нам понадобилась?

Во-первых, тема мотивации сама по себе достаточно сложная и есть много моделей, ее описывающих. В основном они созданы для западной культуры, иногда друг другу противоречат, иногда остаются на теоретическом уровне. Но, например, как вам поможет пирамида ценностей г-на Маслоу при работе с российскими клиентами? Нужно что-то более практическое.

Во-вторых, мотивация — это наиболее частый вопрос, которым люди интересуются, когда узнают, что мы внедряем корпоративные порталы или корпоративные социальные сети. Причем «внедрением» мы называем не столько кнопочки, сколько вовлечение пользователей в работу с порталом. И на этот вопрос надо быстро и понятно отвечать.
Модель базируется на двух постулатах:

  1. «Три эмоции управляют практически любым человеком: первая — страх, вторая — жадность, третья — тщеславие» (первоисточник);
  2. «Добрым словом и револьвером вы добьетесь большего, чем одним добрым словом» (первоисточник).


Мне самому не очень нравятся приведенные негативные определения, поэтому я заменил их на противоположные. Вместо страха получились комфорт и интерес, вместо тщеславия — престиж и признание, вместо жадности — выгода и польза. Желающие могут заменить доброе слово и револьвер кнутом и пряником. В итоге получилась вот такая матрица.

Рамка для модели мотивации

Снизу по оси ординат должны находиться материальные способы мотивации. Посередине — внешние способы, направленные на нематериальную мотивацию. В верхней части — способы, направленные на внутреннюю мотивацию. Как несложно догадаться, слева расположены способы добровольные, справа — обязательные.

Известные нам способы мотивации мы наложили на эту карту. И вот что у нас получилось.

Карта мотивации сотрудников

Вот расшифровка:

  • Болталка — пользователи могут использовать портал вместо «курилки»;
  • Игры, квесты — методы геймификации рутинных задач;
  • Дублирование новостного канала — если у вас была корпоративная газета, журнал, или емейл рассылка, то они остаются, и к ним добавляется еще один;
  • Мероприятия в сети — подготовка и онлайн продолжение офлайн мероприятий происходит в корпоративной социальной сети;
  • Замена новостного канала — то же что и дублирование, но только теперь старые способы доставки новостей упраздняются;
  • Отключение FB и VK — если у вас молодой коллектив, то отключение соцсетей может заставить людей идти общаться на портал, кроме этого, такой способ общения намного безопаснее.
  • Бейджи и рейтинги — такие классные значки и полоски, которые демонстрируют вашу крутость (я вот недавно получил сертификаты Jive Internal Community Manager и Jive External Community Manager и жду не дождусь, когда же за это мне дадут бейджики);
  • Грамоты, благодарности, доска почета — способы вас прилюдно подбодрить;
  • Истории успеха — рассказы о том, какие молодцы те, кто стал с пользой работать на портале;
  • Наказание сопротивляющихся — неприятная, но иногда необходимая мера;
  • Личный пример руководителя — на самом деле, один из самых мощных способов мотивации;
  • Обязательный процесс — это когда какой-либо необходимый бизнес-процесс доступен только через портал;
  • Привязка премии или бонуса — доплата пионерам-первопроходцам, использующим портал;
  • Демонстрация полезности — объяснение личной выгоды для пользователя;
  • Виртуальная валюта — пряники, кролики, репы или еще что-нибудь, на нее можно купить в корпоративном магазине какие-нибудь полезности;
  • Цветовое выделение ничего не значит и сделано для красоты.


Как можно применять карту мотивации?

  • Покажите карту директору по персоналу и поинтересуйтесь, какие из этих методов работают лучше. Получите первое приближение и можете пробовать.
  • Когда вы начнете подыскивать методы мотивации для вашей задачи, то все одновременно способы использовать не надо. У каждой целевой аудитории доминируют свои факторы мотивации, и у каждой организации есть своя проверенная на опыте доминанта способов мотивации, которую надо выявить. Например, был у нас опыт работы с компанией, которая использует элемент сверху таблицы и снизу, а элементы посередине — нет.
  • Многие вещи из левой части таблицы входят в функциональность корпоративных социальных сетей. Используйте их.
  • Есть очень-очень мало примеров, когда внедрение происходило исключительно добровольными способами. Как правило, всегда используются обязательные элементы. Вопрос в том, насколько красив фантик, в который вы их обернете.
  • Внутренние мотиваторы сконструировать невозможно, они просто есть. Внешние можно создать искусственно.
  • Всегда используйте личный пример руководителя.


Полагаем, что при незначительной модификации модель можно использовать при внедрении различных систем массового использования, не обязательно только порталов.

*****

Наша модель находится в стадии доработки. Поэтому будем Вам рады за обратную связь.

Владимир Иваница Facebook | LinkedIn
основатель компании Супереон

© Megamozg