Может ли дизайн повлиять на скорость доставки?

Внутренние интерфейсы редко бывают дружелюбными, понятными и красивыми. А зря — c их помощью можно влиять на ключевые метрики бизнеса. Под катом история о доставке, курьерах, мышлении и дизайне.

6flkxm5iodwcreniuleyrfnceca.png

toegivel6mq75fjo9jdnrozwhqc.png Об авторе статьи: Мурад Гаммадов, лидер B2B-дизайна Додо Пиццы.


Заказывая еду на доставку, люди уже не готовы ждать час. Это слишком долго. Полчаса — вот максимум, который клиент готов потратить на ожидание. В 2018 году мы возили пиццу в среднем за 43 минуты, а хотели за 30!

Чтобы добиться цели нам пришлось расширить транспортную линейку (добавили бензоскутеры, электросамокаты и велотрайки), пересмотреть зоны доставки, научиться прогнозировать время поездок. А ещё переделать терминал курьеров и с помощью дизайна изменить парадигму восприятия с «успеть за 60 минут» на «доставить как можно быстрее».

Это статья про дизайн. В ней я покажу весь путь работы с интерфейсом: с чего всё начиналось, куда двигалось, и чем дизайнерское сердце успокоилось.

С чего всё начиналось


В каждой пиццерии между кухней и зоной для курьеров стоит моноблок, на котором открыта «касса доставки» — раздел Dodo IS, отвечающая за взаимодействие с курьерами:

b9rwvge9ossa9lh_skb7a627t3u.png

Это старый интерфейс кассы доставки, с которого мы начали свой проект по ускорению. Зелёным подсвечиваются заказы, готовые к отправке клиенту, белым — те, что ещё в работе. Чёрный и синий цвет номера — это разделение на доставку/самовывоз. Время слева вверху ячейки — обратный отсчет от 60 минут с момента поступления заказа в пиццерию. Бейджик справа вверху ячейки показывает статус заказа или время до приготовления.

Прежде чем брать заказы, курьеру нужно было «встать в очередь» — по сути, зачекиниться. Это делалось с помощью штрих-кодов: каждому курьеру распечатывали штрих-код, и он сканировал его при входе в пиццерию. Система сама определяла первого в очереди курьера и делала его «активным» — то есть тем, кто должен брать заказ.

Когда курьер собирается доставить заказ, он должен выбрать его в интерфейсе и отправиться в путь. Чтобы выбрать заказ, нужно сначала нажать на ячейку, а потом нажать «Выбрать заказ», и тогда уже он привязывался на тебя. Дальше, либо ты берёшь еще один заказ, либо нажимаешь «Отправить курьера» и выезжаешь.

Не изобретаем велосипед


Общую конструкцию интерфейса мы решили не менять — это в какой-то мере колесо, далеко от него не уйдешь. Всегда приходится выбирать между двумя классическими вариантами отображения: либо плитки, либо список. Список неудобен — слишком мелко и нажимать неудобно. В общем, годно, оставляем плитку и идём думать над содержанием ячеек.

Весь проект «Доставка» был выстроен вокруг работы со временем, как со стороны менеджмента/бизнесовых решений, так и со стороны дизайна. Для нас было очень важно, чтобы таймер был виден издалека, прямо от двери, как только курьер заходит в пиццерию. И мы стали прорабатывать разные варианты визуализации. Можно сделать горизонтальный таймер и красить его в зависимости от оставшегося времени:

re7xu3szlgkbkfoblaffioo9bao.png

Вроде неплохо, но нет. Само наличие таймера создает ощущение, что у тебя ещё есть время для прокрастинации. А мы хотим, чтобы заказы брали сразу же, как только они будут готовы.

