Начался первый в истории выход в открытый космос двух женщин

9fcgb5_jdslbyw2m5guv0_jtq04.jpeg

Сейчас в прямом эфире происходит первый в истории выход в открытый космос двух женщин. В двойной процедуре выхода участвуют американские астронавты Кристина Кук и Джессика Меир с борта Международной космической станции (МКС). Их задача — провести работы по замене блока зарядки-разрядки аккумуляторной батареи (Battery Charge/Discharge Unit — BCDU) в системе электропитания американского сегмента МКС, с которым недавно возник целый ряд проблем. На данный момент их выход в открытый космос только начался (астронавты недавно покинули выходной шлюз МКС и уже работают в открытом космосе) и это событие можно увидеть онлайн на сайте НАСА.

Прямая трансляция выхода Кристины Кук и Джессика Меир в открытый космос:

Ранее планировалось, что первый в истории только женский дуэт выйдет в открытый космос в конце марта с участием американок Энн Макклейн и Кристины Кук, однако эта процедура не состоялся из-за того, что для Энн Макклейн не нашлось подходящего ей по размеру рабочего скафандра. По данным НАСА, на Энн Макклейн и Кристину Кук подходили верхние части скафандра среднего размера, а на тот момент оказалось, что именно такого размера на МКС есть только одна часть скафандра. В НАСА тогда решили, что 29 марта 2019 года в открытый космос выйдет Кристина Кук с астронавтом Ником Хейгом. Позднее на МКС был специально доставлены части скафандра нужного размера, но выход в космос двух женщин был отложен.

И вот, 18 октября 2019 года в 7:50am ET (14:50 МСК) должен быть осуществлен выход в открытый космос сразу двух женщин, являющихся астронавтами НАСА. Это будет четвертый выход в открытый космос с МКС для Кристины Кук и первый для Джессики Меир. Теперь в мире будут пятнадцать женщин, побывавших в открытом космосе за всю историю его покорения, причем Кристина Кук стала четырнадцатой совсем недавно.

Кристина Кук также идет и на другой рекорд. Планируется, что срок нахождения Кристина Кук на МКС составит 335 дней, что станет самым длительным одиночным непрерывным пребыванием в космосе для женщины. Она прибыла на МКС 15 марта 2019 года, а только в феврале 2020 года будет возвращаться на Землю.

29 марта 2019 года Кристина Кук и астронавт Ник Хейг совершили выход в открытый космос для проведения работ на внешней поверхности МКС. Выход в открытый космос продолжался 6 часов 45 минут.

6 и 11 октября 2019 года Кристина Кук вместе с астронавтом Эндрю Морганом совершила выход в открытый космос для замены водородно-никелевых элементов на новые литий-ионные батареи на дальнем конце портовой фермы МКС. Продолжительность выхода в открытый космос составила: первый выход — 7 часов 01 минута, второй выход — 6 часов 45 минут.

krmk5a4rln8gvt53z4xqdczd1d0.jpeg
Кристина Кук в открытом космосе, 6 октября 2019 года. Источник: НАСА.

e-mwcxvz3l4voursnqvwgzxqlc0.jpeg
Кристина Кук в открытом космосе, 11 октября 2019 года. Источник: НАСА.

Отвечая в ходе телеконференции, транслировавшейся на сайте НАСА, на вопрос о том, не слишком ли велика будет физическая нагрузка на Кристину Кук из-за такого количества выходов в космос подряд, представитель НАСА напомнила, что во время полетов американских кораблей многоразового использования Space Shuttle астронавты осуществляли выходы в космос с суточным перерывом. «На МКС другой ритм работы и мы снижаем уровень других нагрузок при подготовке к выходу в космос», — пояснила представитель НАСА.

Опыта работы в открытом космосе у Джессики Меир еще не было. Она на МКС с 25 сентября 2019 года и во время выходов астронавтов в открытый космос занималась координированием и обеспечиванием поддержки ремонтных действий своих коллег на поверхности станции. Джессика Меир управляла дистанционным манипулятором, который был задействован в операции для переноса батарей снаружи МКС.

yk8do4e3-vr2mho9pfbkggazajy.jpeg
Эндрю Морган и Кристина Кук (в скафандрах), Джессика Меир и Лука Пармитано (в центре), 6 октября 2019 года. Источник: НАСА.

