На передовой ребрендинга: что прямо сейчас происходит в ИТ-департаменте

Ребрендинг — это не только анонсирование нового имени, регистрация товарного знака и изменение юридического названия. За этим стоит большая работа всех отделов компании — в том числе ИТ.

Пока ребрендинг в нашей компании в самом разгаре, мы решили рассказать о том, какие изменения и вызовы ждали нас и до сих пор ждут в ИТ-департаменте. На блиц-опрос ответил ИТ-директор ЮMoney Денис Лыков (denislykov).

487gacd6_dyybh4b42-rvrhpmca.png

Что, с точки зрения ИТ, происходит в компании при ребрендинге?


Происходит очень много всего. Составление общего плана работ по ребрендингу, распределение зон ответственности, планирование ресурсов и сроков по отдельным задачам. Изменения затрагивают множество отделов в ИТ: эксплуатацию, фронтенд, бэкенд, мобильную разработку, UX.

Сейчас в ИТ есть три большие задачи по ребрендингу:

  • запуск доменов,
  • глобальный редизайн,
  • редизайн и переезд мобильных приложений.


К задаче по доменам относится покупка и запуск новых доменов и сертификатов, постепенный отказ от старых доменов. Сначала мы просто запустили новые домены yookassa.ru и yoomoney.ru и настроили 302 редирект на старые домены. Убедившись, что все работает, мы настроили внутреннюю маршрутизацию, опубликовали домены во внешнем DNS и сделали наши сайты одновременно доступными по двум адресам. Какое-то время люди смогут пользоваться нашими сервисами как на старых, так и на новых доменах. Звучит просто, но на деле нам пришлось провести анализ, выполнить настройки и протестировать 60 отдельных адресов.

Кроме доступа к сервисам через браузер, наша система отвечает на запросы из мобильных приложений (Кошелек, Касса и Штрафы). Тысячи партнеров (магазины, шлюзы, МПС и др.) делают к нам запросы через различные API, а еще есть адреса на уровне кода, когда наши бэкенд-компоненты выдают URL-ы для редиректов пользователей, например, для прохождения 3D-secure во время оплаты картой.

Смена базовых доменов, доступных пользователям:

Кошелек: money.yandex.ru → yoomoney.ru
Касса: kassa.yandex.ru → yookassa.ru
Внутренние инструменты: yamoney.ru → yooteam.ru

Для глобального редизайна сначала UX-команда провела подготовку: написала инструкции для замены словоформ (гайды для переименования компании и продуктов) и передала в разработку логотипы и изображения от нового бренда.

Фронтенд начал менять тексты в CMS, шаблонах писем и коде. Далее будет необходимо заменить графику, которую видят пользователи; убрать упоминание старого бренда в англоязычной версии текстов; обновить цвета и шрифты и еще много разных мелочей. В итоге нам потребуется внести изменения в сотни web-страниц и полтора десятка API, которые обслуживают более 120 фронтенд- и бэкенд-сервисов.

Мобильные приложения ждет работа, очень похожая на то, что делает фронтенд, плюс переезд на нового издателя в «сторах».

В целом ребрендинг — это большой составной проект, который распадается на отдельные направления со своим набором вложенных проектов и задач.

Кто занимается задачами ребрендинга — выделенная группа или все?


Занимаются абсолютно все, но каждый в своей зоне ответственности. Например, доменами и сертификатами занимается эксплуатация — это задача на стыке сетевых и Linux-админов, плюс группа закупки. Мобильными приложениями занимается группа мобильной разработки. И так далее.

Какой самый трудозатратный проект?


С конца весны весь ИТ был занят обеспечением технологической независимости от инфраструктуры Яндекса. Потом все были сконцентрированы на собственном центре аутентификации в Кошельке (web-версия и мобильное приложение) и Кассе (личный кабинет на сайте и в мобильном приложении). Мы начали этот проект с 2-х команд разработки, а в конце над проектом трудились 13 команд. Им занимались почти все — даже те, кто никак не связан с логикой аутентификации пользователей.

Что важно учесть при ребрендинге? Какие советы можно дать?


Один из важных элементов ребрендинга — это визуальная составляющая. И тут лучше заранее написать чек-лист, по которому сможет пройтись и ничего не забыть каждая отдельная команда.

Пример чек-листа:
Тексты
Тексты и переводы внутри компонент и библиотек Meta-теги, тайтлы, шаринг в соцсети Публичная документация
Графика
Упоминания бренда внутри изображений Логотипы Изображения в письмах Шрифт Цветовая гамма
URL
Анализ инфраструктуры и кода компонентов на предмет наличия URL, в которых упоминается бренд Ссылки в config-файлах
Внутреннее
Наименование компонент и библиотек Наименование сущностей в коде Комментарии


Также есть всякие мелочи, о которых мы вспоминали в рабочем порядке, а не на этапе аналитики, например:

  • от кого отправляются почтовые уведомления,
  • как называется короткий номер для отправки смс.


Ребрендинг дает нам неплохой шанс пересмотреть текущие подходы. Некоторые сервисы и домены складывались исторически, а сейчас у нас есть возможность провести небольшой рефакторинг, чтобы привести архитектуру к нашим ожиданиям.

Также в случае с доменами важно заранее позаботиться об их покупке и регистрации. Например, как выбрать домен, когда у тебя есть конкретное название от бизнеса, а домен с похожим названием уже кем-то куплен и его владелец не выходит на связь или не продает домен даже за большие деньги? Такое тоже бывает. Стоит заранее позаботиться о покупке похожих доменов — для минимизации фишинга и, если пользователь неправильно введет адрес сайта, для редиректа на верный адрес.

Когда серьезно изменяешь финтех-продукт, самое главное — тщательно спланировать коммуникацию с пользователями. Это особенно важно в такой деликатной теме, как личные финансы. Команда должна быть готова ответить на любые вопросы, которые могут возникнуть у пользователей. Поэтому мы последовательно вносим изменения так, чтобы сам переезд на новый бренд занимал всего пару минут, а у пользователей к нужному моменту сложилась полная картина о том, что обновилось в нашем сервисе.

© Habrahabr.ru