Надгробья современного геймдева. Лаунчеры
Неоригинальность, избыточная политкорректность, презрение к правам пользователей, лутбоксы, неудачные перезапуски франшиз…
Мы, геймеры, привыкли к тому, что «постоянно что-то не так» с нашим любимым хобби. И чем больше времени проходит — тем больше этого самого «чего-то не так».
При этом, мы обычно упускаем из вида факт, что мы уже набрались негатива перед заходом в «очередную неудачную игру».
Нет, правда. Между идеей «а не сыграть ли мне во что-нибудь» и собственно запуском игры существует уйма промежуточных шагов — на каждом из которых современного геймера обязательно ждёт по паре нехороших сюрпризов. Конечно же, когда игрок доберётся до игры — впечатление от неё будет заведомо слегка подпорчено. Попробуем разобраться, почему.
Сегодня в прицеле — лаунчеры. Что с ними не так? Обзор с наглядными примерами.
Лаунчер неизбежен
Времена, когда для запуска игры было достаточно просто что-то купить, распаковать и запустить, уже почти совсем ушли в прошлое вместе с 3.5» дискетами и псевдографическими файловыми менеджерами.
В наши дни геймер, которому приспичило поиграть, вынужден:
Сначала бороться с лаунчером в поисках нужной игры.
Затем надеяться, что пройдёт оплата либо активация.
Потом ждать загрузки файлов игры. Даже если игра браузерная.
И только затем, если игра запустится, — поиграть.
За редким исключением, на КАЖДОМ из этих этапов игрок вынужден взаимодействовать с лаунчером.
Казалось бы, совершенно ничего особенного. Типовой путь «выбрать — оплатить — забрать — использовать», которым следует абсолютно любой товар вот уже которую тысячу лет…
…но в современном IT типовые пути не работают.
Сценарии использования натягиваются на технологический стэк (а не наоборот). Удобство использования приносится в жертву Маркетинговому Молоху. Гигабайты и гигагерцы пользователей транжирятся на что угодно, кроме выполнения основных функций приложения.
А типовой путь товара с прилавка на полку покупателя? Пффффф, есть же задачи поважнее, да и дедлайн близко, в скоуп не влезло, и т. д., и т. п.
Результат: крайне удивительные решения, которые работают и в ущерб продавцу, и в ущерб покупателю.
Поясню популярными примерами. Буквально один-два самых неудачных на каждый из четырёх перечисленных шагов.
Статус: «В активном поиске»
Если покупатель не заметил нужный ему товар — он не может попытаться его купить.
Этой аксиоме столько же тысячелетий, сколько самой торговле. Необходимость максимально облегчить выбор товара по потребностям покупателя не может быть пропущена. Лаунчер (являющийся, помимо прочего, цифровым аналогом физической витрины ПЛЮС продавца-консультанта) должен хотя бы не мешать этому процессу активно.
Реализовать удобство выбора для покупателя можно уймой способов — было бы желание. Но, как всегда, «что-то пошло не так»…
Bethesda.net. И выбора нет
Вернее, выбор… существует…, но лучше бы его, наверное, не было совсем. Потому, что от его наличия к лучшему не меняется абсолютно ничего.
Неудивительно, что этот лаунчер умирает: от него не может быть прибыли. Выбора то нет. А от покупок, сделанных без выбора, проблем (со вполне конкретными счислимыми издержками) намного больше, чем прибыли, -, но это тема для отдельной статьи.
К счастью, в этом лаунчере предусмотрен переход на внешний сайт-витрину, на котором даже можно выбрать желаемый жанр игры. Этого мало -, но лучше, чем ничего.
Battle.net. «Кто не с нами — тот всё равно с нами»
Второй способ наступить на те же грабли: вывалить в основное окно лаунчера все игры подряд (независимо от того, куплены они, не куплены…) — и разделить их… по ЕДИНСТВЕННОЙ фирме-издателю.
«Вы хотите игры от Activision-Blizzard или от Blizzard-Activision?» — какая ирония…
В отличие от примера Бесезды, специализированное окно-витрина в лаунчере от Близзард присутствует -, но и там выбор возможен исключительно по названию игры.
Что крайне наивно и недружелюбно для ещё не «втянувшейся» в их франшизы публики.
Выбор между шестью вариантами Call of Duty превращается в самую настоящую борьбу ввиду отсутствия деления по поджанрам и невменяемой организации собственно страницы игры на этой витрине, прекрасно отвечающей на вопрос «почему» («Получите набор оружия 'Линия фронта'!») нужно купить эту игру, но абсолютно не поясняющую, «зачем» (жанр-сюжет-рейтинги-etc)…
«В честном отъёме средств отказано»
Нулевое правило любого связанного с приёмом-передачей денег бизнеса: ничто не должно отвлекать пользователя от акта оплаты.
Если покупка импульсивная — любая попытка отвлечь покупателя от оплаты может закончиться отказом «потому, что передумал».
Если покупка не импульсивная — шанс провала несколько ниже, но и причин может быть намного больше: от попыток выманить скидку до желания выбрать более дешёвый товар (причём, покупателю всегда кажется, что дешевле ТОЧНО будет где-то в другом месте).
Но даже на этом самоочевидном моменте — можно выстрелить себе в ногу! И ведь стреляют же!
К сожалению ли, к счастью ли, в силу текущих событий все проблемы с актом оплаты затмил и превзошёл иной, куда более страшный, грех (который эпизодически встречался и раньше -, но за минувший месяц началась форменная эпидемия этого непотребства).
