На дне
Студия Позитивного Мышления находилась в здании бывшей обувной фабрики недалеко от центра города. Само здание было построено еще в прошлом столетии — основательное, с высокими потолками и широкими большими окнами, оно оказалось непригодно для жилого фонда. Этажи его были разбиты на отдельные студии и офисы гипсокартонными переборками и сдавались в аренду за относительно небольшую плату. Виктор открыл здесь студию несколько лет назад, после того как компания, где он работал прежде, перевела бизнес в другой регион. Отток производства из крупных городов привел к долгожданному улучшению экологии, попутно освободив место для бизнеса. А где теперь шили ботинки с кроссовками и под какой маркой, было не столь существенно. Назвать свой бизнес особенно успешным не мог даже жизнерадостный от природы Виктор, но дела как-то шли, по крайней мере, на аренду и скромную холостяцкую жизнь денег хватало. Правда, в последнее время количество его слушателей неуклонно падало. Об этом явно свидетельствовало расписание в календаре и, как прямое следствие, выручка. Гугл-аналитик бил тревогу и рисовал удручающие графики посещений страницы. Эти знаки свыше подвигли Виктора скрепя сердце оплатить рекламу в гугле, чтобы поднять посещаемость ресурса. Результаты не заставили себя ждать, и после нескольких дней переписки он сформировал новую группу из пяти человек. Первая бесплатная встреча должна была произойти сегодня. Естественно, Виктор к ней тщательнейшим образом подготовился. Результаты первого занятия определяют все, с этим единогласно соглашались все гуру маркетинга. За полчаса до начала занятия он, гладко выбритый, подстриженный, отутюженный (в тех местах, где это было возможно), припарковал свой велик возле входа и теперь расхаживал по студии, критично оглядывая детали и поправляя то слишком ровно стоящий стул, то покосившийся иероглиф в рамочке, а перед статуэткой смеющегося Будды он поставил маленький букетик свежих цветов.
Первой пришла невзрачная дама средних лет по имени Ирина. Пока Виктор возился с напитками, подтянулись и остальные. Вручив всем желающим по чашке зеленого чая и усадив их на стулья в кружок, Виктор широко улыбнулся и приступил к первой части занятия. Коротко рассказав о себе (по сути рассказ его не сильно отличался от резюме, вывешенного на личной странице), он предложил познакомиться и остальным участникам группы.
Ирина вела кулинарный блог для вегетарианцев. Павел был свадебным фотографом. Семен — дизайнером интерьеров. Елена вела курсы йоги (в том же самом здании). Евгений оказался моржом и профессионально занимался закаливанием. Все они были специалистами в своих областях, хотя и имели совершенно другое образование (разумеется, высшее). И предпочитали творческую работу сидению в офисах. Виктор участливо кивал головой, поощрительно улыбался и благодарил рассказчиков.
— Друзья! — перешел он ко второй части занятия. — Все вы занимаетесь замечательными вещами, однако, всех нас что-то беспокоит, именно поэтому мы здесь и собрались, не так ли? Что-то нас гложет, мы чувствуем неуверенность, опасаемся старости, болезней, одиночества. Мы боимся оказаться неоцененными и невостребованными. Это свойственно каждому индивиду и поэтому совершенно нормально. Давайте вместе подумаем, что заставляет нас испытывать эти чувства? Быть может, дело в завышенных ожиданиях, от которых страдает наша самооценка? Ведь чтобы убедить окружающих в эффективности нашей деятельности, мы сами должны послужить наглядным примером. Чтобы привлекать успех, необходимо испытывать радость от нашей работы, излучать уверенность в своих силах, профессиональных и человеческих качествах. Для достижения этого нужно сконцентрироваться на тех вещах, которые удаются нам лучше всего, и отвлечься от несущественных или вторичных проявлений нашей с вами жизни! Этот курс посвящен тому, как сделать это легко и эффективно.
— Замечательно, — сказала Ирина. — Абстрагироваться от несущественных проявлений, это, безусловно, метод. Привлекать успех — наверняка эффективно. Но про это постоянно рассказывают на курсах по фэн-шуй. Я ходила туда в прошлом году…
— А я рассказываю об этом в качестве дополнительного материала на своих курсах, — добавила Елена-йог.
— Проблема видится мне несколько иначе, — продолжила Ирина. — Несколько лет назад, когда люди начали задумываться о собственном здоровье, от посетителей у меня на сайте не было отбоя. За рекламу я собирала столько, что мне с мужем хватало и за ипотеку заплатить, и на Мальорку съездить. Мы даже о детях подумывали. А теперь от этих сайтов в глазах пестрит.
Она замолчала и поджала губы. Воцарилось неудобная пауза.
— Все будет хорошо! — взял инициативу в свои руки Виктор. — Главное, не отчаиваться и смотреть на вещи с хорошей стороны. Давайте посмотрим на это иначе. Вы вовремя сориентировались и открыли свой сайт. В тучные годы это приносило вам изрядный доход, но вы не задумывались о том, что все это может измениться, и рассчитывали, что все будет продолжаться так и впредь. Это и есть завышенные ожидания, о которых мы говорили. Теперь, когда ваши доходы сократились, вы разочарованы и склонны к самобичеванию, но нельзя впадать в отчаяние, нужно посмотреть на это иначе, взять себя в руки и найти выход!
