Можно ли стать аналитиком, отучившись в онлайн-школе?

С каждым годом в наших командах появляется всё больше перспективных тестировщиков, разработчиков и аналитиков без технического бэкграунда, которых нам приходится «подтягивать» в процессе. Например, мы вырастили десятки техлидов, которые начинали с простых задач, а сейчас управляют разработкой банковских сервисов.

Было бы хорошо ускорить этот процесс: подготовить технического специалиста до того, как он пополнит наши ряды. Для этого мы запустили Alfa Campus — трёхмесячные образовательные бесплатные курсы обучения по двум специальностям: аналитике и тестированию. Преподавателями взяли ведущих техлидов и экспертов банка, разработчиков инновационных цифровых проектов: мобильных приложений, интернет-банка, платёжных сервисов Alfa Pay, AlfaPOS и других. 

В Alfa Campus мы взяли на обучение 124 человека. Не так давно они выпустились. Что в итоге? Получили ли студенты какую-то пользу от курсов? На примере факультета системной аналитики об этом и расскажем: как готовили программу, обрабатывали десятки тысяч анкет, проводили собеседования с людьми, бесконечно удалёнными от IT, и где сейчас наши ученики.

fcee9520b8b73b13f09f1df2dec3f5b0.png

Как мы получили больше 17 000 заявок и проводили собеседования с ресторатором, моряком и балериной

Так выглядит главная страница.Так выглядит главная страница.

На курсах аналитики может учиться любой желающий. Предыдущая работа, образование, возраст, пол, вес и рост не имеют значения. Важен лишь один фактор — желание учиться и стать аналитиком. Чтобы взять на курсы тех, кто действительно хочет учиться мы провели отбор.

Отбор проходил в 2 этапа: анкета на сайте и собеседование.

Анкета 

Она выглядела так.

Часть анкеты.Часть анкеты.

В анкете содержались базовые вопросы по системной аналитике, логическому мышлению и общим навыкам,. Для ответов нужно было немного погрузиться в тему системной аналитики: изучить тему, понять, сформулировать ответы на вопросы. Мы хотели понять как человек мыслит, может ли найти информацию и переработать ее, и есть ли у человека вообще интерес к этому делу.

Всего мы получили 17 653 заявки на обучение.

Примечание. На другом факультете, тестирования, их было ещё больше — 19 222. Об этом факультете мы расскажем в другой статье.

Собеседование

Разбор заявок занял 2 недели — за это время мы провели 360 собеседований по 15–20 минут. Этого времени достаточно, чтобы познакомиться с кандидатом и задать несколько технических вопросов.

Если бы мы собирали статистику, то у нас получилось бы хорошее исследование о тех, кто хочет «войти в айти». Учиться на системного аналитика хотели:

  • Логисты.

  • Инженеры-конструкторы.

  • Механики.

  • Госслужащие.

  • SMM-специалисты.

  • Сотрудники нефтегазовой отрасли.

  • Бухгалтеры.

  • Специалисты по закупкам и снабжению.

f7e98c8bfe9c5783764d9632cf616d59.pngАндрей Макогон

Стажёр в команде Альфа-Мобайл.

«Больше 7 лет я работал в сфере снабжения и закупок. Много работал с большими объёмами информации, структурировал и анализировал данные, автоматизировал процессы. Решил поменять сферу, потому что не видел карьерного роста. Всё больше погружался в IT, даже прошёл курс по frontend-разработке, что помогло в обучении на факультете системной аналитики»

b1d009b84db29213c5aba93bd9d3eb1e.pngЮлия Мизёва

Стажёр аналитик в Альфа-Банке.

«По образованию я химик, но по образованию не работала — занималась системной поддержкой бизнеса в металлургической компании. В какой-то момент я стала интересоваться IT. Когда узнала от подруги про старт набора в Alfa Campus, сразу же отправила заявку. Профессия аналитика мне казалось перспективной»

40a81f8f5e4d38d9d60d3f90a4a78e40.pngЕкатерина Банникова

Руководитель направления по построению и автоматизации бизнес-процессов в фарм-компании.