А что если убрать горизонтальный таймер и красить сам номер заказа? Он большой, хорошо заметен:

0ypbsosfd1sroc3i3jt3vwf8yam.png

Не, не айс. Теперь акцент сместился к проблемным заказам. А если нет проблемных, нет и мотивации выезжать сразу. Пойдём в другую сторону…

А что, если считать, сколько времени уходит на выбор заказа? Как только курьер становится активен, у него начинает тикать время. Если выбираешь себе заказ больше 30 секунд — подсвечиваем красным. Можно ещё давать подсказки вроде «Берите заказ», «Пора выезжать». Всегда приятно, когда система общается с тобой:

j2if3kzn2fcbyq4dgozazeavyw8.png

Но мы не учли, что курьеры часто ждут второго и третьего заказа, чтобы отвезти всё сразу. И трудно понять, сколько времени тратится на простой, а сколько на ожидание.
Может тогда считать время простоя заказа, а не курьера? Так мы даём гибкость на выбор и одновременно намекаем не тянуть слишком долго. Будем показывать его в дополнение ко времени заказа и подсвечивать: две минуты — жёлтым, пять — красным:

fo4ttzytoek2fy9xl5hybue8m5q.png

Так как заказы ждут курьеров на тепловой полке, мы так и назвали это время «временем на тепловой полке». Оставили так и пошли думать дальше.

Как считать время


Потом мы подумали:, а правильно ли вообще считать время в обратном порядке от 60 минут? Это было логичным, когда нужно было просто уложиться в час, но сейчас курьер должен доставлять заказ как можно быстрее. И тут мнения по разделились:

  1. Продакт хотел показывать прогноз общего времени из разных интервалов: приготовление (желтый цвет), тепловая полка (зеленый), доставка (синий). Время приготовления бралось как стандартное (7 минут), но обновлялось в процессе; время на тепловой полке начинало идти, только когда заказ попадал туда; для доставки показывался прогноз.
  2. Тайный советник тоже предлагал показывать прогноз общего времени, но только числом, и показывать отдельно время на тепловой полке.
  3. Дизайнер думал просто ограничить время 30 минутами. Раньше был обратный отсчет от 60, теперь будет от 30. Жёстко, но просто.

waklj5zum_zycyjm5vfibk_uz-4.png

Большинство сотрудников нашего офиса проходили гембу, поэтому мы решили сначала потестить все три варианта на них:

  1. Уже в самом начале выяснилось, что вариант продакта слишком сложный. Ни один человек так и не понял его самостоятельно, да и после объяснения мало кто понял.
  2. Вариант дизайнера поняли быстро, но он показался (сюрприз!) слишком жестким.
  3. Вариант тайного советника понравился больше всего, и мы решили взять его за основу.


Правда, в процессе обсуждений мы поняли, что его тоже стоит доработать. Во-первых, мы забыли про статус заказа. Во-вторых, показывать два времени в ячейке — плохая идея. Все время хочется мысленно как-то сопоставить их, сложить/вычесть. Поэтому от времени на тепловой полке мы все же отказались, оставив только общее время заказа:

rq2hmhv33ytacgftva3nvyahk-i.png

Распечатали доработанный вариант и пошли показывать курьерам. Всё прошло благополучно, они быстро поняли, как считается новое время заказа. Конечно, привычка всё равно остаётся, и потребуется время, чтобы перестроиться. Но перестраиваться всё равно придётся, и тут важнее было понять, не слишком ли сложна новая логика.

К новой логике мы добавили ещё и красоту:

  • Вернули все дополнительные контролы со старой кассы.
  • Собрали полноценную сетку из ячеек и выделили статус.
  • Очередь курьеров сделали контрастной и перенесли её налево — читаем же слева направо.

j460ihpltychbki4bisz-egvaci.png

Как курьеру понять, что он молодец: метрики


Ещё один важный момент — метрики, а именно среднее время заказа. Это та метрика, ради которой всё и затевалось. Мы начали экспериментировать с тем, как показывать статистику заказов. Сначала было просто среднее время:

zj2v5kpsrytu7stp10qf-dhnda8.png

Но не суховато ли? Попробуем показывать количество заказов, доставленных вовремя и не вовремя:

gr6nprgs72qemhmjrwh0iokat70.png

Идея с количеством норм, но без пояснений стало не очень наглядно. И хочется видеть статистику издалека, а в кружки приходится вглядываться.