— Не впадать в отчаяние — это довольно просто, — влезла в разговор Елена-йог. — Найти выход существенно сложнее. Когда я открывала свои курсы, народ валил валом, но со временем люди, окончившие мои курсы, открывали собственные, а люди, окончившие те курсы, в свою очередь открывали свои. Теперь этих курсов — хоть жопой жуй, простите. В каждой подворотне пара-тройка имеется. Может, они и хуже, да. Но зато как они демпингуют!
Все согласно закивали.
— Это еще ничего! — взял слово Павел-фотограф. — Когда началась эра цифровой фотографии…
«Тааак, начинается», — подумал Виктор, но влезать не стал. По собственному опыту он прекрасно знал, что раз уж народ завелся, нужно дать ему выговориться и только потом, когда все выдохнутся, вернуть разговор в намеченное русло.
—…, а теперь на каждые десять гостей две зеркалки, и они вполне прилично справляются сами. Я уже не говорю про айфончики. — После Павла выступил морж-Евгений. — Может, вы думаете, я стал моржом от хорошей жизни? Конечно, контрастным душем я давно баловался. Но когда мое КБ прикрыли и я оказался за воротами, платить за отопление и горячую воду стало нечем, вот и приходилось мыться холодной. Через какое-то время я разработал свою программу. Открыл школу закаливания, не сопромат же преподавать. Но тут особенно не разбежишься: программа осваивается за час по методичке из интернета, так что на жизнь едва хватает, даже если зимой вовсе не включать отопление.
Следом за Евгением выступил дизайнер-Семен. Он начал говорить о боге, небесах и нетленной душе, что было уже совсем ни в какие ворота. И тут Виктора осенило. «Постой-ка, постой-ка, — думал он. — Закаливание — это прямая экономия на горячей воде и отоплении. А ведь это можно повернуть иначе.»
—… ведь недаром Иисус говорил, что так же трудно пройти богатому в царствие небесное, как верблюду пройти в игольное ушко.
— Есть выход, — сказал Виктор тихо.
— Что? — спросил сбитый с толку Евгений.
— Я говорю, есть другой выход. Причем, в этой жизни, — повторил Виктор чуть громче. — Дело в том, что нужно посмотреть на ситуацию с другой стороны. Я не о нашем к ней отношении сейчас, — быстро поправился он, уловив во взглядах разочарование. — Я о маркетинге. Мы упускаем главный тренд. В эпоху непрекращающегося постиндустриального кризиса и постоянного сокращения рабочих мест в результате новой технологической революции устойчивым спросом будет обладать все, что позволяет экономить средства. Закаливание позволяет экономить на отоплении и горячей воде, — он кивнул на Евгения. — Вегетарианцы, — тут он посмотрел на Ирину, — не покупают самые дорогостоящие мясные продукты. Физкультура и спорт позволяют укрепить здоровье и как можно дольше обходиться без дорогостоящих лекарств и лечения, — сказал он, глядя в глаза Елене. — Нам просто нужно подать это иначе, и это еще не все! Мы можем объединиться в более крупную структуру. Создать сеть и предложить комплексное решение. Я отправляю свою клиентуру вам, а вы — мне. Так мы утрем нос конкурентам, по крайней мере на какое-то время.
— В этом есть смысл, — сказала задумчиво Елена после паузы. — Как насчет фэйсбука? Вы лайкаете мои посты, я — ваши.
— Непременно, — откликнулся Виктор.
— Я в деле, — сообщила Ирина. — Как насчет создания отдельного портала и названия?
— Постойте, — сказал Семен. — Я, конечно, за вас рад, идея выглядит привлекательно, но причем тут, Христа ради, дизайн интерьеров?
— Это не принципиально, — отозвалась вдруг Елена. — Важен принцип. Вы дизайнер? Будете делать дизайн чего-нибудь, что будет пользоваться спросом получше интерьеров. Дизайн одежды для городских велосипедистов, например. Вы рисуете модель, заказ на мелко-оптовый пошив отправляете в Китай через алибабу. Реализуете через фейсбук. Мы вас пиарим вовсю, а вы — нас.
— Допустим, но дизайн интерьера и дизайн одежды — это не одно и то же, — робко возразил Семен.
— Я с вами согласен, — сказал Виктор. — Может, и не одно. Но вы можете окончить курсы и переквалифицироваться, области-то смежные. Главное — спрос!
— И вам найдем чем заняться, — обратился Виктор к Павлу-фотографу. — В конце концов, обеспечивать нас качественными фотографиями кому-то так или иначе придется. Будем ли мы готовы за это платить наличными или будем отрабатывать ваш труд пиаром — вопрос открытый. Главное — другое. Друзья! Мы с вами вместе достигли переломного момента! Ситуация находится под нашим контролем, и мы вольны делать все, что захотим. Мы больше не видим мир в мрачных тонах и готовы сделать следующий шаг. Сейчас мы должны закрепить достигнутое. Возьмемся за руки! — Виктор протянул руки в стороны и дождался, когда круг замкнется. А теперь давайте споем.
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется!