Мы не рабы, рабы не мы

h8xqb_dgfkkhq05qvj6jg4lrcvg.png

«Мы не рабы́, рабы не мы» — это фраза из первой советской азбуки «Долой неграмотность: Букварь для взрослых» от 1919 года. Данная книга стимулировала миллионы людей в нашей стране менять свой быт, сознание и даже политический строй. Прошло сто лет. И кажется на какой-то развилке общество повернуло налево.

Кому строгий контроль, а кому друг родной. «Большой брат» пугающий время от времени особо чувствительных граждан уже давным-давно прописался на производстве, в ритейле и офисах класса «А». Мировые корпорации используют современные технологии для повышения производительности труда. И речь идет не только про тотальную слежку за сотрудниками и контроль активности людей, но и про анализ их поведения. Зачем это «бесчувственному бизнесу» относительно понятно, но как долго люди будут готовы с этим мириться? Об этом в сегодняшней статье.

От плантации до…


В начале байка из жизни американских рабов на плантациях сахарного тростника. Как вы знаете, на заре становления США в этой стране использовали рабский труд. Невольников привозили на плантации и безбожно угнетали. Но и там не обходилось без своих «ноу-хау».

Например, как сделать так, чтобы один надсмотрщик мог обеспечивать производительность десятков и даже сотен рабов? Решение было найдено до безобразия простое. В первый день на плантации за новичком следил управляющий. Гонял его и в хвост и в гриву. В конце дня фиксировалась норма производительности труда новобранца. В последующие дни своей «счастливой» жизни на плантации бедолаге предстояло демонстрировать не меньшие трудовые подвиги. За любые снижения нормативов антистахановцу грозили всевозможные физические стимулы и бонусы.

Все на продажу


Плох тот ритейлер, который не хочет стать Walmart, Amazon, Alibaba и т. п. Примеры гигантских международных бизнесов драйвят игроков размером поменьше. Впечатляющая финансовая отчетность своими цифрами космического порядка уничтожает любые сомнения в безупречности этих бизнес-моделей.

Работать в таких больших и успешных корпорациях хочется многим. Но дьявол, как всегда, в деталях. Чем крупнее и географически шире ритейлер, тем противоречивее впечатления от работы в нем у сотрудников конкретных магазинов и складов — у тех, кто в буквальном смысле своими руками делает этих супергероев FT-500, Forbes и прочих знаковых рейтингов.

Гонка за эффективностью и производительностью труда приводит к созданию систем практически тотального контроля и требованию максимальной работоспособности от каждого невзирая ни на что.

В СССР, клеймившем бесчеловечностью всю капиталистическую экономику, был такой пропагандистский штамп: Toyota — фабрика по выжиманию пота. С момента его появления прошло почти полвека. А он так и просится обратно в оборот. Впрочем, как принято говорить в условиях современной, так называемой новой этики, не все так однозначно.

Болеть нельзя уволить


Три года назад наделал шума отчет бюро по рабочим конфликтам A Better Balance, рассказывающий о ситуации в Walmart. Опрошенные сотрудники крупнейшего мирового ритейлера рассказывали, что панически боятся болеть, брать больничные, сидеть с детьми.

Один из сотрудников Walmart трижды за зиму болел и трижды брал несколько дней больничного, после чего узнал, что потерял баллы личной эффективности, о которых услышал впервые. Выяснить лимит потраченных баллов за год ему не удалось:»Пока мне не расскажут все про эту балльную систему, я не буду ходить на больничный. У меня есть ощущение, что скоро запас баллов закончится, и меня просто уволят».

За потерянные 4 балла работающий в компании менее полугода сотрудник автоматически увольняется. В штате Кентукки у одного из работников магазина был приступ аппендицита. Он не сказал об этом менеджеру и терпел боль, потому что уже до этого потратил много баллов личной эффективности. Но его все равно уволили.

Наиболее яркие цитата сотрудников Walmart из отчета A Better Balance:
»У моей дочери был эпилептический припадок. Я отпросился с работы. Всю ночь не спал, просидев рядом с дочерью. А утром просто уснул на работе. Менеджер послала меня в больницу. На следующий день меня уволили за прогул» (штат Огайо, магазин)

«Я попал в аварию по дороге на работу. Скорая отвезла меня в больницу. Оказалось сотрясение мозга и два сломанных ребра. Я дозвонился до менеджера, чтобы предупредить о случившемся. Он сказал, чтобы я завтра же вышел на работу. На следующий день меня уволили» (штат Оклахома, магазин).

В комментарии Business Insider по поводу изложенного в отчете представитель Walmart тогда заявил:»В нашей компании работают люди, получающие оплату пропорционально отработанным часам. Мы просто не можем себе позволить, чтобы эти сотрудники отсутствовали слишком долго на рабочем месте. Однако ни о каких нарушениях речи и быть не может. Мы понимаем, что случаются непредвиденные обстоятельства, когда сотруднику необходимо отлучиться, и мы всегда идем навстречу. Это касается и тех, кто работает не сдельно, а в штате. Любой сотрудник может всегда рассчитывать на отпуск или больничный. Мало того, политика нашей компании предполагает устройство на работу людей с ограниченными возможностями».

