Начальник, что мне делать для того, чтобы получать больше денег

habr.png

Как часто вы слышали от своих подчиненных такой вопрос? Почему именно этот вопрос о повышении верный? Давайте разбираться вместе.

Представим себе программиста Ивана, который работает в компании какое-то время. По разным причинам так могло получиться, что у него уже давно не было повышения. А он его очень ждет. Ходить к менеджеру и просить повышения Ивану не хочется, не такой он человек, чтобы заводить разговор о повышении и выпрашивать, доказывать, что достоин повышения.

«Белая» версия событий
Предположим, Иван показывает свою позицию менеджеру: «Что я могу сделать в нашей компании для того, чтобы получать +30%»

Позиция Ивана:

  • он ничего не просит и начинает разговор с позиции равного
  • он хочет узнать о его возможных перспективах работы в компании
  • возможно, Иван хочет занять более высокую должность
  • возможно, Иван даже готов больше работать, чтобы получить желаемую прибавку


Позиция Менеджера (написано целенаправленно с большой буквы, т.к. речь идет именно об адекватном менеджере, который не боится развивать своих подчиненных, который уважает своих сотрудников и работает с ними на равных и открытых человеческих позициях):

  • Иван — проактивный человек, проявляет лидерские качества, возможно, сможет расти в руководителя группы
  • Иван лоялен к компании, ведь первым начинает разговор со своим менеджером, а не идет на собеседование
  • Иван готов, возможно, к дополнительной работе
  • если планировалось повышение только +10% в этом году, можно рассмотреть Ивана для продвижения по карьерной лестнице и дать ему желаемые 30%.


В таких переговорах есть большая вероятность, что Иван и Менеджер договорятся и найдут решение в стиле WIN-WIN:

  • Иван получит желаемую зарплату
  • Менеджер получит лояльного и мотивированного сотрудника.


Очевидно, возможны и крайние случаи:

  • Иван запросит +100%, вряд ли в какой компании смогут организовать такое большое повышение
  • Менеджер по разным причинам не сможет найти варианты для повышения сотрудника.


Но в любом случае, у Менеджера и Ивана есть открытая позиция по взаимодействию. Они могут договориться, как вариант, что Иван в течение 3-х месяцев ищет новую работу, а Менеджер ищет замену Ивану. В конечном итоге, они расстанутся в хороших отношениях и, возможно, когда у Менеджера появится высокооплачиваемая позиция в проекте, он снова позовет Ивана. Прощаться ведь тоже нужно хорошо, а мир IT крайне тесен.

«Нейтральная» версия событий
Менеджер (тут он тоже с большой буквы) периодически проводит встречи тет-а-тет, спрашивает, как дела у Ивана, все ли устраивает, нет ли конфликтов на работе и в личной жизни, доволен ли он текущей компенсацией оплаты труда.
При этом Менеджеру, по факту, часто приходится выуживать ответы из сотрудника, полагаться на свою Менеджерскую интуицию и опыт.

«Черная» версия событий (или как это происходит в реальности)
Ивану проще оказывается сходить на работный портал и посмотреть новые вакансии, откликнуться на те, которые удовлетворяют его текущей оценке себя на рынке труда. Далее он проходит собеседование, приходит к менеджеру с job-offer и начинается веселая игра.
Если сотрудник просто недоволен своей зарплатой и не так давно страдал от ее неповышения, в целом, хочет остаться в компании, то он говорит менеджеру:
 — Смотри, у меня job-offer, я стою на рынке столько-то, а вы мне платите меньше. Что вы можете мне предложить?
Если сотрудник давно был демотивирован низкой зарплатой и считает ее гораздо ниже средней, то он просто говорит:
 — У меня есть job-offer, вот заявление, я ухожу.
Если менеджер хочет сохранить сотрудника для компании, то он начнет искать пути удовлетворения его потребностей: повысить зарплату, найти интересные проекты, дать бонусы и т.д. И это невыигрышная ситуация для обоих:

  • Иван понимает, что раз сейчас это сработало, то сработает в дальнейшем
  • другие сотрудники, которым Иван рассказал лайфхак, смогут сделать так же
  • Иван теряет доверие менеджера


Все это крайне похоже на шантаж, выход из ситуации — компромисс, который Ивану приносит краткосрочный бонус — повышение зарплаты. Итого, менеджер перестает надеяться на Ивана. Возможно, менеджер даже начитает искать Ивану замену.

Старайтесь никогда не доводить ситуацию до такого состояния, из нее очень сложно найти приемлемый выход.

А ваши сотрудники или вы сами когда-нибудь задавали вопрос из названия? Может быть, вы сами когда-то делали так? Возможно, кто-то завтра собирается подойти к своему менеджеру и задать «правильный» вопрос?

P.S. Автор однажды и сам так делал. Автору повезло, что его руководитель — Менеджер. Но это совсем другая история.

© Habrahabr.ru