«Мы ставим на открытость»: как и чему учат технологических предпринимателей в Университете ИТМО
Антон Гопка, декан факультета технологического менеджмента и инноваций, рассказывает о том, как выглядит гибкий поход к образовательной деятельности и развитию студенческих стартапов.
На фото: Антон Гопка. Источник: news.itmo.ruПослушать беседу: Apple Podcasts · Яндекс.Музыка · Google Podcasts · PodFM · YouTube
«Hard skills» в предпринимательстве
Таймкод — 00:27
@dmitrykabanov: Есть миф о том, что предпринимательство — исключительно творческая деятельность, которая не подразумевает обучения. На этом паразитируют инфобизнесмены и авторы мотивирующих курсов. Расскажите, пожалуйста, как много правды в этом мифе, и как сейчас учат предпринимателей там, где требуется понимание инженерных процессов?
Антон: Спасибо за вопрос. Достаточно часто вижу коучей, которые дают надпрофессиональные рекомендации. Конечно, все это полезно. Однако если мы говорим про технологическое предпринимательство, здесь нужны так называемые «hard skills», требующие существенного времени для освоения и практики. Мы сделали семь магистерских программ, направленных как раз на это. Среди них я бы выделил маркетинг. Казалось бы, чего-то такого здесь нет, но технологии в этой области стали настолько сложными, что все два года обучения студенты напряженно трудятся, чтобы успеть все охватить. Кстати, на эту программу всегда очень большой конкурс и набор. Еще — есть управление интеллектуальной собственностью, отраслевое регулирование, инвестиции и другие направления. Флагманское — отведено предпринимателям.
Помимо функциональных знаний и опыта, предприниматель должен разбираться в технологиях. Хорошо знать отрасль, в которой работает: понимать соответствующие бизнес-модели и законодательство. Все это вместе дает возможность бороться с конкурентами и на международном рынке. Надпрофессиональные навыки — это только надстройка над базой. Если вы хотите изменить мир, без нее уже не обойтись.
Дмитрий: Фундаментальные знания позволят довести начинание до рынка в адекватные сроки. Кажется, одной только идеи будет мало, чтобы вытащить технологический стартап «из гаража».
Антон: Раньше меня задевало, когда известные предприниматели подчеркивали, что бросили учебу и это решение привело их к успеху. В какой-то момент для всего этого даже появился специальный термин — «dropouts». Хотя здравый смысл подсказывает, что практически любой студент условного Стэнфорда обладает существенной сетью знакомств с людьми, которые могут поддержать и даже выделить средства, так называемой «safety net». Мы считаем, что технологическое предпринимательство должно быть доступным для более широкого спектра специалистов, поэтому решили подойти к этому вопросу с фундаментальной точки зрения.
У нас более длительный процесс по сравнению с программами акселерации и короткими курсами, но в рамках двух лет обучения студенты еще и работают с инфраструктурой — получают доступ к высокотехнологичному оборудованию. Это — инжиниринговый центр для печатной, гибкой электроники и фотовольтаики, где можно напечатать свою солнечную панель, изготовить сенсор и протестировать разработку вместе с индустриальными компаниями. Здесь люди собирают междисциплинарные команды, привлекают финансирование, запускают бизнес и двигаются дальше. Университетская среда позволяет все это совместить.
Индустрия 4.0 и «deep tech» проекты
Таймкод — 07:10
Дмитрий: Если говорить чуть подробнее о так называемых «deep tech» проектах, могли бы вы раскрыть этот термин? Все-таки технологическое предпринимательство чаще связывают с разработкой программного обеспечения, различных сервисов и приложений.
Антон: Да, это так. Экономика проходит целый ряд этапов трансформации. Социальные сети, маркетплейсы, агрегаторы услуг — тоже достаточно сложные проекты, да и потенциал этого рынка еще не исчерпан. Однако сейчас речь идет уже об «Индустрии 4.0», где задействуют киберфизические системы. Даже если посмотреть на Facebook или Amazon, они вкладываются в разработку гаджетов и оффлайн. Конечно же, появляется больше автономных систем: как на производствах, так и в секторе услуг и медицине. Еще мы видим развитие сектора сельского хозяйства, модернизацию транспорта, рост альтернативной энергетики и переработки отходов.
Проектирование прототипов по этим направлениям — дело затратное и сложное, поэтому ведущие российские университеты пытаются предоставить свою инфраструктуру. Помимо инжинирингового центра у нас есть все необходимое для работы над биосенсорами и специальными материалами для медицины. Мы планируем стать лидерами в этой области — предоставлять всю линейку сенсоров для патогенов, оценки состояния пациентов и других задач. Такую инфраструктуру предпринимателям не найти в акселераторах или в бизнес-школах.
Примеры успешных стартапов
Таймкод — 11:11
Дмитрий: Получается, что студенты не просто могут использовать базу и изготовить прототипы с минимальными затратами, но и имеют все возможности, чтобы принести пользу обществу.
Антон: Совершенно верно. Мы хотим, чтобы проекты наших учеников доходили до рынка, жили и после их выпуска из университета, а студенты — благодарили за то, что полученные знания и опыт изменили их жизнь. У Университета ИТМО есть множество таких примеров.
Наш аспирант и выпускник Никита Шамгунов построил компанию MemSQL, которую оценили в 400 миллионов долларов. Еще у нас есть первые выходы из малых инновационных предприятий, образованных при участии вуза в капитале компании. Один из основателей таких проектов, Артур Глейм некоторое время назад возглавил направление квантовых коммуникаций в РЖД. Есть и другие проекты в области биотеха, когда научная лаборатория предлагает студентам и специалистам возможность подготовки и публикации научных статей и образования собственных компаний.
