Must или не must? Какие софтскилы действительно нужны бизнес-аналитику

Привет! Меня зовут Ксения Сахарова, я ментор на курсе «Бизнес-аналитик» в Яндекс Практикуме. В бизнес-аналитике я с 2015 года: от стажёрской позиции дошла до руководителя портфеля проектов. Сейчас я — функциональный архитектор и тимлид в компании «Сапран» и не понаслышке знаю о важности софтскилов в работе бизнес-аналитика. Какие навыки необходимы даже джуну, а какие можно развить по ходу?  

0f040519a8c9b983c2f84c9f664080f0.png

Как понять, что профессия бизнес-аналитика вам подходит?

Я бы сказала, что эта профессия подразумевает два направления в карьерном пути. Первый — ближе к консалтингу: это когда бизнес-аналитики изучают процессы заказчика, занимаются поиском изъянов и предлагают оптимальные бизнес-решения. Сейчас на рынке такие специалисты встречаются редко. Куда более популярен второй путь: комбинирование консалтинга и IT, когда бизнес-аналитик после изучения процессов переходит к разработке и внедрению систем, с помощью которых было решено вылечить боли заказчика. 

Главное качество, свойственное всем хорошим бизнес-аналитикам, — склонность к структурному мышлению. Вспомните, нравилось ли вам в школьные и студенческие годы вести аккуратные конспекты, выделять абзацы цветными маркерами и рисовать таблички? Если вы склонны упорядочивать хаос, раскладывать всё «по полочкам» и выявлять закономерности, то вы точно можете попробовать себя в бизнес-аналитике. Тем не менее есть ряд важных навыков, которые стоит развить, чтобы успешно двигаться в профессии.

Софтскилы, про которые я буду говорить, необходимы бизнес-аналитикам, работающим в области консалтинга и IT. Неважно, занимаются они автоматизацией в рамках проектной деятельности в компании-интеграторе или внутри крупных компаний — для всех специалистов в этой профессии я бы выделила 5 must-have навыков и 4 скила «на вырост».

9 софтскилов бизнес-аналитика

Must have

  1. Вчитываться и находить суть

У заказчиков на крупном корпоративном рынке, как правило, огромное количество томов документации по направлениям их бизнесов. В российском профессиональном поле на старте проекта принято сначала дать бизнес-аналитику доступ к этим томам в зависимости от автоматизируемой области: он должен погрузиться в процесс, а после — приходить к заказчику с конкретными вопросами.

Бизнес-аналитик должен уметь читать документацию, понимать суть и выделять главное для будущей автоматизации. Если по ходу чтения возникают вопросы, а в тексте на них не даётся ответов, то это повод назначить встречу заказчику. Предварительно хорошо бы представить, как выглядит процесс, и смоделировать его — например, в BPMN 2.0, постаравшись учесть все детали, но не отклоняясь от сути.

Тренировать этот скил можно, раскладывая на бизнес-процессы любой объёмный текст — например, любимую книгу или сложный кулинарный рецепт. Это упражнение хорошо тем, что вы не только учитесь выявлять суть из огромного количества информации, но и развиваете хардскил — моделирование процесса в популярной нотации. 

  1. Задавать вопросы

Важно понять ещё на этапе входа в профессию: не существует глупых вопросов, существуют не заданные. Разрешите себе уточнять любые детали, которые вам непонятны. 

Начинающие специалисты на первых встречах с заказчиком могут чувствовать себя неловко — и из-за этого не задают нужные вопросы. Вдруг заказчик подумает, что я плохо прочитал документацию или вообще не знаком с функциональной областью, с которой предстоит работать? Но последствия незаданных вопросов опаснее этой неловкости: вы можете сложить некорректное представление о процессе и пойти не тем путём. А за вами потянутся ресурсы разработки, которые вы рискуете потратить впустую.

  1. Объяснять сложное простыми словами

На каждом этапе работы нужно быть уверенным, что вы и заказчик одинаково понимаете обсуждаемое решение. В коммуникации с коллегами — архитекторами или другими аналитиками — вы тоже должны быть «на одной волне». Для этого важна визуализация и простые метафоры, однозначно понятные всем.

Допустим, вы обсуждаете что-то сложное — например, балансировку инвестиционной программы. В качестве метафоры можно взять принцип засеивания поля разными овощами: нарисуйте на доске поле с квадратиками разной вместимости и помечайте — где будут помидоры, а где свёкла, которым нужны разные условия соседства и разная площадь для роста. Это звучит забавно, но на деле позволяет быстро и доступно передать суть в тех случаях, когда трудно понять абстрактные сущности.

Как тренировать скил? Попробуйте объяснить подростку или бабушке что-то из своего текущего проекта или расскажите, кто такой бизнес-аналитик, чем вы занимаетесь на работе и почему это важно. Ваша задача — донести суть максимально простыми словами. Цель достигнута, если собеседник сам может корректно пересказать ваше объяснение.

  1. Развивать стрессоустойчивость

Многие указывают этот скил в резюме, но не все понимают, что он подразумевает и почему так важен. В первую очередь нужно понять, что стрессоустойчивый человек — не тот, кто никогда не испытывает стресс, а тот, кто умеет с ним справляться. 