Была у сотрудников Walmart даже война с роботами, в которой они (сотрудники) победили. Об этом рассказывала The Washington Post. Ритейлер несколько лет пытался автоматизировать процессы инвентаризации. В результате у живых сотрудников уменьшался прописанный в должностных инструкциях объем функционала и им снижали зарплату.

Но на деле они обслуживали роботов и даже работали за них, когда клиентам не хотелось общаться с искусственным интеллектом. Сотрудники искренне ненавидели роботов. В итоге Walmart свернула роботизацию и сообщила, что нашла более эффективные способы отслеживать количество товаров в магазинах.

На работу в Мордор


Осенью прошлого года гуманитарный скандал тряхнул крупнейшего онлайн-ритейлера Amazon. Open Markets Institute выпустила отчет о том, как работают на складах Amazon. Он был сделан по информации, полученной от сотрудников и из разных медиа. Отчет представил международного бизнес-гиганта чуть ли не как толкиеновский Мордор с его всевидящим оком.

Сотрудники складов Amazon приходят на работу только с прозрачным пакетом для денег и бутылкой воды. После работы — обязательный досмотр, в очереди на который можно потерять час личного времени. Это не считается как рабочие часы.

Везде висят камеры — официально для предотвращения воровства. Сотрудники считают, что это для слежки за ними. Собираться вместе можно только небольшими группами. Круг общения работников регулярно меняют, перебрасывая их с места на место, чтобы не было постоянных контактов.

Водители Amazon не могут отклоняться от заданных маршрутов (все перемещения отслеживаются) и обязаны доставить вовремя 999 заказов из 1000. Доставил меньше — увольнение.

Электронная система контроля фиксирует каждое действие сотрудников на каждом этапе работы, замеряет время. Эти данные автоматически анализируются, сравниваются с нормативами, и система автоматически рассылает оценку работы. Предупреждения о невыполнении показателей и об увольнении также приходят автоматически. Физическое состояние работника система не учитывает. Вообще, многие детали из жизни сотрудников Amazon можно увидеть в оскароносном фильме «Земля кочевников».

Больше контроля, больше зарплата


Было бы странно не вспомнить о продолжающейся пандемии коронавируса и массовом исходе персонала по всему миру на удаленку. Для миллионов владельцев бизнеса подобная миграция стала причиной перманентного стресса. Страх утратить контроль над рабочими процессами — популярная фобия в современном капиталистическом мире. Какой выход? Правильно, внедрение ПО, повышающего контроль над сотрудниками.

Российская компания Stakhanovets, образованная в 2009 году, специализируется на разработке программных решений для мониторинга сотрудников. Продукт Стахановец позволяет руководителям компаний понимать, насколько эффективны, надежны и безопасны их сотрудники (описание с официального сайта).

С помощью данного ПО можно контролировать опоздания сотрудников. Еще алгоритм умеет анализировать клавиатурный почерк: если автор документа пишет с кучей опечаток, то софт предполагает, что тот находится, например, в состоянии алкогольного опьянения.

Другая программа Yva — разработка Давида Яна, основателя российской компании ABBYY. Программа мониторит поведение каждого сотрудника по содержимому электронной почты, CRM, системе документооборота. А еще в ней можно проводить опросы работников по самым разным темам — от степени удовлетворенности работой до того, как специалист видит свое будущее в компании. Хотя, надо отметить, что при всем при этом софт относительно этичен — личные мессенджеры не контролируются, публикации в соцсетях и обновления на LinkedIn также не отслеживаются.

Есть и отдельные решения для контроля за дисциплиной. Например, CrocoTime и Disciplina показывающие, сколько времени персонал тратит на работу, а сколько — на общение в соцсетях.

Цвет настроения разный


Вот и получается, что бирюзовые компании — это нередко идеализированные розовые мечты соискателей. О них обычно громко, ярко и красиво рассказывают в книгах и на конференциях. Но как одинаково замотивировать и не контролировать десятки и сотни тысяч сотрудников по всей стране или даже по всему миру? Бирюза обычно так широко не масштабируется. Она зачастую про компактные бизнесы. Да, настоящий успех — это всегда отношения между людьми. А отношения базируются на доверии.

Но доверие — это всегда сложно и долго. А бизнес ждать не может. Поэтому если ты идешь работать в крупную компанию, значит принимаешь ее неизбежную небирюзовость. Или это заблуждение? Давайте обсудим в комментариях границы личного и корпоративного в рабочем пространстве? Где начинается и заканчивается ваше Privacy?

© Habrahabr.ru