Подготовка к выходу началась за несколько дней, 17 октября 2019 года Джессика Меир с помощью Кристины Кук впервые примеряла на МКС свой скафандр.

vgd6mrzj0l7ad2d_7r90e8sw2bm.jpeg

Кристина Кук и Джессика Меир (примерка скафандра), 17 октября 2019 года. Источник: НАСА.

kkcbyinlixs3zqkmo39mb3wacia.jpeg

dy9qakq3pydafjbsymfyx3q2vvq.jpeg

Кристина Кук и Джессика Меир готовят скафандры и инструменты для совместного выхода в космос, 17 октября 2019 года. Источник: НАСА.

_subapjqdmubwjtd1gsu3_exfhg.jpeg

rk_wd7cyadsw5szvg_d64qm6bru.jpegКристина Кук и Джессика Меир в скафандрах, их коллеги астронавты проверяют и доукомплектовывают их оборудование перед выходом в космос, 18 октября 2019 года. Источник: НАСА.

Кристина Кук во время выхода в открытый космос назначена командиром этого небольшого экипажа и получила позывной номер EV1 (extravehicular crew member), ее скафандр был с красными полосами, чтобы можно было визуально их различать между собой на удалении. Джессика Меир получила второй номер EV2 и скафандр без полос.

Планируется, что в течение шести часов Кристина Кук и Джессика Меир будут заниматься ремонтом вышедшего из строя элемента системы энергопитания, который обеспечивает подачу энергии на станцию в период, когда она находится в тени Земли. Этот блок вышел из строя в минувшие выходные. Хотя эта неисправность не ставит под угрозу безопасность экипажа станции или ход научных экспериментов, тем не менее в результате неполадки станция не получает дополнительного энергопитания от установленных ранее новых литий-ионных аккумуляторов, питающихся от солнечных батарей станции. В конце апреля аналогичная неисправность элемента электропитания МКС была ликвидирована без участия астронавтов, вышедший из строя блок был заменен при помощи робототехники, контролируемой с Земли. В этот раз для замены детали, проработавшей на МКС последние 19 лет, понадобилось участие двух астронавтов.

Кроме того, Кристина Кук и Джессика Меир должны провести подготовительные работы для последующего ремонта размещенного на поверхности станции альфа-магнитного спектрометра, где будут установлены новые насосы системы охлаждения этого научного прибора.

На данный момент астронавты заняты выполнением процедур сложных технических работ за бортом станции. За действиями Кристина Кук и Джессика Меир в открытом космосе сейчас наблюдают изнутри МКС россияне Александр Скворцов и Олег Скрипочка, американец Эндрю Морган, а также представитель Европейского космического агентства итальянец Лука Пармитано.

Первый выход в космос был совершен советским космонавтом Алексеем Леоновым в скафандре «Беркут» 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» с использованием гибкой (надувной) шлюзовой камеры. Первый выход в открытый космос продолжался 12 минут и 9 секунд. Легендарный советский космонавт скончался 11 октября 2019 года на 86-м году жизни.

946r6mjlk_kupsn7caoi6jxrtkw.jpeg

Первой женщиной, вышедшей в открытый космос в скафандре «Орлан» 25 июля 1984 года, стала советский космонавт Светлана Савицкая. Выход в открытый космос продолжался 3 часа 35 минут. Савицкая полетела в космос лишь спустя 19 лет после старта в 1963 году Валентины Терешковой, первой в мире женщины-космонавта.

_jp-ybgxflt2au08yqxhc6mhtwk.jpeg

На несколько месяцев позже 11 октября 1984 года в открытый космос вышла Кэтрин Салливэн, астронавт НАСА. Она провела в открытом космосе 3 часа 29 минут.

Самым длительным выходом в открытый космос у женщин на данный момент считается выход американки Сьюзан Хелмс 11 марта 2001 года, который длился 8 часов 56 минут.