Музыка для программиста
Я захожу в офис, поднимаюсь на третий этаж, подхожу к Жене, который выглядит, как зайчик-лапушка. Чтобы меня услышать, он достает наушник из уха, а я слышу, как из маленького динамика разносится какой-то дикий рёв и пронизывающий до костей ор! Ох, внешность, как же ты бываешь обманчива…
Если осмотреться по сторонам, можно увидеть, что большинство людей у нас сидит в наушниках. Мне стало интересно, что и зачем слушают наши разработчики, и не мешает ли им это работать.
Мои вьетнамские флешбеки про музыку на работе
На одной из моих бывших работ мы почти дошли до запрета музыки на рабочем месте.
Основным показателем качества нашей работы был безошибочный ввод данных в систему: цифры, буквы, персональные данные. Короче говоря, мы были операционистами: на одном мониторе скан документа, на втором мониторе SAP, куда ты фигачишь данные. Ошибки были чреваты неправильными начислениями зарплат, отпускных, командировочных и так далее.
Сидели мы, как нынче водится, в гигантском оупен-спейсе, где мышка пукнет в одном конце этажа, а эхо долетает до другого. В работе встречались ошибки (дофига). Начальство активно думало над мероприятиями по нивелированию косяков. Решение не заставило долго ждать: устранить все источники шума. Шум был признан главным террористом, а все подвиды шума (разговоры, стук каблуков, громкое клацание по клавиатуре и т.д.) его преданными сподвижниками.
Прошло пару месяцев, назначенные мероприятие не возымели успеха — люди продолжали ошибаться, выполняя свои рабочие задачи. Тогда стальная руководящая рука замахнулась на святое — музыку, которую сотрудники слушали в индивидуальных наушничках.
У нас было несколько встреч, где решалась судьба музыки:
- запретить или оставить;
- , а если оставить, то создавать ли список допустимой к прослушиванию музыки;
- разрешить ли слушать музыку со словами;
- разрешить ли слушать русскую музыку, где все слова понятны.
Я не шучу и не преувеличиваю. Примерно на этой стадии обсуждения мой нервный тик достиг таких масштабов, что больше нельзя было игнорировать очевидное — пора валить из этой конторы. Ну я и свалила.
Музыка и дофамин
Музыка раздражает — это факт. Когда мы слушаем музыку, в мозгу раздражается nucleus accumbens (прилежащее ядро). Это часть мозга отвечает за формирование удовольствия, смеха, зависимости, агрессии, страха и эффекта плацебо.
Что дальше? Дальше в этом ядре вырабатывается дофамин. Считается, что дофамин — это гормон радости, однако, это не совсем так. Дофамин — это гормон настроения. От его уровня в организме зависит весело нам или грустно.
Если при прослушивании музыки у вас повысился уровень дофамина в крови, то попутно поднимется и настроение. От полученного удовольствия вы можете стать более счастливым и расслабленным, что пагубным образом скажется на продуктивности работы.
Если при прослушивании музыки у вас понизился уровень дофамина в крови, вас выбьет из рабочего состояния через другой полюс — внезапно нахлынувший сплин.
Три правды о прослушивании музыки во время работы
- Инициативная группа британских разработчиков прослушала миллионы часов музыки, протестировала её на своих подопытных программистах и сделала выводы.
Музыка для продуктивной работы должна содержать: шум, гам, вибрации. И не должна содержать: ритма, слов и барабанов.
Такая музыка введёт вас в рабочий транс и загипнотизирует участки мозга, которые могли бы начать саботаж с попытками отвлечься от работы.
Вот тут можно послушать получившиеся плейлисты.
- Ряд исследований говорит о том, что лучшая музыка для концентрации — это отсутствие музыки. Потому как сознание (читай «внимание») у нас одно, как единый ресурс, и разделяя его между музыкой и работой, мы неизбежно проиграем в последней.
- Статьи последних лет уверяют, что музыка — единственный спаситель продуктивной работы в офисе. Мозг пытается обработать все отдельные части данных в офисном шуме: обрывки разговоров коллег, хлопающие двери, звуки доносящиеся с улицы.
Вся эта обработка данных требует энергии, которую вы могли бы использовать, чтобы сосредоточиться на своей работе. Повышается уровень гормона стресса кортизола и снижается уровень дофамина. Эти гормональные изменения негативно влияют на префронтальную кору, препятствуя исполнительной функции. Производительность снижается.
