«Мы всегда верили в конкуренцию и право выбора пользователя» © Яндекс

Вчера Яндекс ответил на жалобу российских компаний о недобросовестной конкуренции. Их иронично-издевательский ответ показал их истинное лицо: двуликое и беспринципное, прикрывающееся словами о конкуренции и выборе. Поэтому я решил опубликовать эту статью, дабы привлечь больше внимания к вопросу монополистических практик в Интернете и спору между Яндекс.Вертикалями и конкурирующими с ними сервисами.

image


В 2015 году Яндекс пожаловался на Google, обвинив его в злоупотреблении доминирующим положением на рынке мобильных ОС. «Яндекс» утверждал, что Google навязывает пользователям собственные сервисы, ограничивая доступ к сторонним.

Официальная позицию Яндекс опубликовал на Хабре. И, судя по рейтингу и откликам, большинство хабравчан поддержало Яндекс в том споре. Тогда Яндекс выиграл дело, ФАС признала Google нарушителем закона «О конкуренции». Но прошло 4 года и я хочу обратиться к Яндексу с его же словами и призывами.

Это обращение —  признание одного неприятного факта. У нас с вами есть все шансы попасть в страну, где только одна компания будет решать, какими сервисами будут пользоваться люди.

Я всегда верил и продолжаю верить в конкуренцию, считая это движущей силой прогресса и развития. И всегда был уверен, что Яндекс, как лейтмотив российского IT, верит в то же. Что это компания гениальных инженеров, производящих крутые продукты. Но увы, сейчас становится очевидно, что техническая компания, которая когда-то считала своим лозунгом «Найдётся всё!», превратилась в другую — компанию, контролируемую инвесторами и «эффективными менеджерами», для которых прибыль —  выше права выбора пользователя, а конкуренция — пустой звук.

Яндекс уже давно не выглядит просто системой поиска по Интернету. И уж точно не выглядит равной конкуренция сервисов Яндекса на этой платформе.

imageЯ разрабатываю конкурирующий сервис для поиска новостроек, наболевший пример

Ещё очень много самых разных примеров.

Я хочу, чтобы Яндекс, владеющий более 56% поискового рынка России, конкурировал в результатах поиска на равных со всеми условиях.

Благодаря своим талантливым программистам и технологиям Яндекс смог невозможное — противостоять Google и завоевать большую часть поискового рынка России и части СНГ. Но вместо развития поиска по Интернету и масштабирования, Яндекс начал экспансию на другие рынки с помощью «Вертикалей». Сначала появился Маркет, потом Недвижимость, Работа, Услуги, Концерты, Авто, Авиа, Знатоки, Путешествия, Еда и т.д.

То, что технологическая компания хочет создавать больше хороших сервисов, само по себе, может, и неплохо. Проблема в том, что Яндекс навязывает пользователем свои сервисы, делая их в результатах поиска выше, ярче, больше. Как следствие, ничего другого пользователь найти не может. Вернее теоретически он может это сделать, но результаты конкурентов закопаны так глубоко и выглядят так убого, что мало кто до них добирается. В конечном итоге страдают интересы пользователей, которым не дают подлинного выбора услуг.

А между тем выбор есть. Я сомневаюсь, что Aviasales хуже Яндекс.Авиа, ЦИАН хуже Яндекс.Недвижимости, Ответы@Мэил хуже Яндекс.Знатоков, HH хуже Яндекс.Работы, Kassir хуже Яндекс.Афишы, YouDo хуже Яндекс.Услуг, 2ГИС хуже Яндекс.Карт и т.д.

Можно возразить — с какой стати? Ведь Яндекс создал поисковую систему. Почему он не может продвигать свои сервисы в своей поисковой системе? Дело в том, что многие люди не понимают, что есть какие-то альтернативы. Например, более 60% не различают контекстную рекламу и органическую выдачу. Они кликают по первому или самому выделяющемуся сниппету, не видя альтернатив. Не говоря уже об определенных группах людей, которые считают, что Яндекс и есть интернет.

Поисковики — уникальный тип сайтов: сюда люди приходят, чтобы уйти дальше. В отличие от всех остальных сайтов, куда они заходят за конкретной информацией. Поэтому для большинства интернет-компаний поисковые системы являются ключевым источником пользователей. Если вас не найти в Гугле и Яндексе, то считай вас не существует.
И до недавних пор правила были одинаковы для всех. Хочешь быть выше — делай хороший сайт или заплати за рекламный блок. Но когда поисковик ставит приоритетные ссылки на себя же — это нарушает порядок вещей.

Вот и получается, если вы хотите создать сервис, которым сможет пользоваться большое число людей, вы обязаны присутствовать в Яндексе, но не можете этого сделать на равных условиях. Фактически вас принуждают к созданию своей поисковой системы. Что немного утопично и, надеюсь, не нуждается в объяснении.

Можно сказать ничего страшного, люди становятся более опытными пользователями ПК и постепенно будут переходить в Google, а там можно конкурировать на равных условиях. Да, но, во-первых, аудитория гугла существенно меньше. Во-вторых, на фоне угроз о блокировке Google, споре об Android или о «самостоятельном интернете», скорее виднеется будущее, где Яндекс окончательно превратится в байду (китайский поисковик-монополист).

Как-то так сложилось, что все, чья жизнь и работа связаны с технологиями, верят, что это хороший конкурентный мир, где технологические компании борются за пользователей нормальными способами. (Яндекс)


В 2017 году Google заплатил 2,4 млрд евро за то что ставил собственные ресурсы в привилегированное положения, игнорируя другие сайты, предоставляющие схожие услуги. И не давая последним сопоставимых возможностей. Поисковик отдавал предпочтение сервису Google Shopping (аналог Яндекс.Маркет) при поиске товаров, делая его ярче и выше конкурентов. По сути европейский суд запретил то, что делает сейчас Яндекс.

И я был уверен, что европейские примеры и транслируемые Яндексом слова о честной конкуренции сохранят равные возможности в Рунете. А оказывается можно жаловаться на Гугл, а параллельно теснить российские интернет-компании.

Такими темпами скоро на Яндексе не будет ничего, кроме Яндекса, и не потому что это выгодно пользователю, а потому что Яндексу выгодно использовать доминирующее положение на рынке, чтобы вытеснять конкурентов. Запрет на это — основа антимонопольного законодательства. Без конкуренции ничьи продукты не будут развиваться. И я уверен, что технические специалисты Яндекса это понимают и осознают неправильность происходящего. Поэтому верю, что все может закончиться хорошо!

© Habrahabr.ru