МВД попросили проверить работу CDEK.Shopping

«Общественная потребительская инициатива» направила обращение в МВД с просьбой проверить работу CDEK.Shopping («СДЭК.Маркет»). Этот сервис предлагал клиентам услуги покупки товаров и их доставки из-за рубежа, однако не выполняет заказы, заявили общественники. 

Mobile ReviewMobile Review

В ОПИ расценили работу платформы как попытку присвоить деньги. «Несмотря на то что с момента оформления заказов прошел месяц, обещанные товары покупателям до сих пор не передали, денежные средства компания также не возвращает», — говорится в обращении к начальнику Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Андрею Курносенко.

Глава ОПИ Олег Павлов отметил, что в CDEK.Shopping знали о проблемах с логистикой ещё до момента запуска сервиса: «Попытки представителей компании сослаться на проблемы с логистикой и платежные ограничения являются несостоятельными. Компания начала свою деятельность после введения санкций и сопутствующих ограничений, она не могла не знать, что они не относятся к обстоятельствам непреодолимой силы».

Павлов считает, что в действиях CDEK.Shopping могут быть признаки присвоения или хищения чужого имущества, которые подпадают под ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата»), предусматривающую санкции до двух лет лишения свободы. 

Управляющий директор площадки CDEK.Shopping Дмитрий Пивоваров утверждает, что СДЭК разрабатывал концепцию сервиса в конце 2021 года. Согласно ей, логистику и таможенное оформление компания берет на себя, а клиенты могут оплатить товары с помощью карт российских банков. По данным Пивоварова, за первый месяц работы было сделано 2,5 тыс. заказов, из них более половины уже куплены в зарубежных интернет-магазинах и будут доставлены покупателям в ближайшее время.

«Запуск любого нового продукта сопряжен с определенными сложностями. Ситуация в мире не позволила нам использовать изначально разработанные схемы выкупа и доставки товаров», — заметил Пивоваров. По его словам, компания вынуждена менять транспортные маршруты раз в несколько дней и ждать, пока средства за товары в долларах поступят на счет иностранного продавца. Такие платежи могут задерживать по 30 дней, сказал Пивоваров.

По аналогичной схеме работает и «Яндекс Маркет». Однако сервис размещает на платформе уже закупленные за рубежом товары, и пользователям не нужно долго ждать их доставки.

Член совета Союза потребителей РФ Алексей Койтов отмечает, что ст. 160 УК РФ подразумевает наличие прямого умысла на обращение в свою пользу чужого имущества. Он пояснил, что нужно установить, было ли такое намерение. «А вот с точки зрения прав и законных интересов потребителей речь идет как минимум об авантюре: в этой ситуации высокий риск сбоя доставки. Именно на это ссылается абсолютное большинство «ушедших» компаний, а не на собственное решение прекратить поставки», — добавил эксперт.

Адвокат юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Олег Логинов считает, в этом случае в действиях сотрудников компании может быть состав преступления по ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Он предполагает, что действия площадки можно квалифицировать как хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребление доверием, если будет установлено, что она не могла исполнить условия договора, а деньги пошли на другие цели.

О проблемах с доставкой товаров через CDEK.Shopping стало известно в июне. Издание Mobile Review посчитало, что за месяц с момента запуска сервиса пользователи сделали заказов на 1,3 млрд рублей. Многие планировали купить видеокарты и дорогую технику.

CDEK.Shopping заработал в мае 2022 года. Для заказа были доступны игровые консоли Xbox и PlayStation, видеокарты и другие комплектующие для ПК, одежда, обувь и аксессуары, детские товары, товары для красоты и здоровья и другое.

После выхода публикации в СДЭК объяснили, что срыв доставки заказанных товаров связан с закрытием транзита через страны, которые были частью маршрутов доставки, платёжными ограничениями и таможенным контролем в странах оформления транзита.

© Habrahabr.ru