Альтернативная тишина и драйвер работы
Сейчас в Dodo я вижу, что музыку слушают почти все. Поговорив со многими разработчиками, я пришла к выводу, что всё индивидуально (¯\_(ツ)_/¯). Но есть две тенденции:
- Музыка как альтернативная тишина.
В данном случае подтверждается тезис о том, что для работы нужна тишина. В связи со спецификой нервной системы каждого из нас + особенностей восприятия мира конкретно сегодня, людям свойственно отвлекаются на шелест фантика на соседнем столе, хлопающую дверь на другом этаже, топот мышки в соседнем здании.
Человек находится в состоянии повышенной восприимчивости, и любой звук отвлекает/раздражает. В таких случаях музыка выступает альтернативной тишиной, которой человек может управлять, в отличие от звуков офиса.
- Музыка как драйвер для работы: помогает настроиться на нужную волну, держать себя в тонусе, помогает задержаться в нужном состоянии и просто получить удовольствие в течение рабочего дня.
В этом случае человеку нужен темп, чтобы поддерживать ритмику работы. Правда, темп у всех разный.
Мы запилили опрос среди своих разработчиков и выяснили, что они отлично работают под разнообразную залихватскую ритмичную дичь, металл, электронщину, drum&buss, а также хиты эстрады 70-х.
Что слушают разработчики Dodo
Женя Биккинин (objectObject backend developer)
Я регулярно слушаю музыку во время работы для фокуса, расфокуса, транса, а иногда как альтернативную тишину. Иногда мне кажется, что я работаю, только чтобы слушать музыку.
На работе я, в основном, сталкиваюсь с решаемыми головоломками. Т.е. я выкладываюсь, но процентов на 80%. Поэтому здесь, музыка для меня — это драйвер.
Что-то похожее я чувствую, когда катаюсь под музыку на доске. Если ты катаешься под агрессивную бодрящую музыку, даже когда ты падаешь, то подскакиваешь и едешь дальше. Музыка зовёт тебя вперёд. Что-то похожее прослеживается и на работе. У нас в разработке много таких задач: вроде простых, но вроде и с нюансами, когда тебе надо всё пофиксить, подчистить. Примерно, как ехать со склона на доске. И музыка в этом помогает.
Но в случаях, когда идёт процесс исследования, нужна более спокойная музыка. В таких ситуациях уже не нужна долбёжка, наоборот — нужно расслабиться.
Топчик от Евгения Биккинина:
Роман Букин (SRE)
Зачем я слушаю музыку на работе? Потому что в оупен-спейсе много шума. Ты его затыкаешь и с помощью музыки входишь в рабочий поток.
Каждый день у меня разный настрой в плане музыки, которую хочется слушать. Но это только триггер, который нужен, чтобы быстрее въехать в поток. Я работаю в команде SRE, где 10 разгневанных мужчин кричат друг на друга, куда тут без музыки… Любимая музыка и музыка для работы — это два множества, которые сильно пересекаются друг с другом. Музыка может способствовать настроению: поддерживать его хорошим или наоборот помогает погрузить его в свою собственную тьму.
Топчик от Романа Букина:
Виталий Помозов (Dodo IS Developer)
Сейчас мы много программируем в парах, поэтому не всегда удается послушать музыку, а раньше стабильно практиковал. Сидишь на работе, стёкла тонированные, грустно становится, упадок сил, а музыка подбадривает. И альтернативная тишина, когда соседняя команда начинает кричать. Надеваешь наушники, и никого нет.
В идеале я слушаю то, что не особо понимаю и вникаю: весёлое иностранное, немного тяжеловатое. Ради поднятия настроения: репчик, Баста, Ноггано, сидеть подпевать, сидеть на бодрячке. Это для более-менее понятного дела.
Когда надо жёстко вникнуть, остальное нужно отвергать, чтобы не вслушиваться, не подпевать, не пускаться в пляс.
Топчик от Виталия Помозова:
Женя Васильев (Dodo IS Developer)
Я слушаю музыку, чтобы изолироваться от шумов: у нас, кто разговаривает, кто шумит, мозг за это сильно цепляется. Если слушать одно и то же регулярно, то музыка начинает проходить мимо мозга, скорее задаёт тебе ритм. Да, я слушаю жесткач, но если послушать его сто раз, то он уже таким и не кажется. Скорее становится мелодичным.
Топчик от Евгения Васильева: