На дистанционке или нет: почему важно быть внимательным к любым системам мониторинга
Тема «удаленки» в этом году уже успела всем надоесть, но мир вынужден погружаться в нее с каждой новой эпидемиологической волной и в массовом порядке мигрировать из офиса. Этот процесс связан со множеством сложностей, в том числе с точки зрения адаптации технологий и поддержания должного уровня информационной безопасности. Именно они все чаще ассоциируются с этим форматом работы, а разговоры о ванильных метриках — вроде сокращения временных затрат на дорогу до рабочего места и обратно отходят на второй план.
Tobias Tullius / Unsplash.com
Горечь притягательного образа
В какой-то момент казалось, что дистанционная работа может стать одним из основных драйверов для модернизации экономики. Возможность ее развития за счет выноса филиалов организаций поближе к домам сотрудников описали еще в 1976 году, а последние лет десять, кажется, только и обсуждали экономию времени на перемещениях в офис и обратно. Но большую часть «ванильных метрик» для удаленки все-таки пришлось пересмотреть в худшую сторону.
Свежее исследование специалистов Гарварда и Нью-Йоркского университета показало, что кажущееся удобство ведения дел в халате и домашних тапочках выливается в существенное увеличение рабочего дня. По их оценкам, речь идет о дополнительных 48 минутах, которые приходится тратить на подготовку к звонкам и вынужденным переговорам с коллегами.
В свою очередь, масштабная «эвакуация» из офисного центра ради сокращения корпоративных расходов на аренду тоже не всегда идет на пользу. Как минимум, рядовым сотрудникам, оказавшимся в непривычной ситуации. Далеко не каждая компания согласится компенсировать им затраты на оборудование, организацию рабочего места дома и другие косвенные траты, которые до этого входили в ее каждодневные обязательства перед персоналом, а некоторые фирмы и вовсе — собираются снижать заработную плату надомникам.
Но даже если не пытаться спорить на эти темы, игнорировать организационные сложности действительно проблематично. Одна только весенняя волна ограничений «вынесла на берег» множество проблем, связанных с документооборотом: задержками с отправкой бумаг и информационной безопасностью ведения дел со штатом дистанционных сотрудников. Менеджеры зачастую не могли даже освоить простейшие инструменты вроде удаленных рабочих мест в облаке, хотя последние поспособствовали бы снятию большей части рисков и неудобств.
Что уж говорить об адаптации решений на программном уровне, об этом многие не задумывались до осени. Когда она наступила, в повседневную жизнь огромного числа компаний вернулась неразбериха — им вновь пришлось выводить из офиса существенное количество персонала, а самим надомникам — пользоваться решениями, которые были собраны на скорую руку из старых компонентов и не были подготовлены к изменившимся условиям.
Старые уловки для новых проблем
Тем, кого все-таки оставили в офисе, и специалистам, чья деятельность не очень хорошо сочетается с домашней обстановкой, пришлось столкнуться с более существенными неудобствами. Помимо повышенной эпидемиологической угрозы, а во многом и «благодаря» ей, мониторить их активность стали внимательнее и начали использоваться для этого новые программные и «железные» средства. Но их практическая реализация вызвала много вопросов.
Как заметили эксперты EFF (Electronic Frontier Foundation), системы видеофиксации и GPS-датчиков, брошенные на передовую для мониторинга подвергшихся потенциальному воздействию вируса, действительно могут собирать излишний объем данных. Согласно EFF, этот факт часто подтверждают и сами вендоры таких комплексов, а вот уточнений о том, как данные хранят и используют — давать не торопятся.
Приложения для регулярного сбора отчетности по самочувствию и состоянию здоровья персонала — отдельная история, но для них эти вопросы заострены в еще большей степени.
В ряде стран хранение данных мед.карт и информации о здоровье граждан требует отдельных соглашений с работодателем, не говоря об уровне защиты полученных сведений. Но пока организации не торопятся менять привычные порядки и в некоторых случаях подают такие приложения сотрудникам в качестве «помощников», позволяющих оценить факторы, которые влияют на продуктивность. Какую ответственность понесут такие компании в случае утечек так называемых «GTD-данных» и признают ли их мед. информацией, пока не совсем понятно.
Bernard Hermant / Unsplash.com
В сфере мониторинга образовательного процесса складывается похожая ситуация. К осеннему карантину были готовы единицы учреждений, а существенная их часть решила использовать на дистанционке уже имеющиеся программы для контроля за экзаменационным процессом.
Поэтому теперь даже в процессе выполнения домашнего задания ученики вынуждены «правильно моргать», чтобы алгоритм не посчитал их «подменными», не отводить взгляд от монитора на длительные промежутки времени и не отклоняться в сторону за подсказками. Обработка данных мониторинга несовершеннолетних, логов об используемых ими устройствах, их местоположении и другой информации — отдельный момент, но, кажется, многим не до него.
Нужна адаптация
В корпоративной IT-среде, где все уже привыкли к удаленке и не воспринимают происходящее как что-то неожиданное, обстановка чуть лучше, чем в других областях. Но вне технологического сектора иногда доходят до крайних мер — просто проверяют с помощью веб-камер, сидят ли сотрудники за домашним рабочим местом или нет. Даже в тех случаях, когда компании все-таки решают задействовать более продвинутые средства — например, для мониторинга и защиты инфраструктуры и контроля доступа к документам — есть вопросы к тому, как активность таких систем воспринимают сами работники. Так называемый bossware-софт не может не раздражать.
По данным свежего исследования, проведенного в Великобритании, 44% респондентов выразили крайнюю озабоченность возможностью дистанционного контроля, 80% — признались, что не готовы трудится «под камерой», а 74% высказались против носимых датчиков для мониторинга.
По итогам рассмотрения общего положения дел в этой области возникает вопрос: сможем ли мы увидеть действительно эффективные и элегантные решения, которые не вызовут волну недоверия? Или все проблемы удаленщиков скинут на директоров по персоналу, задобрив последних всего лишь новым названием должности вроде «head of remote»? Как будет развиваться ситуация, всем нам предстоит выяснить в ближайшие несколько месяцев.
Дополнительное чтение:
На Хабре: