Мысли о новых iPhone 5″с как русская эс и эс как доллар”
Пока я жду такси, чтобы поехать в аэропорт (соскучился, знаете ли, по родине), решил немного набросать мыслей о том, что же на самом деле нам показала Apple вчера и каким боком эти устройства вылезут Apple. Шутка про «зал обеспечивался электричеством от вращающегося в гробу тела Джобса» глупая по нескольким причинам — как минимум, хотя бы потому, что Джобса кремировали, а хотя бы и потому, что в этом случае произносящие эту шутку уподобляются тем, кто говорит, что «джобс бы такого не сделал/такого бы не выпустил».
Напомнить вам о цветных iMac? Или о цветных iPod?
Это продукты, которые были разработаны и выпущены при жизни Джобса. К сожалению, у многих аналитиков и журналистов наблюдаются проблемы с памятью — для них каждая презентация Apple унылей предыдущей, каждый эволюционный шаг развития продукта — скукотища и очередной гвоздь в гроб Apple, просевшие от завышенных ожиданий инвесторов акции компании — сигнал к началу очередных похорон Apple. Ну да и ладно, не помнят — не надо, лишь бы свои клики по ссылкам получали.
Основное впечатление от вчерашней презентации — ну где же обещание Тима Кука удвоить меры по безопасности, чтобы пресечь утечки о продукте до его выпуска. Этого не произошло и до презентации мы знали практически все о новых iPhone, за исключением самой важной детали — цены. Когда Apple была маленькой компанией, индустрия слухов вокруг нее обычно была занята придумыванием слухов, потому что утечек как таковых не было. Теперь же, когда компания является одним из крупнейших мировых поставщиков электронных гаджетов, а количество партнеров-подрядчиков измеряется тысячами, компании действительно сложно уследить за ними всеми, это началось еще при Джобсе, а сейчас и вовсе обрело пугающие масштабы. Честно говоря, я даже и не уверен, можно ли это как-то победить, и при этом сохранить разрыв между анонсом и выпуском в разумных пределах? Никто не ведь не хочет узнавать о новом iPhone в январе и затем ждать до июня, чтобы купить его? Поэтому и читаем утечки, которые все рассказывают нам.
Обсуждать технические характеристики 5c и 5s нет особого смысла — там все более-менее понятно, типичная эволюция без погони за количеством новых фишек, которыми можно оглушить потребителя и затащить в свое логово. Apple гораздо более тщательно подходит к процессу понимания use-case и старается улучшить возможности устройства так, чтобы этим можно было реально пользоваться. Отсюда и постепенное улучшение камеры, и со-процессор для слежения за движениями, и тд. Разделение линейки на массовый iPhone и на более премиальный «классический» — вполне предсказуемо, если следить за Apple не только в течение последних 1–2 лет, но в течение более длительного периода времени. 5c, по сути, это тот же iPhone 5, только немного модернизированный — в рамках подхода, используемого Apple в течение последних пары лет, iPhone 5 должен был стать устройством за 99 долларов на 2-летнем контракте. Вместо этого Apple решила сделать из него массово-потребительский продукт, нацеленный на чуть менее премиальную аудиторию (но без излишнего фокуса на «ширпотреб»). Отсюда и цветная гамма, над которой тут же полезли шутить все, вставляя то телефоны Nokia, то кроксы, то героев Power Rangers или Star Wars. Опять же — посмотрите выше на разноцветные iMac, Apple занималась разноцветной электроникой еще до того, как это стало модно.
Другой вопрос — это рынок, на который нацелен новый 5c. Обратите внимание, если вы зайдете на apple.com, там на главной странице будет именно iPhone 5c, где, кстати, «c» означает colorful, а не cheap, как я пытался предсказывать в предыдущей статье. Да, «cheap» в понимании Apple — это нечто совсем другое, это устройство, которое, на самом деле, вовсе и не дешевое, и при этом способно приносить компании достаточно высокую маржу при продаже. Как кто-то правильно написал в твиттере — акции Apple упали из-за того, что Apple не представила дешевый телефон, который должен был снизить маржинальность компании, что должно было привести к падению цен акций. В общем, с точки зрения инвесторов, какой бы шаг не предприняла Apple, все будет плохо. Особенно упоротые фанаты «дешевого» iPhone упарывались и раньше, требуя iPhone с физической клавиатурой. Но надо понимать, что Apple ведь тоже не дураки. Конечно же, весь прошлый год они наблюдали, как в линейке iPhone 4–4s-5 вполне неплохо продаются устройства предыдущего поколения, и что далеко не все потребители гонятся за максимально последней моделью устройства. Именно для этих людей выпущено, условно говоря, новое устройство, потому что они будут покупать его и не чувствовать себя ущербно от мысли, что они покупают модель прошлого года (и мало кто из них будет вообще даже задумываться о железках, которые там внутри и на самом деле — от модели прошлого года).
А для тех, кто обещает провал новому iPhone (хоть 5c, хоть 5s), я хочу напомнить число 270. Именно столько операторов-партнеров сейчас у Apple, и именно через них компания продает львиную долю iPhone. Точнее даже не так — именно ОПЕРАТОРЫ являются покупателями этих iPhone, которые они затем «перепродают» потребителям за 99–199 долларов с двухлетним контрактом, размазывая стоимость устройства на 2–3 года контракта. И операторы прекрасно понимают, что у этого устройства есть и необходимая статусность и премиальность, и возможность привлечь потребителя (не зря такие монстры как Verizon и NTT DoCoMo сдаются, и вот-вот China Mobile начнет продавать через свою сеть новый iPhone в Китае), и возможность в конечном итоге продать этому потребителю дополнительные сервисы вроде дорогого пакета для передачи данных — просто потому, что этим люди пользуются. Я тут недавно подключал iPhone 5 к сети Verizon, и поскольку это был телефон для ребенка, я хотел ему оставить только голос, потому что WiFi есть в школе и дома, и зачем платить за данные в таком случае? Ан нет, если iPhone, то только с данными за 30 долларов в месяц (2ГБ данных). Так что как раз операторы и заплатят Apple по 550 долларов за 5c, чтобы потом иметь возможность продать его потребителям за 99 долларов, а нам лишь остается сожалеть о том, что в нашей стране приходится платить полную стоимость устройства.
По крайней мере, можно порадоваться, что теперь хоть LTE у нас в России заработает в iPhone, если операторы нас не обманывают, обещая совместимость с теми диапазонами, которые поддерживают новые iPhone. Можно, конечно, расстраиваться, что цена у нового iPhone недостаточно низкая, но невозможно долго продавать что-либо, не зарабатывая на этом деньги, и поэтому Apple сознательно игнорирует сегменты рынка ниже премиального, оставляя его на растерзание Android и другим платформам. Не знаю, насколько это правильная стратегия, но доля рынка никогда не была важным показателем, если при этом компании не достается прибыли. А начало продаж через пару недель покажет, насколько эта стратегия с iPhone 5c и 5s будет успешной. Пока что, судя по разговорам вокруг — должна быть очень успешной.
А вот эти записи из блога, любовно отобранные нашими заслуженными роботами, могут оказаться по теме статьи:
Что будет в следующем iPhone? Новый iPhone iPhone 5 уже здесь! … not