«У меня уже был опыт в IT, на работе я отвечаю за разработку ПО как бизнес-аналитик. Поэтому я поступила на курс не для смены профессии, а как часть эволюционного пути: хотелось глубже понимать техническую часть, улучшить коммуникацию с командой разработчиков»

А также представители других профессий:

  • Балерина.

  • Моряк.

  • Кругосветный путешественник.

  • Певица.

  • Режиссёр.

  • Дизайнер принтов для футболок.

  • Патологоанатом.

  • Ресторатор.

  • Майор ФСИН.

  • Педиатр после 7 лет ординатуры и пары лет работы по профессии.

Среди желающих поступить были и те, кто пришёл в IT по стопам своей семьи. Например, мы встретили девушку, чей муж работает системным аналитиком. По её словам, работа мужа ей так понравилась, что она захотела учиться. Теперь она стажёр в Альфа-Банке, а семья стала династией аналитиков.

На обучение мы взяли 61 человека.

Программа курса, лекции и домашки

Обучение проходило в формате онлайн-лекций с практическими и домашними заданиями. Программа состояла из нескольких больших тем (подробнее уже на курсе). 

  • Кто такой системный аналитик, что делает и за что отвечает, карта компетенций.

  • Жизненный цикл разработки ПО.

  • Требования и работа с требованиями. 

  • Документация.

  • Моделирование информационных систем.

  • Soft skills.

  • Базы данных.

  • SQL. 

  • Архитектура.

  • Интеграции.

  • Тестирование.

  • Итоговая работа.

Мы рассмотрели все основные аспекты того, чем может заниматься системный аналитик. Программу разработали на основе карьерной модели, а саму модель — на основе нашего опыта, списка знаний и навыков, которые мы используем в работе. Поэтому, например, к лекциям по тестированию системные аналитики переходят только после лекций по архитектуре и интеграциям.

Сами лекции проходили 2 раза в неделю по 2–2,5 часа. Всего должно было быть 24 занятия, но увидев интерес студентов, решили проводить дополнительные занятия по запросам.

Довольно быстро атмосфера на занятиях перестала быть слишком серьёзной — иногда студенты устраивали флешмобы. Например, один раз студенты подключились к лекции в розовом (одежда, фон, элементы), а на другой — составили из букв на фоне поддерживающее послание для преподавателя. После лекций просили остаться «просто поболтать» и задавали вопросы о личном опыте преподавателей. 

Кроме теории мы подготовили студентам много практики. Много практики. Очень много практики.

Мы решали задачи на лекциях. Например, определить заинтересованные стороны в рамках процесса заказа карты на сайте банка. Вне зависимости от карты и банка, все должны были определить список заинтересованных лиц в процессе.

Мы разбирали кейсы из нашей работы. Одно из занятий посвятили плюсам и минусам коммуникационных навыков для системного аналитика на примерах.

Проводили отдельные практические занятия. Часто это были командные занятия. Одно посвятили архитектуре: разделили студентов на 8 команд, и каждая из них самостоятельно рисовала архитектуру приложения. Во второй части занятия разобрали результаты.

И, конечно, давали задания «на дом». Например, развернуть базу данных на своем ПК, описать архитектурные решения, логическую модель данных…

Пример домашних заданий студентов.Пример домашних заданий студентов.

…или написать запросы к БД, которые они могли проверить в учебном приложении, которое разработала наш преподаватель — Евгения Смолина

На выполнение домашних заданий у студента было ограниченное, но достаточное время — 1–2 недели. После проверки выдавали комментарии с обратной связью. А чтобы ещё помочь и поддержать студентов, через несколько недель после старта разделили весь курс на группы по 10–11 человек, и выделили группе ментора, который в чате подробнее отвечал на вопросы учеников.