Попробуем показывать через полоски и их соотношение, для этого придётся перенести статистику вниз:

dlwlipmd_vjcnmiksasi0e2koka.png

Значения не могут быть на границе полосок (будут накладки), поэтому детализацию приходится сдвигать вправо. Но когда они стоят так близко, всё время пытаешься соотнести полоски с кружками — это напрягает. Да ещё и низ частенько выпадает из поля зрения. В общем, сверху нагляднее.

В итоге оставили проценты без пояснений и вернули среднее время:

uzriubx7zj8go2euhgrygroczus.png

Мы долго спорили, как показывать заказы — количеством или процентами? В итоге остановились на процентах, потому по процентам можно ставить цели. На количество ты не можешь влиять прямо, и пиццерии бывают разные (старые/новые, разные локации). А с процентами таких проблем нет.

Потом продакт подкинул ещё одну идею: вести рейтинг курьеров за смену. У рейтинга нет каких-либо последствий (штрафов/премий), это чисто соревновательный элемент. Вроде мелочь, но добавляет азарта в работу:

si_ya9efgesaowd48h9bh_zvk6e.png

Ну и старая пиналка вернулась в новом обличии.

В самом конце дизайнер пришел к мысли, что если важно содержание самих списков, заголовки выделять не обязательно. Заодно подтюнили статус — он должен быть заметен издалека, поэтому сделали его ярче и вписали в общую гамму:

4kjt7psdnavyrxft-m5hpaya6pq.png

Идём тестить на живых курьерах


Итак, мы собрали работающую модель и выкатили её на несколько пиццерий. И сразу же стали заметны недочеты.

Первая проблема — всё очень мелко. У моноблоков кассы большая плотность пикселей, но нет автоматического масштабирования, как на телефонах или планшетах. При текущих размерах читать что-то на расстоянии совсем трудно.

Вторая проблема — в очереди всё слилось из-за маленьких заголовков, взгляду не за что зацепиться. Заголовки играют роль указателей и помогают ориентироваться, поэтому должны быть крупными и хорошо заметным.

Третья проблема — плохо видно время заказа и готовность. Везде приходится вчитываться.

С первыми двумя пунктами всё ясно, а вот с третьим пришлось подумать. Выделить время как статус не получалось, две похожие сущности путали бы. С другой стороны, в статусе главное знать готов заказ, или нет. Поэтому мы решили вернуться к старому варианту — готовность показывать зелёным фоном, а статус просто текстом. Это позволило и выделить время.

ixelpjhcwdwad8sfr-7sibix_qe.png

Добавим красок


В один момент пришёл арт-директор и говорит:, а давайте сделаем все метрики гигантскими и зафигачим в полоску слева? Дизайнер сначала спорил и пытался вразумить арт-дира, а потом попробовал и ему понравилось:

ewbq2t4rguqv-i1ylwgxskehxrc.png

Потому что так гораздо заметнее. Тут уже не сможешь забить на них.

Примерно в тот же момент решили сделать тему тёмной. На сером фоне из-за малой контрастности ячейки немного сливались, а на тёмном фоне белую ячейку видно издалека. Да, мы ещё сделали это из-за оптического эффекта — белый текст на тёмном фоне кажется больше, чем чёрный на белом (тут стройного объяснения у меня нет, но кажется это связано со «светлотой» — белый цвет своей яркостью как-бы «съедает» чёрные буквы;, но это не точно). И всё же мы не уверены, хорошо ли делать всё темным, но решили попробовать в качестве длительного эксперимента.

Для сравнения — попытка «осветлить» все обратно:

-y1knszm-rxne8hlxjg1qy5iqz8.png

А это уже докрученный вариант, который в итоге и вышел в продакшн:

uhpkyqzppwaqf5jc4ih2sxjouy4.png

Сравните, что было в самом начале и что получилось в результате:

wuhwrya-alyblqjskuril877ksa.png

Спустя год средняя скорость доставки по всей сети снизилась с 43 до 35 минут. Какова была в этом заслуга нового терминала? Сложно оценить, но свою роль он сыграл. В таких глобальных проектах сам по себе дизайн не может (да и не должен) быть киллер-фичей. Но это действенный инструмент, который помогает облечь суть в нужную форму и правильно расставить акценты.

© Habrahabr.ru