На Хабре появились реакции: зачем и почему
Теперь на Хабре есть слизни‑эмоции — ими можно отреагировать на любую публикацию, кроме своей. Логичный вопрос: что теперь будет с плюсами и минусами?
А ничего, рейтинг публикаций продолжит работать по старым правилам. На правах продакт‑менеджера Хабра я расскажу, чем реакции отличаются от рейтинга и как мы планируем совмещать эти механики.
Скриншоты всей красоты не передают, попробуйте сами
Коротко о реакциях
С помощью реакций вы можете поделиться эмоциями с автором и другими читателями.
Как это работает:
Можно оставить только одну реакцию на публикацию;
Общее количество реакций в день не ограничено;
Таймаута нет, можно отреагировать даже на старые статьи, новости и посты;
Оставлять реакции могут все, у кого есть профиль на Хабре;
На комменты отреагировать пока нельзя.
Рейтинг публикации работает по‑старому: можно плюсануть/минусануть ограниченное количество раз в день, в зависимости от вашей кармы и заряда.
Рейтинг влияет на продвижение контента внутри Хабра. Плюсуйте рейтинг, если хотите, чтобы публикацию и автора увидело больше людей. Это дело ответственное — оценивая статью через рейтинг, вы влияете на то, каким Хабр будут видеть другие читатели.
Реакции не влияют ни на что, кроме настроения автора. Здесь можно и нужно быть субъективным. Реагируйте, как того просит душа, но помните про старый принцип гугла — don«t be evil (ныне стыдливо спрятан в чулан, но не забыт).
Почему рейтинг и реакции — не одно и то же
Хабровский рейтинг с возможностью плюсовать и минусовать — это форумная традиция. На форумах, если помните, уважением пользуются душные люди с экспертизой. Минусят такие жестоко, но обычно по делу.
С помощью рейтинга форум коллективно определяет качество контента и обозначает барьер между собой и внешним миром. Хотим мы видеть такие публикации в этом хабе? Давайте проголосуем и решим.
Реакции же имеют с форумами мало общего. Они появились как последовательное развитие лайка, а лайк — соцсетевая механика. Соцсети формировались вокруг идеи максимального вовлечения всех мимокрокодилов. Защита от некачественного контента в этом, мягко скажем, не помогает. Поэтому лайк или реакция — не столько оценка, сколько выражение эмоций.
Страшную вещь скажу, но вы меня не остановите: реакции плохо подходят для измерения качества контента. У них другие задачи.
Особенно это заметно, когда на платформе отсутствует однозначный дизлайк (не «злюсь» или «ругаюсь», а именно дизлайк, который понижает в выдаче). Невозможность голосовать «против» искажает картину: те, кому не понравилось, не отличаются от тех, кому просто скучно.
Реакции с негативной окраской в наборах обычно присутствуют, но платформы не используют их как отрицательный фактор ранжирования. Если злишься — система посчитает это за лайк
Философ и программистка Хизер Марш удачно описала, как отсутствие дизлайков влияет на платформу. Создаётся особая модель поведения: пользователь‑как‑рефлектор — человек, способный лишь отражать существующий порядок вещей. Если что‑то не нравится, вы можете только уйти.
Есть и более приземлённая проблема: без адекватной оценки качества сложно развивать нишевую платформу. Строить на Хабре рекомендательную систему на реакциях — так себе удовольствие. Зато реакции налаживают эмоциональную связь между автором и читателем, а ещё хорошо вовлекают.
Мы в Хабре хотим взять лучшее из двух миров: оценку качества — от рейтинга, а эмоциональное вовлечение — от реакций.
Цель первая: вовлечь новичков
Новорег на Хабре — существо бесправное, как и на многих других ресурсах. В каком‑то смысле это хорошо: новички учатся с уважением относиться к правилам, которые сообщество выработало до них.
Но ещё хорошо, когда новичкам есть, чем заняться. Написание статьи или комментария на роль первого занятия подойдёт не каждому. Поэтому полезно иметь в арсенале платформы механику, которая доступна всем без исключения.
Вот зарегистрировался человек на Хабре и пошёл оставлять реакции: радует авторов, чувствует причастность, а потом с большей вероятностью сам становится классным автором или комментатором.
Цель вторая: дать авторам больше обратной связи
Вечерами я мечтаю лишь о том, чтобы каждая хорошая публикация на Хабре эмоционально окупалась. Даже если она на узкую тему или ориентирована на джунов.
Узкая тема предполагает небольшую аудиторию, поэтому такие статьи могут получать больше просмотров из поисковиков, чем из лент Хабра. У реакций нет таймаута и для их применения достаточно только зарегистрироваться — благодарности смогут догонять авторов ещё долго.
Авторам статей для джунов реакции тоже помогут. Возможно, вы замечали на Хабре статьи с низким рейтингом и неадекватным количеством добавлений в закладки. В большинстве случаев это значит, что статья ориентируется на джунов: она полезна людям, но у целевых читателей не хватает кармы, чтобы её поддержать.
Теперь авторы таких статей будут получать больше эмоционального отклика. Казалось бы, в практическом смысле реакции бесполезны — ведь продвигать статью они не помогают.
Но эмоциональный отклик действительно мотивирует. Меня наверняка поймут те, кто играл в Death Stranding на релизе.
Когда мой мост собрал 100k лайков, было приятно. В итоге я достроил все дороги во второй локации Death Stranding
Что дальше
Рейтинг и реакции будут сосуществовать на Хабре, а мы будем следить за этим симбиозом и что‑то подкрутим, если нужно.
Точно могу сказать одно: есть много причин не любить минусы, но без них было бы трудно направлять развитие Хабра как нишевого IT‑ресурса. Запрет минусов не убирает с платформы негатив, а засовывает его под ковёр. В конечном итоге становится хуже.
Поэтому предлагаю всем использовать обе механики:
Рейтинг с плюсами и минусами — для серьёзной оценки уровня статьи. Помните, что с большой силой голоса приходит большая ответственность;
Реакции — для выражения эмоций.
Кстати, ещё мы сделали дополнительный набор реакций. Получить можно здесь.
Команда реакций
Сказать, что это было сложно — ничего не сказать. Спасибо вам, ребята.
Степан Воеводин — дизайн интерфейса и самих реакций
Иван Дударев — бэкенд
Станислав Ермаков — фронтенд
Николай Баутин (@alcochtivo) — тестирование
Юлия Семенюк и Илья Никитин — менеджмент лендинга и запуска
другие ребята из Хабра — бета-тест реакций на проде
Ну и я поучаствовал как продакт. Если дочитали до конца и работаете с медиа — подписывайтесь на телеграм, там много информации для вас.