В чате студенты делились советами и поддерживали друг друга, обсуждали лекции, скидывали мемы или делились стикерпаками с преподавателями…

3dedfb72ecab2395d6c2560fcde5a34a.png

Все домашние работы и практические занятия составляли часть одного проекта и в конце курса студенты на основании этих работ подготовили свою первую спецификацию. 

Пример нескольких страниц спецификации, последовательность не соблюдена.Пример нескольких страниц спецификации, последовательность не соблюдена.

Результаты: стажировки и офферы

Чем завершился Alfa Campus? Дипломами, стажировками и офферами.

Главный критерий успешного обучения — готовность полной спецификации на 25 страниц. Все, кто подготовил этот документ, получили именные сертификаты об успешном окончании курса на официальном закрытии курса. На 60 спецификаций мы выдали 57 сертификатов. К сожалению, до конца дошли не все. 

Также мы подарили выпускникам электронную библиотеку по системному анализу, чтобы они ничего не забыли — это ссылка на Google Docs, где мы собрали полезные книги. 

Что даёт сертификат? Стажировку и работу.

После обучения мы предлагали студентам стажировку. Но не все, кому мы предложили, согласились — часть наших потенциальных стажеров переманили в другие банки или в екоммерс, кто-то получил офферы аналитиков в других компаниях, кому-то предложили перейти из QA в аналитики, а кто-то получил повышение. 

7270b6179899e3df4c9dd39101805743.pngЕкатерина Банникова

Руководитель направления по построению и автоматизации бизнес-процессов в фарм-компании.

«После учёбы в Alfa Campus я обсудила ситуацию с руководителем, объяснила, что мне интересно и чего не хватает в работе. На тот момент я занимала позицию руководителя группы маркетинговой аналитики в фарм-компании, мне предложили руководить новым направлением в компании — создавать и автоматизировать бизнес процессы»

Нашу стажировку сейчас проходят 8 человек. Она ещё идёт и о результатах можно судить только ближе к концу года. Несмотря на это, первые отзывы от команд мы уже получили. Команды поделились тем, что это одни из лучших стажеров среди тех, кого они брали.

Одному студенту мы предложили не стажировку, а ставку системного аналитика. И это отдельная история.

Паша 7 лет назад работал в Альфа-Банк в процессинге. У него было практическое понимание системного анализа, но не было базы. Но Паша очень хотел стать системным аналитиком, поэтому прошёл все этапы отбора, отлично выполнял практические задания и домашние работы. 

Когда подводили промежуточные итоги обучения, поняли, что готовы предложить Паше пройти собеседование, и не на стажера, а на полную ставку. Ответ Паши был коротким: «Погнали».

На собеседовании Паша ответил на все вопросы и даже вспомнил особенности системы, с которой раньше работал в Альфа-Банке. Этого было достаточно, чтобы мы сделали Паше оффер. 

Зачем?

Наши преподаватели проводили лекции по 2–3 часа после работы. Учитывая разницу часовых поясов, для половины преподавателей встречи заканчивались уже за полночь. А после лекций проверяли домашки и готовились к следующим занятиям, и также поддерживали студентов в чате. Зачем это всё?

Мы уже давно работаем системными аналитиками. Мы прошли все ступени на пирамиде потребностей и добрались до той, где появляется искреннее желание поделиться экспертизой. Когда в чате наши студенты благодарят нас за занятие, за ответы на все вопросы, за внимание и понимание как преподавателя или ментора, когда 60 человек смотрят на тебя как на учителя, шлют лучи добра в чатах и пишут, как их жизнь меняется в лучшую сторону — это воодушевляет. 

Если вы уже отучились на нашем курсе, напишите в комментариях ощущения сейчас, когда уже прошло достаточно времени: где работаете, как вам пригодились новые знания и навыки)

Если заинтересовал курс по аналитике — оставляйте заявку на сайте переходите на сайт подписывайтесь на канал Alfa Campus в Телеграмме. Там мы постим новости, знакомим с преподавателями, рассказываем истории учеников, иногда шутим и делимся мемами. Или сразу оставляйте заявку на сайте.

© Habrahabr.ru