А именно: «показать товар, но запретить покупку, сказать об этом в последний момент». Например, как в свеженьком EA App от Origin и используемых им платёжных агрегаторах:
«Вы, главное, пробуйте, а вдруг получится!»
Мы-то с вами знаем, в чём дело и как быть дальше. А обычному игроку в такой ситуации остаётся только легально фрустрировать. Не надо так. Никогда. Совсем никогда. Даже если очень хочется.
Качка-скачка-водокачка
Казалось бы, уж на этом то этапе сложностей для пользователя быть не должно: выбор уже сделан, деньги уплочены и осталось только немного подождать, чтобы погрузиться в мир виртуальных фантазий…
Агаааааа, как же!
Смотрите, какая закавыка. Пользователь уже в курсе, что он купил. Пользователь уже начал скачивать купленное. Всё, что ему нужно знать на этом этапе — это когда же он сможет наконец поиграть в скачиваемую игру.
Но создатели лаунчеров упорно пихают в окно загрузки лишние данные, что откровенно мешает.
Рекордсменом по этой части недавно, но надолго, стал Steam — хотя, казалось бы, там неглупые люди работают…
Встроенная мини-игра «Найди Время»
В этом окне загрузок прекрасно всё — и бессистемное дублирование произвольной информации, и графики «чтоб было», и крайне глючная поддержка перестановки игр в очереди перетаскиванием… вот только самое главное — когда же я смогу поиграть наконец?! — в этой куче инфомусора совершенно не видно.
С кем не бывает. Featurebloat driven development — он такой…
«С вашими деньгами у нас проблем нет.» © Джон Статхельм
Казалось бы, уж с запуском то проблем никаких быть не должно. Мы же потребитель!… Потребитель всегда прав!… Мы же заплатили!…
Да, да, конечно…
Даже на этом самоочевидном в плане простоты шаге кроется колоссальное количество совершенно неожиданных проблем, бьющих больно и произвольно.
Например, лаунчер может не открыться (при этом, игры превратятся в тыкву). DRM может отказать. Лаунчер может выжрать все ресурсы компьютера. Лаунчеру может показаться, что для игры существует обновление, и он может начать пытаться его качать.
Последними двумя пунктами вот уже который год щеголяет достославный GOG Galaxy 2.0, регулярно портящий установки игр и на каждое мельчайшее обновление пытающийся узурпировать ресурсы жёсткого диска полностью.
Причём, без Galaxy — хуже. Потому, что DRM-free установщики у GOG настолько оптимизированы, что требуют до 500GB свободного места для установки обновлений. Опять. Проблеме не первый год…
Конечно же, игроки в Cyberpunk 2077 в среднем немножко сердиты, когда играют в эту игру. С такими то проблемами на пути от покупки до запуска и потом при каждом обновлении игры…
Что делать?
Вариантов мало:
Терпеть.
Полностью переходить на DRM-free либо альтернативные магазины-витрины типа сами-знаете-какого.
Использовать программное-обеспечение-посредник, чтобы свести общение с лаунчерами к минимуму.
Использовать папку с ярлычками от игр, собранными вручную, и блокнотик с единым списком купленных игр.
Но вот беда.
Терпеть больно и обидно.
DRM-free версии не всегда существуют (и не всегда легально доступны).
А иные отдельные магазины нежелательны для посещения по личным причинам (да и уже купленные игры туда не перенесёшь).
ПО-посредники существуют -, но подвержены своим, особым проблемам:
упомянутый ранее Galaxy 2.0 беспощадно тормозит, если у пользователя сколь-либо большая библиотека игр,
Playnite не всегда способен проимпортировать всю библиотеку, слишком зависим от поставляющих плагины волонтёров и развивается в хорошем, но странном направлении,
Lutris — эксклюзив для Linux,
Pegasus — находится в состоянии наираннейшей альфа-версии и изначально свернул не туда в своём развитии (впрочем, у них ещё есть шанс…)
А собирать ярлычки от игр в папочку — лень и глупо. Ведь IT — это про автоматизацию, какая ручная работа, о чём это я…
Остаётся терпеть.
Терпеть и надеяться, что когда/если вследствие современной политики импортозамещения возникнет Исконно Славянский Лаунчер для Игр — то он избежит всех этих недоразумений.
И позволит нам, геймерам, предаваться любимому хобби без необходимости нервничать лишний раз.
Лаунчеры — это не единственное надгробье на кладбище лучших намерений геймдева.
Возможно, в следующий раз мне в прицел попадёт какое-нибудь ещё надгробье.
Например, упомянутый в этой статье дивный термин Featurebloat driven development — разновидность развития проекта, при которой единственным смыслом развития проекта становится бесконтрольное добавление нового функционала, а-ля раковая опухоль.
Или жертвоприношения Маркетинговому Молоху в ущерб всем остальным частям процесса разработки видеоигры.
Или ещё чего-нибудь…
Возможно, эти статьи не нужны. Возможно, даже эта статья не покинет Песочницы.
Но если о проблеме не говорить — то как выработать для неё решение? Водиночку такое не решаемо, понимаете ли…
Поэтому — говорим, говорим вместе, думаем, изобретаем.
И ни в коем случае не сдаёмся. Мы, геймеры, — оптимисты и всё преодолеем.
Ведь правда?