Бизнес-аналитик должен дать понять заказчику и коллегам, что на него можно положиться: он не уйдёт со встречи, хлопнув дверью, и не станет повышать голос, если с чем-то не согласен. Хороший специалист умеет брать контроль над ситуацией и собственными эмоциями, не позволяя им мешать работе.

В бизнес-аналитике стрессоустойчивость особенно важна на последних этапах согласования документации. Представьте, что вы прошли уже десять итераций, обсудили все возможные детали и вдруг на финишной прямой получаете ворох правок и комментариев. В этот момент важно собраться, не кинуть ноутбук в стену, сделать пару упражнений на саморегуляцию — и спокойно отработать замечания. 

  1. Отслеживать свой прогресс

Бизнес-аналитик должен знать свои достоинства и точки роста. После каждого реализованного проекта важно оглянуться на проделанную работу: какие ошибки вы совершили? С какими трудностями пришлось столкнуться и как вы с ними справились?

Аналитическая работа над ошибками — залог быстрого роста в профессии. Когда проект сдан, хочется поскорее выдохнуть и двигаться дальше. Но сначала нужно закрепить полученный опыт: выписать ключевые решения, которые оказались успешными, разобрать ошибки и сделать выводы, чтобы в будущем быстрее и эффективнее преодолевать уже знакомые трудности.

«На вырост» 

  1. Ничего не бояться

Аналитик должен смело брать на себя принятие важных решений, даже если это означает, что придётся поспорить с заказчиком. Ваша задача — направлять ход разговора, не позволять проекту выходить за рамки и предлагать те решения, за которые вы готовы нести ответственность. 

В некоторых случаях нужно уметь остановить заказчика — конечно, в вежливой форме. Хороший специалист всегда держит в голове цели проекта и не даёт обещаний, которые им не соответствуют. А ещё он умеет привести аргументы и объяснить, почему те или иные предложения неактуальны или вредны для проекта.

Этот скил — скорее точка роста. Его можно развивать, наблюдая за тем, как старшие коллеги ведут переговоры с заказчиками.

  1. Расширять кругозор

Будьте готовы к тому, что заказчик может быть очень прокачан в IT. Бизнес-аналитик должен уметь поддержать профессиональный разговор о возможностях реализации той или иной функциональности. 

Допустим, вы сделали несколько проектов на одной платформе, а новый заказчик предлагает сделать сложный расчётный модуль на каком-то другом программном обеспечении, с которым вы ранее не сталкивались. Вы должны не только понять, чего хочет заказчик, но и предложить альтернативные решения, обсудить плюсы и минусы. Если вы просто скажете, что не можете реализовать поставленную задачу, как предлагает заказчик, то рискуете потерять проект.

Важно быть в комьюнити, читать специализированные блоги, следить за интересными людьми в LinkedIn и постоянно пополнять свою копилку знаний. Причём не только профессиональных: для продуктивной и комфортной совместной работы с заказчиком нужно находиться в едином культурном поле. Не забывайте постоянно повышать свой интеллектуальный уровень в широком смысле — читайте художественную литературу, смотрите классику. Бизнес-аналитику важно быть всесторонне развитым коммуникатором.

  1. Уметь презентовать идеи

Бизнес-аналитик всегда немного менеджер по продажам. Он должен уметь рассказать о своём решении так, чтобы заказчик в него поверил. 

В кастомной разработке, даже при детальном описании задачи и подробных макетах, на выходе всё равно будет не совсем то, что представлял заказчик. Чтобы «продать» получившуюся функциональность, бизнес-аналитик должен верить в свою работу и искренне любить её.

Развивать скил можно, наблюдая за тем, как продакт-менеджеры «упаковывают» продукт.

  1. Пробовать новое

Каждый бизнес-аналитик со временем становится специалистом в какой-то конкретной функциональной области. Это происходит само собой: например, вы реализовали одну систему по управлению инвестиционной деятельностью, затем вторую, третью — и кажется, что вы уже знаете всё. Почему бы не воспользоваться старыми решениями с новым заказчиком?  

Полезно напоминать себе, что каждый проект уникален: пробуйте новые подходы, меняйте инструменты и открывайте для себя новые возможности даже в знакомых областях. Бизнес-аналитику очень важно быть гибким и любознательным. Сфера развивается быстро — то, что работало ещё вчера, может навредить новому проекту сегодня.

Опытному аналитику море по колено

Новая функциональная область? Несите документацию, сейчас разберёмся. Сложный заказчик? Я его не боюсь и смогу адаптироваться так, чтобы вынести пользу для проекта. Неординарная задача? Супер, мне интересно погружаться в новые темы, даже если придётся задавать глупые вопросы, — так создаются действительно классные продукты, меняющие рынок.

Тех, кто в профессии давно, видно сразу: они смело берут на себя ответственность, не боятся принимать решения и знают, как найти подход к любому заказчику. Но главное — они по-настоящему горят своим делом и умеют вдохновить всю команду.

© Habrahabr.ru