Мы сотрудничаем и с инвесторами — например, с United Investors, где одним из основателей является Александр Горный, бывший глава по стратегии MRG. Он входит в наш экспертный совет и помогает отсматривать проекты. Конечно, мы привлекаем и других известных экспертов.
Как оценивают учебные проекты
Таймкод — 14:00
Дмитрий: Вы упомянули совет, расскажите о нем подробнее, пожалуйста. Кто в него в ходит, какой обладает экспертизой, как помогает ребятам с их стартапами?
Антон: Мы сформировали экспертный совет для оценки студенческих проектов. Мы понимаем, что в университете люди больше академического склада, поэтому участие предпринимателей необходимо. Это — лидеры в ключевых отраслях: например, Андрей Зюзин, топ-менеджер группы компании «ЭФКО», третьего агропромышленного холдинга в России, и Ольга Ускова, основатель Cognitive Technologies и эксперт в области систем ИИ. У нас достаточно многочисленный состав — есть и люди, которые отвечают за определенные направления.
Так, по маркетингу мы привлекли Гарретта Джонстона, международного эксперта, поучаствовавшего в развитии крупнейших российских брендов. Наши эксперты могут дать действительно ценные рекомендации и поддержать студентов.
Вообще говоря, запрос на это присутствовал достаточно давно. Сейчас мы сформировали целую систему наставничества, состоящую из более чем двухсот человек. Все они готовы уделять определенное время для консультаций — встречаться, созваниваться и отвечать на вопросы.
Это и индустриальные, и функциональные эксперты. Например, с нами сотрудничают люди, которые отвечают за интеллектуальную собственность и регулирование в области инноваций. С ними можно советоваться на тему того, как лучше подойти к различным конкурсам, где принять участие специфическим проектам, чтобы получить нужный грант и поддержку, и так далее.
Совет составляет порядка двадцати человек. Эти люди не собираются вместе на какие-то заседания, но всегда принимают участие в оценке проектов, которые студенты планируют взять в качестве дипломных. Эксперты говорят, можно ли использовать наработки для выпускной диссертации. Обычно это проекты, связанные с data science и киберфизическими системами.
Как выглядит гибкое обучение на практике
Таймкод — 20:00
Дмитрий: У человека, который только погружается в эту тему, могут возникнуть сомнения, получится ли у него совместить практическую составляющую и учебу: чтобы проект выстоял в условиях рынка, но и формальная сторона учебного процесса отвечала всем необходимым требованиям экзаменационной комиссии. Как вы это видите, как вы у себя это все организовали?
Антон: Нам важно обеспечить максимальную гибкость для студентов. Конечно, они переживают, что любое изменение проекта может быть воспринято негативным образом, а если он провалится на рынке, то возникают сомнения относительно диплома и потраченного времени. Мы объясняем: есть учебный процесс, а бизнес — параллельная история. Нас интересуют компетенции.
Мы благосклонно относимся к тому, что может меняться команда, план работ, целевой рынок продукта. Каждый семестр мы обсуждаем прогресс и вместе планируем, как будет идти развитие проекта и ключевых компетенций студента. Даже если бизнес не получилось построить, человек может выступить и дать оценку предпосылок для такого развития ситуации, рассказать о ходе валидации гипотез, сделать выводы и показать, чему он научился. Это и оценивает комиссия.
Дмитрий: Поддерживаете ли вы концепцию соинвестирования в такие проекты?
Антон: Да. Мы считаем, что возможности для поддержки студенческих инициатив — критически важный элемент всей системы. Если студент не может собрать команду и профинансировать разработку прототипа, это существенным образом замедляет его развитие. Поэтому мы внимательно относимся к взаимодействию с партнерами, а наши студенты обладают широким спектром возможностей для участия в конкурсах, где корпорации предоставляют гранты.
Еще мы пытаемся сформировать свой венчурный фонд. Однако пока не можем раскрыть все детали на этот счет. Это направление развивается, как и работа с индустриальными игроками с точки зрения внутрикорпоративного предпринимательства при участии наших студентов. Мы сотрудничаем с телекомами, фармацевтическими компаниями, другими секторами экономики.
Дмитрий: Компаниям это интересно в том числе и с точки зрения привлечения перспективных управленцев, а не толко инвестирования в стартапы?
Антон: Да, конечно. Данная сфера является наиболее высокооплачиваемой. Это проектная деятельность с большими рисками, требующая освоения целого спектра компетенций. Наука — только часть целого пласта навыков. Мы готовим предпринимателей, которые могут запускать собственные компании и управлять департаментами по инновационному развитию или цифровой трансформации крупных корпораций. Это могут быть и государственные институты развития.
Круг работодателей максимально широкий. Однако и предпринимательские навыки в таких структурах сейчас ценятся гораздо выше. Это — тренд в контексте меняющейся обстановки и условий рынка. Технологические предприниматели могут справиться с кризисом гораздо лучше тех, кто всю жизнь работал в корпорации или госорганах.
Дмитрий: Как я понимаю, принять участие в ваших образовательных программах может практически любой студент? Междисциплинарный подход допускает это.
Антон: Конечно. Важно не делать какое-то гетто для предпринимателей, которых условно два процента в вузе. Не нужно замыкаться и ограничивать их. Наша задача — формировать междисциплинарные команды, где есть люди с техническим бэкграундом, эксперты по маркетингу и другие специалисты. Это — открытая система. У нас могут жить стартапы, созданные студентами различных вузов, и силами команд, которые работают по большей части вне университета. Вы можете привлечь внешних людей и сформировать собственный проект сами, а потом — использовать его для защиты выпускной квалификационной работы. Это максимально открытый подход. Только так и может работать сфера инноваций.
Другие выпуски нашего подкаста на Хабре: