Мультимодальный маршрут In A Nutshell

Иллюстрация от Storyset

Введение

Каждый день вы становитесь участником мультимодальной перевозки даже не задумываясь об этом. 

Что же это такое простым языком?

По сути — это ваш ежедневный утренний маршрут на работу, учебу, где вы сначала садитесь на автобус, потом на метро, далее берете в аренду велосипед или самокат.Более редкий пример — ваша поездка в отпуск. Она не начинается в аэропорту или железнодорожном вокзале. Она начинается около вашего дома, где вы заказываете такси или садитесь в автобус, добираетесь до железнодорожного/авто вокзала или аэропорта, потом трансфер или такси на месте, а может и снова автобус, что-бы добраться до места.

Что общего между этими сценариями? Общее тут то, что в обоих случаях — это цепочка связанных друг с другом маршрутов, которые вы построили. Все эти кусочки выполняются разными видами транспорта, а в целом такой маршрут называется мультимодальным.

Давайте разберемся с деталями и решениями, которые в основе своей используют мультимодальную перевозку.

Пассажир и виды транспорта

Мультимодальный маршрут схематично можно  изобразить следующим образом:

Рис.1. Мультимодальный маршрут с городским транспортом.

Рис. 1. Мультимодальный маршрут с городским транспортом.

Как видите, все начинается и заканчивается с персональных видов транспорта, оплачиваемых по факту предоставления услуги. 

Между ними находится общественный транспорт, проезд на котором оплачивается заранее или в момент начала маршрута. Также может использоваться оплата с депозита (для Москвы — карта Тройка).

Безусловно, в зависимости от маршрута количество и виды транспорта будут варьироваться, что будет влиять на время в пути и итоговую стоимость поездки. 

Если говорить про поездку в отпуск или на отдых, то там мы увидим аналогичную последовательность движения, но в нее будет добавлена междугородняя или международная перевозка.

Рис.2. Мультимодальный маршрут с междугородним и международным транспортом.

Рис. 2. Мультимодальный маршрут с междугородним и международным транспортом.

Междугородний транспорт может стыковаться друг с другом, поезд с самолетом, автобус с поездом и т.п.

Наша задача как пассажиров — проработать маршрут, оптимизировать его по географии, времени, стоимости, купить билеты на все виды транспорта.

Автоматизация — сервисы для путешественников

На момент написания этой статьи для путешественников полноценного door-to-door решения, позволяющего строить маршрут и сразу его оплачивать на рынке нет.

В качестве примера приложения, работающего с городским транспортом можно, можно говорить о «Московский транспорт» и региональные приложения от компании Датапакс, которые закрывают городской и пригородный участки
(ссылки на Google Play доступны только через VPN для читателей на территории РФ).

В части междугородных перевозок на рынке присутствует только одно решение от компании Онэлия (tripandfly.ru), которое на данный момент может строить мультимодальный маршрут на 5 видах транспорта (железнодорожный дальнего следования, железнодорожный пригородный, авиационный, автобусный, водный) с возможностью их покупки в одном заказе.

В основном на рынке для путешественников доступны только сервисы, которые закрывают по отдельности маршруты на одном виде транспорта.

Рис.3. Онлайн бронирование транспорта

Рис. 3. Онлайн бронирование транспорта

На рисунке выше цветом выделены виды транспорта, которые сейчас можно купить на разных интернет ресурсах. Сайтах метапоисковиков, собирающих предложения от агентств и перевозчиков, а также на сайтах онлайн туристических агентств.

На международном рынке в качестве примеров можно назвать сервис Rome2Rio, Omio. Omio не предоставляет полноценного мультимодального сервиса, а лишь инициирует поиск всех доступных видов транспорта по маршруту путешественника, решая задачу оптимальной стоимости маршрута.

На Российском рынке мультимодальное решение работает на ресурсе РЖД с приоритетом на железнодорожный транспорт (по понятным причинам).

О работах в направлении мультимодальных перевозок говорила компания Сирена в рамках своего продукта MixWel, компания ВИПСервис, но в обоих случаях с рабочим продуктом в открытом доступе ознакомиться нельзя.

Достаточно серьезный задел на создание полноценного мультимодального сервиса есть у российских игроков туристического рынка Яндекс и ТуТу. Но пока Яндекс выступает в роли метапоиска по моно транспортным услугам, говорить о создании полноценного мультимодального сервиса преждевременно.

Примеры мультимодальных маршрутов

Для примера возьмем маршрут Нижний Бестях (Республика Саха (Якутия)) — Москва.

Рис.4. Мультимодальный маршрут Нижний Бестях - Москва, Tripandfly.ru

Рис. 4. Мультимодальный маршрут Нижний Бестях — Москва, Tripandfly.ru

Tripandfly предлагает маршрут с использованием железнодорожного и авиационного транспорта длительностью 1 день 7 часов.

Рис.5. Мультимодальный маршрут Нижний Бестях - Москва, rzd.ru

Рис. 5. Мультимодальный маршрут Нижний Бестях — Москва, rzd.ru

С учетом приоритета железнодорожного транспорта сайт предлагает возможность проехать по маршруту за 6 дней 5 часов.

Рис.5. Стыковка железнодорожных предложений по маршрут Нижний Бестях - Москва, tutu.ru

Рис. 5. Стыковка железнодорожных предложений по маршрут Нижний Бестях — Москва, tutu.ru

Рис.5. Стыковка железнодорожных предложений по маршрут Нижний Бестях - Москва, travel.yandex.ru

Рис. 5. Стыковка железнодорожных предложений по маршрут Нижний Бестях — Москва, travel.yandex.ru

В сервисах от Яндекса и ТуТу нет мультимодальных предложений, но они оба предлагают состыковать два железнодорожных маршрута в один для решения задачи пассажира.

Подход идентичен созданию виртуального интерлайна для авиационной перевозки, когда у авиакомпаний отсутствуют договора для обеспечения пересадки и ответственность за пересадку несет пассажир.

Во всех вариантах есть один минус, на который достаточно быстро обратят внимание жители Якутска или Нижнего Бестяха. Этот минус — следствие проблемы полноты данных в системах, которые занимаются построением мультимодальных маршрутов и их источников. В данном случае не учтен тот факт, что между Якутском и Нижним Бестяхом существует автобусное сообщение, зимой — по замерзшей Лене, а летом — на пароме. Таким образом, оптимальный маршрут был бы Автобус + Самолет и время в пути сократилось бы до «менее суток». Надо признать, что прямой маршрут Иркутск-Нижний Бестях на сайте rzd.ru предлагается с учетом этой возможности.

Открытые вопросы

Не смотря на то, что работающие сервисы позволяют путешественнику решить вопрос построения маршрута и достаточно гибко подойти к вопросу оптимальности стоимости и времени в пути, они пока не решают проблему поддержания его целостности. В случае отмены или задержки одного из рейсов мультимодального маршрута, пассажиру придется оперативно перестраивать маршрут целиком.

Еще одно существенное ограничение — использование только междугородних и международных видов транспорта при построении мультимодального маршрута. Пока городской сегмент, а также первая и последняя мили не участвуют в построении. Эти участки могут быть максимально вариативными и предлагаться путешественнику как опцию, показывающую варианты, как он может закрыть этот участок маршрута. Причем, по мере приближения к началу поездки эти опции могут меняться.

Ну и, наверное, самый существенный вопрос — это осведомленность пассажира, что подобные сервисы существуют и они могут решить задачи по построению маршрута, оптимизации стоимости и времени в пути. В ближайшем будущем, эти решения, я надеюсь, будут предлагаться уже от двери до двери, что сделает наше путешествие еще более комфортным.

© Habrahabr.ru