Найдена необычная тёмная галактика, почти не испускающая свет

eb4dff761621fb918fdbc973b6e6fb00.jpg
Местонахождение галактики FAST J0139+4328 в (а) оптическом, (b) ближнем инфракрасном, © ближнем ультрафиолетовом и (d) ультрафиолетовом свете. Жёлтые кружочки a и b — звёзды на переднем плане.

Обычно галактики состоят из миллиардов ярких и не очень звёзд, пыли и газа, большого количества невидимой тёмной материи и сверхмассивной чёрной дыры в центре. Однако недавно обнаруженная карликовая галактика FAST J0139+4328, расположенная в 94 млн световых лет опровергает подобные ожидания. Она не излучает света в видимом диапазоне. Да и в принципе почти ничего не излучает.

Судя по всему, FAST J0139+4328 принадлежит к редкому виду тёмных галактик. Кроме небольшого количества звёзд, галактика состоит в основном из тёмной материи. Работа с описанием находки опубликована в журнале The Astrophysical Journal Letters и на препринт-сайте arXiv.
Авторы работы считают, что найденная ими галактика представляет собой изолированную тёмную карликовую галактику. И это первая такая галактика, обнаруженная в ближайшей к нам части Вселенной.

Тёмная материя присутствует практически во всех галактиках, добавляя гравитационного взаимодействия, удерживающего звёзды вместе. Вероятно, и в этой тёмной галактике её достаточно много — иначе существующие там звёзды просто разлетелись бы в разные стороны. Но у этой теории есть проблема. В компьютерных симуляциях никак не получается сделать так, чтобы распределение тёмной материи по Вселенной соответствовало тому, какое количество карликовых галактик, движущихся по орбитам вокруг более крупных галактик, мы наблюдаем. По расчётам их должно быть гораздо больше. Эта проблема известна под названием проблема дефицита карликовых галактик.

Судя по тому, что удалось увидеть астрономам, суммарная масса всех её звёзд никак не может превышать 690 тыс. солнечных масс. При этом, судя по скорости её вращения, вся галактика имеет массу около 5,1 млрд солнечных. Получается, что она состоит из тёмной материи на 98%.